МААМ-картинки

Доклад по теме «Инклюзивное образование, как новая идеология гуманизации современного образования»

Ирина Ганина
Доклад по теме «Инклюзивное образование, как новая идеология гуманизации современного образования»

Инклюзивное или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в массовых школах.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивая равное отношение ко всем учащимся, но создавая при этом особые условия для детей, имеющих специфические образовательные потребности.

Публикация «Доклад по теме „Инклюзивное образование, как новая идеология гуманизации современного образования“» размещена в разделах

Анализ образовательного процесса показывает, что из любой формально-организованной образовательной системы определенная часть детей выбывает, т. к. сама система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение по разным данным составляет10-15% от общего числа детей в общеобразовательных школах. Таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы обучения.

Инклюзивные подходы способствуют поддержке таких детей в обучении и достижении лич-ностного успеха, что дает шансы и возможности для их последующей адаптации в социуме.

Инклюзивное образование можно рассматривать как процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Главной задачей инклюзивного образования является развитие методологии, направленной на детей и рассматривающей их как детей с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование своей главной задачей считает разработку такого подхода к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении; если при этом преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений внедряемого инклюзивной системы образования, то это явится условием развития всех учащихся, а не только детей с особыми потребностями.

Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. Вместе с тем оно представляет собой образование отличное от обычного, специального и интегрированного.

Основной принцип инклюзивной школы заключается в том. что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является воз-можным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними, т. е. важно, чтобы обучение отвечало интересам, потребностям и нуждам всех детей и каждого ребенка в отдельности. Можно выделить еще ряд принципов, обеспечивающих успешность реализации инклюзивного образования :

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

Инклюзивное образование, основанное на объективных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей с особыми по-требностями и закрепляет за ними право быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом. Это достигается за счет того, что: - дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад или школу;

- программы раннего вмешательства осуществляются на основе принципа инклюзий и готовят к интегративному (в российской практике «комбинированному») детскому саду. Все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь право на место в детском саду; - методология разработана для поддержки в обучении детей, с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей); - все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными; - индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей. Помимо инклюзивного образования в России существуют иные варианты обучения детей с ОВЗ коррекционные классы, дистанционное и домашнее обучение и др. Кор-рекционные классы общеобразовательных школ - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи свое временной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье. Дистанционное обучение — комплекс общеобразовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирую щейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии. Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканнер, веб-камера и т. д., с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в Центр дистанционного обучения. Домашнее обучение - это вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения; однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение. На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование - в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы. Спецшколы и интернаты, образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, способствуют формированию у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов. Однако такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании. В 2009 году для домов-интернатов начал разрабатываться специальный образовательный стандарт.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведе-ния средне профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.

Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

В. И. Слободчиков указывает на то, что «с самой общей точки зрения, образование это естественное, и может быть, наиболее оптимальное место встречи личности и общества, место продуктивного и взаиморазвивающего разрешения бытийных противоречий между ними.. Прежде всего, образование не есть социальный тренинг и окультуривание, «сырой», натуральной природы человека, не есть ее усовершенствование для целей социальнопроизводственного потребления и использования на благо общества. Образование это путь и форма становления целостного человека, обретение им образа человеческого «в пространстве культуры и во времени истории.. Образование как совокупность множества форм обучения и формирования, социализации и взросления молодых людей может выступить одним из важнейших факторов социального прогресса и духовного обновления мира человека.. Так понятое образование действительно может вернуть себе свою историческую миссию: обеспечивать целостность общественной жизни различных групп населения, целостности духовно-душевной жизни личности, а главное целостность и жизнеспособность различных общностей людей». (1. С. 14-16) В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства- участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека. Традиционной формой обучения детей-инвалидов остаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Для обучения детей с ограниченными возможностями на современном 36 уровне требуется решение ряда проблем, в том числе совершенствование системы образования.

