Пошлова Светлана Александровна
Дидактическое пособие по экологическому воспитанию «Чудеса природы» для детей младшего дошкольного возраста
Дидактическое пособие по экологическому воспитанию "Чудеса природы" для детей младшего дошкольного возраста.
Автор: Пошлова Светлана Александровна, воспитатель МДОБУ детский сад № 37 «Берёзка».
Публикация «Дидактическое пособие по экологическому воспитанию „Чудеса природы“ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Описание: предлагаемая методика использования дидактического пособия будет полезна воспитателям дошкольных учреждений, младшего возраста.
Цель дидактического пособия : развитие речи, обогащение словарного запаса детей, развитие познавательной активности, внимания, образно-смысловой памяти, логического мышления.
Задачи:
- развивать лексико-грамматический строй речи, память, мышление;
- закреплять навык словообразования и словоизменения;
- расширять и активизировать словарь;
- развивать связную речь;
- формировать у детей представления о сезонных изменениях в природе;
- дать понятие о явлениях природы.
- развивать тактильные ощущения детей, мелкую моторику пальцев рук;
- воспитывать уверенность в себе. - Формировать общие сенсорные способности;
Начиная с младшего дошкольного возраста, в ДОУ ведется работа по формированию грамматической стороны речи.
Работа с пособием направлена на закрепление знаний детей о природе и характерных признаках времени года, о растительном мире, развитие связной речи, закрепление умения составлять словосочетания «зелёный листик» и т. д., развитие психических процессов (мышления, воображения, памяти, внимания, восприятия, развитие познавательных и творческих способностей).
Данное пособие «Чудеса природы» позволяет:
Формировать способность детей переключаться от реальной визуализации к образной и абстрактной, что способствует развитию мышления, воображения, восприятия, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.);
Это пособие многофункциональное, можно применять как со всей возрастной группой, так и индивидуально, применять, как в организованной образовательной деятельности, так и включать в режимные процессы, и в самостоятельную деятельность детей;
Как и в любой дидактической игре, при проигрывании с использованием данного пособия реализуются несколько этапов:
1. Постановка дидактической задачи (в зависимости от выбора игры, которая реализуется через игровую задачу);
2. Игровые действия, которые определяет игровая задача и становится задачей самого ребенка;
3. Результат, т. е. решение поставленной задачи
Примеры игр и игровых заданий: 1 сторона «Дерево»
1. Цель: формирование лексико-грамматического строя
•«Жадина» ( назвать своим каждый предмет : мой, например, листик, моя, мое, мои);
•«Посчитай» (например, одно яблоко, много яблок, и т. д.);
•«Я, ты, он, она, мы, вы, они» (я смотрю на листик, ты смотришь на листик….);
•«Назови одним словом»; (листья; цветы).
•«Чего не стало»;
2. Цель: Обогащение и активизация словарного запаса
•«Найди и назови одним словом» (например, фрукты, цветы);
•«Игры - загадки»;
3. Цель: развитие связной речи
• ориентация в пространстве «Что где находится»;
•«Кто, где спрятался» (игра на предлоги);
4. Цель: Систематизация знаний и представлений об окружающей действительности
• «Зима, лето, весна, осень» (дети выбирают сезонные признаки);
5. Цель: Закрепление цветов (красный, желтый, зеленый,
• «Выбери» (например, все зеленые яблоки, все красные листья, все желтые цветочки)
5. Цель: развитие мелкой моторики.
•«Собери яблоки с дерева»
• Упражнять детей в застёгивании и расстёгивании липучек
Примеры игр и игровых заданий: 2 сторона «Явления природы»
1. Цель: формирование лексико-грамматического строя
•«Жадина» ( назвать своим каждый предмет : мое, например солнышко, мой, моя, мои);
•«Посчитай» (одна капелька, много капелек, и т. д.);
•«Я, ты, он, она, мы, вы, они» (я смотрю на радугу, ты смотришь на радугу….);
•«Длиннее, короче»;
•«Чего не стало»;
• «Что изменилось»;
2. Цель: Обогащение и активизация словарного запаса
•«Кто, что делает?» (например, солнышко: греет, светит);
•«назови одним словом» (например, лучики, уточки, капельки);
•«Игры - загадки»;
3. Цель: развитие связной речи, ориентация в пространстве.
•«Что где находится»; (уточки внизу, солнышко вверху)
•«Кто, где спрятался» (игра на предлоги);
4. Цель: Систематизация знаний и представлений об окружающей действительности
• «Удивительные превращения» (например, радуга, тучка грозовая, тучка дождевая, лучики на солнышке и т. д.)
5. Цель: Формирование умения различать предметы по величине и обозначать их словами:
• «Большой, маленький» (покажи большое облако, покажи маленькое облако).
• «Что длиннее» ( например: лучики, капельки и т. д.)
• Упражнять детей в застёгивании и расстёгивании пуговиц.
Систематическое применение речевых игр позволяет детям устанавливать разнообразие связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями, сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употреблении сложноподчиненных предложений, в целом — в улучшении строя детской речи, в овладении словообразованием, формообразованием и синтаксическими структурами.