Получи документы

Инклюзивное образование детей с ОВЗ как условие их успешной социализации

Ирина Савина
Инклюзивное образование детей с ОВЗ как условие их успешной социализации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» города Гурьевска»

Инклюзивное образование детей с ОВЗ как условие их успешной социализации

Лютова Л. А.,

заведующий

МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка»

Савина И. В.,

Заместитель заведующего по ВМР

МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка»

Публикация «Инклюзивное образование детей с ОВЗ как условие их успешной социализации» размещена в разделах

Утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 года №1155 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает организацию соответствующих мероприятий в дошкольных организациях. С целью создания системы организационно - управленческого и методического обеспечения по организации и введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Учреждении был разработан и утвержден приказом заведующего ДОО план – график, охватывающий ряд направлений, одно из которых – разработка основной адаптированной образовательной программы. Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья определяется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», где гражданам гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья.

Система дошкольного образования в современных условиях должна соответствовать индивидуальным образовательным потребностям каждого ребенка, в том числе детей с нарушениями в развитии различного генеза. Наш опыт работы свидетельствует, что наиболее благоприятной и эффективной моделью с точки зрения социализации и расширения знаний об окружающем мире является модель включения, или инклюзивного образования.

Инклюзивное образование дает детям возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников, получить не только качественное образование, но и успешно освоить навыки общественных взаимоотношений.

Таким образом, в настоящее время образовательная инклюзия формулируется как социальный запрос, как траектория развития гуманистического общества.

Решение о реализации инклюзивного обучения и воспитания в ДОУ было принято после изучения его ресурсных возможностей. Готовность Учреждения осуществлять инклюзивное образование была закреплена в локальных нормативных актах:

• Приказах о внедрении модели инклюзивного образования и создании творческой группы;

• Положениях о творческой группе и об организации инклюзивного образования в ДОО;

• Основной адаптированной образовательной программе.

На момент апробации модели инклюзивного образования дошкольная организация располагала следующими ресурсами: 86 % персонала имели соответствующие профессиональные установки в отношении детей с особыми образовательными потребностями; 39 % педагогического коллектива составляли специалисты для работы с «особыми» детьми и их родителями (дефектолог, логопеды, психолог, му-зыкальный руководитель, инструкторы по физической культуре, социальный педагог, педагог дополнительного образования); деятельность ДОО в данном направлении готовы были поддерживать профильные службы и государственные организации, работающие в сфере помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям (врач-офтальмолог, фельдшер, старшая медицинская сестра и др. - 7 %). Имеется в ДОО и определенный опыт воспитания ребенка с ОВЗ в общеразвивающей группе - 58 %.

В нашем ДОУ создана целостная педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения, которая постоянно совершенствуется.

Открыты и наполнены коррекционно-развивающими пособиями и материалами кабинет учителя-дефектолога, 2 кабинета учителей-логопедов, изо-студия, театральная студия.

При размещении оборудования в группах отчетливо прослеживается содержательная часть оснащения, направленная на улучшение зрительных функций детей в соответствии с их возрастом и особенностями развития.

Большое внимание уделяем созданию специальной коррекционно-оздоровительной среды во всем пространстве детского сада:

•специальные зрительные ориентиры на лестнице до второго этажа,

•сигнальные пятна на входной двери;

•в специальных коррекционных уголках в группах обязательным предметом являются подставки, меняющие угол наклона в зависимости от диагноза ребенка, для действий с дидактическим материалом;

•в групповых комнатах и кабинетах специалистов схемы зрительных траекторий по В. Ф. Базарному и метку на стекле по Аветисову. В этом учебном году педагоги пополнили группы и кабинеты новыми коррекционно-развивающими пособиями, изготовленными своими силами для развития зрительного восприятия, прослеживающей функции глаза (зрительные траектории, зрительные панно).

•для восприятия дидактического материала в режиме движения используем кресты-вертушки, горки-волны, зрительные лабиринты;

•использование с детьми с нарушением речи и зрения компьютерных программ для лечения, диагностики и коррекции;

•специальные игры для развития и тренировки зрения;

•цветной модуль «Туннель»;

•диски «Здоровье»;

•пособия для профилактики плоскостопия – «Дорожки здоровья» и т. п.

Разработанная коллективом ДОО организационная модель инклюзивной практики применяется при работе в разных возрастных комбинированных группах инклюзивной направленности, которые посещают дети с нарушением зрения 16 человек, дети с нарушением речи 40 человек.

В настоящее время нет утвержденного положения об инклюзивной группе, однако в методическом письме Министерства образования и науки РФ от 16 января 2002 г. № 03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» сформулированы требования к функционированию смешанной группы, которые являются аналогами инклюзивной группы. Комплектование групп осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии города. В состав групп включают детей с ОВЗ, численность которых может варьироваться, и воспитанников общеразвивающей направленности.

Содержание работы инклюзивной группы включает :

-развивающую деятельность (развитие зрительного восприятия, речи, представле-ний об окружающем мире, познавательной сферы; игровую, исследовательскую, проектную деятельность и т. д.);

-социализацию в условиях совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и обыч-но развивающихся сверстников;

- реализацию специалистами коррекционной деятельности (учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом и др.);

- творческое развитие детей через проектную деятельность (кружковую работу, музыкально-ритмические занятия, игротерапию и др.).