Сегодня существуют явные пробелы в законодательной базе, а также в системе социальной поддержки. Среди основных недостатков организации инклюзивного образования можно выделить :

- недостаточность разработки законодательной базы и системы мер социальной поддержки;

- острый дефицит квалифицированных кадров в лице коррекционных педагогов, педагогов-дефектологов, психологов, воспитателей, социальных педагогов и недостаточный уровень их профессиональной подготовки;

- отсутствие существенных изменений в учебных планах специально-стей «Коррекционная подготовка и специальная подготовка», «Воспитатель ДОУ», «Учитель начальных классов» и др.

- отсутствие необходимого материально- технического обеспечения школ;

- недостаточность заработной платы молодых специалистов данного профиля и отсутствие престижа такой профессии;

- трудности доступа к учреждениям образования и здравоохранения, транспорту, спортивным и культурным учреждениям для детей-инвалидов;

- отсутствие единой системы раннего выявления отклонений в разви-тии детей и ранней коррекционной педагогической помощи;

- неготовность руководителей ОУ (в первую общеобразовательных школ) к включению детей с ограниченными возможностями в процесс обу-чения в обычных классах;

- наличие искаженного стереотипного взгляда общества на инвалидов, формирование его в сознании обычных детей родителями;

- неразработанность механизма деятельности психолого-медико-педагогических комиссий при вынесении заключения о «необучаемости» данной категории детей;

- отсутствие дополнительного финансирования школ, посещаемых детьми с особыми потребностями.

И вместе с тем инклюзивное образование - образование, которое каждому ребенку, несмотря на имеющиеся у него физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности, предоставляет возможность быть вовлеченным в единый процесс обучения и воспитания, развития и социализации, что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски дезадаптации в обществе. Вместе взрослея, дети учатся принимать собственные особенности и учитывать особенности других людей, учатся учитывать взаимные особенности. Международный опыт показывает, что развитие системы инклюзивного образования долгосрочная стратегия, требующая терпения и терпимости, последовательности, непрерывности, поэтапности и комплексного подхода для ее реализации. Осмысление опыта позволит аккумулировать различные подходы, механизмы и технологии инклюзивного образования и эффективно использовать имеющиеся ресурсы, уменьшить риски и возможные ошибки, позволит соотнести разные (теоретические и практические) подходы и модели инклюзивного образования.

Литература:

1. Слободчиков В. И. Проблема научного обеспечения инновационной деятельности в образовании (концептуальные основания). Киров, 2003. Е. А

Прикреплённые файлы:

io_5jsv6.ppt | 274,5 Кб
 
Публикации по теме:

Инклюзивное образование Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность качественного образования для всех детей,.

Профессионализм и компетентность педагога как ресурс развития современного образования Двадцать первый век – век глобализации интернета, передовых технологий, инноваций предъявляющих высокие требования к профессионализму и.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ Глазырина Екатерина Андреевна, высшая кв. категория, почетный работник общего образования учитель-логопед Фокина Ольга Евгеньевна, 1 кв. категория.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ как условие их успешной социализации Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» города Гурьевска» Инклюзивное.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ Глазырина Екатерина Андреевна учитель-логопед высшей категории Фокина Ольга Евгеньевна воспитатель первой категории Перова Светлана Анатольевна.

Инклюзивное образование как путь развития и гуманизации общества Данная статья посвящена исследованию организации инклюзивного образования в России. Рассмотрены основные проблема внедрения инклюзивного.

Инклюзивное образование как условие для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья Рождение «особого» ребёнка оказывает влияние на всех членов семьи. В современной специальной дошкольной педагогике дети с отклонениями в.

Инклюзивное образование: проблемы и перспективы .

Инклюзивное образование: проблемы и решение Одной из важных проблем образования в обществе является его доступность для ряда социальных групп, имеющих невыгодные стартовые условия.

Метапредметный подход в обучении как условие преемственности современного образования. Метапредметный подход в обучении как условие преемственности современного образования. Мир, в котором мы живем, предельно сложен, чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад по теме «Инклюзивное образование, как новая идеология гуманизации современного образования»
Опубликовано: 9 ноября 2017 в 19:36
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД