Людмила Керн
Дидактическое пособие «Веселая гусеница» для детей старшего дошкольного возраста
Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста
«Веселая гусеница», разработанное Керн Людмилой Борисовной,
воспитателем МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №138»
Пояснительная записка.
Развитие математических представлений у дошкольника – это мощный фактор не только его познавательного и интеллектуального развития, это еще и формирование универсальных способностей - рефлексии, коммуникативности, самооценки, умения решать проблемные ситуации, а также творческого воображения и зрительно-двигательной координации.
Публикация «Дидактическое пособие „Веселая гусеница“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гусеница. Игры, дидактические пособия
- Гусеницы и червячки
- Дидактические игры
- Насекомые. Игры, дидактические пособия
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2020
Мотивируя интерес к математическим знаниям, педагогам необходимо включать разнообразные методы и приемы обучения, используя красочный наглядный материал, технические средства обучения, тем самым вовлекая детей в активный социально-коммуникативный и познавательный процесс овладения знаниями, умениями и навыками. На мой взгляд, таковыми являются авторские дидактические игры и пособия с математическим содержанием – бесценные помощники педагогов.
Для формирования у детей старшего дошкольного возраста математических представлений, совершенствования сенсорных функций, познавательных интересов предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Веселая гусеница».
Описание пособия:
- деревянная основа со встроенными в ней горлышками для закручивания крышек (от пластиковых бутылок, покрытая лаком, что гарантирует многоразовое применение, а также возможность санитарной обработки;
- набор крышек разного цвета (4 основных и 2 оттеночных (оранжевый и фиолетовый, с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, цифр от 1 до 9 и математических знаков (+, -, =,,).
Согласно принципу интеграции образовательных областей, многофункциональность дидактического пособия, предполагает возможность его применения в различных образовательных областях, таких как «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие». В соответствии содержания каждой из областей позволяет решать следующие задачи:
- совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;
- формировать у детей представление об отношениях чисел в числовом ряду;
- систематизировать знания детей о составе чисел из двух меньших чисел;
- составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание;
- совершенствовать представления детей о геометрических фигурах: умение анализировать и сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине);
- развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать, доказывать;
- развивать мелкую моторику и координацию движений рук;
- развивать активность, инициативность, самостоятельность;
- развивать дружелюбие и дисциплинированность.
С учетом возрастных и психологических особенностей детей и образовательных задач, стоящих перед педагогом, в основу пособия положены дидактические принципы: от простого к сложному, последовательность и системность при изучении материала.
Ценность дидактического пособия состоит в том, что его использование в практической деятельности с дошкольниками способствует формированию у детей интереса к познавательной деятельности; комплексному воздействию на формирование у ребёнка таких жизненно важных процессов как кинестетическое восприятие, зрительно-пространственная координация, активизация мелкой моторики; развитие внимания, памяти и мышления; актуализация математических представлений в непринуждённой привычной для ребёнка игровой обстановке.
Варианты игр с использованием пособия «Веселая гусеница»
«Геометрическая мозаика»
Перед началом игры взрослый рассматривает вместе с ребенком геометрические фигуры, изображенные на крышках.
1 вариант:
Воспитатель просит ребенка найти и выложить на игровом поле крышки с изображением фигур, соблюдая при этом определенный порядок: зеленый круг, красный квадрат, синий треугольник, желтый овал.
II вариант:
На игровом поле слева направо в определенном чередовании закручены крышки с изображением фигур: красный квадрат, зеленый треугольник, синий круг и т. д. Воспитатель просит продолжить ряд, изменяя форму геометрической фигуры.
Усложнение: Измени форму и цвет.
Измени форму, цвет и величину.
«Убери цифру»
Взрослый выкладывает последовательно крышки с цифрами от 1 до 9 и показывает карточку с цифрой. Ребенок называет число, которое следует за данным, предшествует ему и т. д.
Усложнение: Взрослый называет число, но не показывает его изображение. Ребенку предлагается выполнить задание: «Убери цифру 7», «Убери цифру, которая стоит между 3 и 5», «Убери цифру, которая больше 3 на 2» и т. д.
«Сбежавшие цифры».
Педагог последовательно выкладывает крышки с цифрами от 0 до 9. Предлагает детям рассмотреть, как они стоят, не пропущена ли какая-нибудь цифра. Затем ребята закрывают глаза. А взрослый убирает крышки с цифрами и говорит: «Здесь каждая цифра живет в своем домике. Но вы видите, что некоторые домики пусты. Из них сбежали цифры. Какие это цифры? Надо подумать и вернуть беглецов на место». После того, как дети отгадают, закручивают их на места.