Методическое обеспечение образовательной деятельности осуществляется в равной мере с ориентацией на детей с ОВЗ по основной адаптированной программе ДОУ разработанной на основе программ «Программы специальных коррекционных образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» Л. И. Плаксина; и обычно развивающихся дошкольников по основной образовательной программе Учреждения разработанной на основе программы Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «От рождения до школы». Все мероприятия планируются с учетом индивидуальных особенностей детей, занимающихся в группе.

При поступлении ребенка после первичной консультации, в ходе которой специалисты (психолог, логопед, дефектолог и др.) проводят диагностику, составляют рекомендации по разработке индивидуального образовательного маршрута, определяют направления развития, частные виды помощи, необходимые модули коррекционно-развивающей программы. Специалисты проводят индивидуальные и групповые занятия в соответствии с индивидуальным образова-тельным маршрутом ребенка.

Каждый из специалистов ставит целью привлечение семьи в образовательное пространство. Родители посещают групповые занятия вместе с детьми, расширяя запас педагогических компетенций, отмечая динамику развития ребенка.

Изучение показателей эффективности инклюзивного образовательного процесса свидетельствует об успешной организации инклюзивного пространства реализации индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ. В 75 % случаев достигнуты запланированные результаты. Удовлетворенность инклюзивным процессом отмечают 93 % его участников.

Таким образом, совместное обучение детей разных категорий положительно повлияло не только на детей с ограниченными возможностями здоровья, но и помогло в нравственном воспитании других дошкольников, так как способствовало развитию таких качеств, как отзывчивость, доброта, чувство сострадания.

В нашем ДОУ вся информация о деятельности дошкольного учреждения открыта и доступна родителям. Этому способствует официальный сайт Учреждения, который делает жизнь дошкольного учреждения открытой, обеспечивает быструю обратную связь. Информация на сайте обновляется ежедневно и позволяет родителям быть в курсе всех событий происходящих в ДОУ, знакомиться со всеми документами, нормативно - правовой базой дошкольного учреждения.

Кроме разделов, утвержденных требованиями к структуре сайта ОО, на сайте размещаются страницы специалистов ДОУ, в которых публикуются консультации, методические рекомендации, новости, фотоальбомы специалистов.

С одной стороны - информирование родителей способствует установлению доверительных отношений между родителями длительно отсутствующих воспитанников и специалистами и способствует более продуктивному взаимодействию. С другой стороны, позволяет осуществить работу с родителями в соответствии с современными требованиями.

На этапе завершения внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования :

• Разработаны организационно-управленческие решения, регулирующие реализацию ФГОС ДО.

• Созданы условия для введения и реализации ФГОС ДО.

• Нормативно-правовая база учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС ДО.

• Организована эффективная кадровая политика, позволяющая реализовать сопровождение по внедрению ФГОС ДО 100 % педагогов повысили уровень профессиональной компетенции в условиях реализации ФГОС ДОО.

Перспективу дальнейшей работы в этом направлении мы видим в привлечении социальных партнеров, создание безбарьерной среды для детей с особыми потребностями в образовательном пространстве дошкольного учреждения, консультационный пункт для родителей (законных представителей) будущих воспитанников.

Публикации по теме:

Соблюдение принципа преемственности как условие успешной социализации дошкольников и младших школьников Огромную роль в социализации личности ребенка играют его родители, социум и педагог. Мы, педагоги, должны помнить об этом, и планируя свою.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ Глазырина Екатерина Андреевна, высшая кв. категория, почетный работник общего образования учитель-логопед Фокина Ольга Евгеньевна, 1 кв. категория.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ Глазырина Екатерина Андреевна учитель-логопед высшей категории Фокина Ольга Евгеньевна воспитатель первой категории Перова Светлана Анатольевна.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ Глазырина Екатерина Андреевна, высшая кв. категория, почетный работник общего образования учитель-логопед Фокина Ольга Евгеньевна, 1 кв. категория.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС Новое время – новые нравы…ценности, интересы, потребности. Современная эпоха богата на события, которые открыли нам большой спектр возможностей.

Инклюзивное образование как путь развития и гуманизации общества Данная статья посвящена исследованию организации инклюзивного образования в России. Рассмотрены основные проблема внедрения инклюзивного.

Инклюзивное образование как условие для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья Рождение «особого» ребёнка оказывает влияние на всех членов семьи. В современной специальной дошкольной педагогике дети с отклонениями в.

Предметно-развивающая среда – как средство успешной социализации детей в условиях ДОУ. Предметно-развивающая среда – как средство успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОУ. Воспитатель: Гнатюк Н. В. Слайд №2 Предметно-развивающая.

Развитие коммуникативных способностей как условие для социализации дошкольников с ОВЗ Важной составляющей существования человека в обществе является речь: речь – это средство познания мира, выражения деятельности сознания.

Тематический педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника» Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, К. Бюлер,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инклюзивное образование детей с ОВЗ как условие их успешной социализации
Опубликовано: 10 октября 2017 в 13:10
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД