Лучший педагог года

РМО воспитателей по теме «Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС до»

Татьяна Шемонаева
РМО воспитателей по теме «Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС до»

Отдел образования администрации

Жердевского района Тамбовской области

Доклад

на районном методическом объединении

воспитателей ДОУ

Тема:

«Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО»

Докладчик:

воспитатель I квалификационной категории

МБДОУ детский сад № 2 «Светлячок»

Шемонаева Т. Г.

г. Жердевка

2020г.

Публикация «РМО воспитателей по теме „Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС до“» размещена в разделах

Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. Ведущая роль в организации работы с семьей традиционных форм отводится педагогам.

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка). Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада.

(слайд 2) Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

(слайд 3) Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:

• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

• Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.

• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада.

• Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.

• Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.

В соответствии с ФГОС ДО работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

(слайд 4) Сегодня руководящая и организующая роль детского сада по отношению к семье характеризуется комплексом факторов:

планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;

практическая помощь семье в воспитании детей;

организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;

вовлечение родителей в педагогическую деятельность.

(слайд 5) Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать четыре основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО : познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.

(слайд 6) I. Познавательное направление.

Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Это направление включает:

- общие, групповые собрания;

- консультации и индивидуальные беседы;

- выставки детских работ, поделок, изготовленных вместе с родителями. Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывают интересы и способности, о которых и сами не подозревали;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов;

- совместные экскурсии;

- открытые НОД. Открытые просмотры очень много дают родителям : они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия;

- совместное создание предметно-развивающей среды;

-телефон доверия (номер заведующей и воспитателей есть у каждого родителя);

- утренние приветствия;

- почта доверия;

- семейные проекты (составление семейного древа помогает ребенку осознать себя не былинкой, одиноко растущей в поле, а членом целого рода, раскрывает родственные связи и объединяет поколения).

(слайд 7) фотографии

(слайд 8) II. Информационно-аналитическое направление.

Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

По данному направлению воспитателями нашего детского сада проводятся анкетирование, тестирование. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности детей, родителей и их требований к ДОУ.

(слайд 9) фотографии

(слайд 10) III. Наглядно-информационное направление.

Цель: донести до родителей любую информацию в доступной и интересной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки. Очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.

Для реализации этого направления оформляется родительский уголок,

включающий различную информацию : нормативные документы, объявления и рекламы, папки-передвижки, игры, советы, задания, продуктивную деятельность детей (рисунки, поделки) и другой практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду.

Форма работы через родительские уголки является традиционной, но она высоко эффективна для работы с родителями, если не выглядит сухо и обыденно. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.

Например:

- коллаж из детских работ не только выполненных во время НОД, но и в свободное время;

- эмоциональный уголок: «Здравствуйте, я пришёл»;

- стенгазеты с фотоотчетом о проведенных мероприятиях;

- выставки детско-родительских проектов;

- ящик для предложений;

- выставка достижений «Мы гордимся» (дипломы и фотографии детей, участвовавших в конкурсах или победивших в состязаниях, занимаясь в кружках вне сада);

- почтовые ящики для Деда Мороза, для папы (на 23 февраля, для мамы (на 8 марта).

(слайд 11) фотографии

(слайд 12) IV. Досуговое направление.

Цель: устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники сотрудники нашего детского сада проводят не для родителей, а с привлечением родителей.

Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагогов, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.

По данному направлению мы организуем:

- праздники и досуги с участием родителей;

- привлечение родителей к подготовке развлечений;

- знакомство детей с профессиями родителей (Гость группы – когда мама или папа приходят к детям и рассказывают о своей профессии);

- празднование Дней рождения;

- выставка семейных коллекций;

-подготовка и проведение Дней любимой игрушки, любимой книжки.

У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души. Это Дни добрых дел.

Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы родители стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, воспитатели убеждают их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.

(слайд 14) В нашем детском саду педагогический коллектив старается использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями :

• Общее родительское собрание.

• Круглый стол по проблеме интеллектуального развития дошкольников. В нем принимают участие психолог, воспитатели групп и другие специалисты. Участники свободно общаются друг с другом. Такие заседания проводятся в каждой из возрастных групп, ставя акценты на задачах программы, по которой работает ДОУ.

• Наглядные формы работы с родителями включают подготовку памяток, папок-передвижек, материала на стендах, фотовыставки и др. Например, готовим для родителей в письменном виде показатели умственного развития детей по возрастам или предлагаем наглядный материал, на формирование памяти, внимания, воображения, мышления, а также варианты проведения дидактических игр с детьми.

• Консультации для родителей могут быть устными и письменными, плановыми и неплановыми, т. е. стихийно возникающими по инициативе одной из сторон. Тематика консультаций разнообразная. Например, «Развитие представлений об окружающем», «Способы получения ребенком знаний», «Развитие инициативы детей», «Здоровьесберегающие» технологии и т. д. Письменные (заочные) консультации удобны тем, что у педагога есть время подготовиться к освещению проблемы, выявить потребности родителей в знаниях. Так, готовится ящичек или конвертик для вопросов родителей с изображенным на нем вопросительным знаком, в который они опускают записки с вопросами. Педагог обрабатывает «почту», готовит ответы на интересующие вопросы.

• Устные журналы. Эта форма проводится регулярно с заданными рубриками, имеющими место в том или ином журнале. Например, «Советы специалиста», «Это интересно знать», «Говорят дети», «Чем и как занять ребенка» и др. ; рубрики наполняются педагогическим содержанием по теме. Например, советы дает психолог, другие специалисты. Стараемся сделать эти встречи не формальными, а заинтересовать родителей, отвечать на волнующие их вопросы, преподносить материал убедительно, доступно, опираясь на их опыт.

• Педагогические беседы с родителями. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей.

Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя, и родителей. Беседа порой возникает стихийно по инициативе и родителей, и педагога. Беседу начинаем с общих вопросов, обязательно приводим факты, положительно характеризующие ребенка. Конечно, детально продумаем ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. В результате беседы родители получают новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

• Тематические консультации организуем с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Наши педагоги стремятся дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.

• В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются инновационные формы общения с родителями. Они близки и понятны нынешнему поколению родителей. Успехом пользуется демонстрация видеоотчетов с занятий, праздников, прогулок, досугов, развлечений на родительских собраниях, видеороликов из жизни детей в группе или с проведенных мероприятий, презентации образовательных программ.

• Эффективная форма работы с родителями – мастер-класс. Проводятся мастер-классы по работе с тестом, где воспитатели учат родителей делать из соленого теста удивительные вещи; по работе с пластилином, также показывают родителям технику нетрадиционного рисования, которую можно использовать в работе с детьми в домашних условиях.

• Организация семейных клубов позволяет создать ситуацию успеха для каждой семьи без исключения и сопровождается положительными эмоциями участников детско-родительского коллектива, позволяет учитывать индивидуальность каждого участника, как взрослых, так и малышей.

• Использование сайта детского сада. На сайте родители узнают о планах, о проходящих в саду мероприятиях и о жизни групп, могут найти информацию о детском саде, о реализуемых педагогическим коллективом программах, об условиях поступления в детский сад и необходимых для этого документах. Все значимые мероприятия ДОУ с участием самих родителей также освещаются на страничках. Посетители сайта могут посмотреть фото.

• Участие в совместных творческих конкурсах «Осенняя ярмарка», «Сказочный мир природы», «Мастерская Деда Мороза». Так же нашли отклики у родителей творческие мастерские с участием детей и родителей, когда родители вместе с детьми проявляют художественное творчество в продуктивных видах деятельности, делятся своим талантом с другими.

• С большим желанием проходят акции «День птиц», «День добрых дел «Наши меньшие друзья!» (изготовление кормушек)», «Накормите птиц зимой!», «Сделаем город чище».

Организация совместных спортивных мероприятий: «Если хочешь быть здоров…», «Зимняя спартакиада», «Бравые солдаты», «Мама, папа, я – спортивная семья» направлены на формирование основ здорового образа жизни взрослых и детей, улучшает психологический климат семьи и учреждения. Многие из этих мероприятий стали традиционными для детского сада и родителей.

(слайд 15-19) фотографии

(слайд 20) Преимущества использования разнообразных форм взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны.

- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.

- Учет индивидуальности ребенка. Педагог постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педпроцесса.

- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

- Укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.

- Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

- Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями, свидетельствуют:

• проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

• увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и потребностях;

• стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем и специалистами;

• совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.

• размышление родителей о тех или иных методах воспитания;

• повышение их активности в совместных мероприятиях.

Однако пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают нас.

Список использованной литературы

1. Березина В. А, Виноградова Л. И. Волжина О. И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания : Программы родительского всеобуча. С. -Пб. : Каро, 2005 .

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного ста

3. ндарта дошкольного образования».

4. Михайлова-Свирская Л. В. Работа с родителями. - М. ;Просвещение,2015.-126с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями» «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». А. С. Макаренко.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДОФормы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО разработан.

Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС» Участие в семинаре по теме: "Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС" Автор методики Н. М. Метенова. Метенова Надежда.

Консультация для воспитателей «Формы работы с родителями по экологическому воспитанию» 2017 год обьявлен годом "Экологии в России". Подобную задачу было решено воплотить в жизнь в связи с мировой тенденцией обращения общественного.

Консультация для воспитателей «Работа с родителями в соответствии с ФГОС до» «Работа с родителями в соответствии с ФГОС ДО» «. как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что Вошло в его разум и сердце.

Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в соответствии с ФГОС до» Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет.

Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации ФГОС» Ступицкая О. В. Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации федерального государственного.

Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями в соответствии с ФГОС ДОМини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями в соответствии с ФГОС ДО Мини-музей - это результат общения и совместной работы детей и их родителей. Тема музейной педагогики остается актуальной, так как решается.

Взаимодействие с родителями по созданию развивающей среды на участке детского сада в соответствии с ФГОС (из опыта работы)Взаимодействие с родителями по созданию развивающей среды на участке детского сада в соответствии с ФГОС (из опыта работы) «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье» – В. А. Сухомлинский Сумасшедший.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
РМО воспитателей по теме «Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС до»
Опубликовано: 20 сентября 2020 в 13:03
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД