Лучший педагог года

Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности

Светлана Анатольевна Стадник
Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности

Слайд № 1.

Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности.

Слайд № 2.

Нарушение лексико-грамматического строя речи является ведущим дефектом в структуре ОНР, так как у детей позже формируется речь, беден словарный запас, присутствуют аграмматизмы в речи, правильное употребление глаголов, предлогов, союзов нарушается, также дети неправильно согласуют слова в роде и числе. Всё это влияет на общение с окружающими и дальнейшее нормальное развитие речи ребёнка.

Публикация «Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности» размещена в разделах

По мнению многих авторов (Р. И. Лалаева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др., преодоление ОНР происходит с помощью применения поэтапной системы развития речи.

Так, Лалаева Р. И выделяет следующие этапы формирования словаря :

1. Увеличение объёма словаря;

2. Конкретизация и уточнение значений слов;

3. Формирование структуры значения слов;

4. Развитие лексической системности и семантических полей;

5. Распространение связей между словами в своём лексиконе.

Слайд № 3.

Структуру логопедической работы предложила Л. Н. Ефименкова, она нацелена на формирование лексико-грамматического строя речи и ведётся по трём направлениям (увеличение словаря, развитие фразы и использование её в связной речи). Сначала происходит работа над словом, где увеличивается, конкретизируется и активизируется словарный запас. Дети сталкиваются с такими понятиями, как словоизменение и словообразование. Обучаются делить слова на слоги. Также расширяется активный и пассивный словарь. Увеличение словаря происходит не только на специальных занятиях, но и во время экскурсий, прогулок.

Слайд № 4.

Н. В. Серебрякова и Р. И. Лалаева считают, что логопеду важно проводить работу по увеличению словаря одновременно с распространением представлений ребёнка об окружающем мире, так же требуется учитывать развитие познавательной сферы ребёнка, а именно мышления, памяти, внимания и т. д. Логопед в процессе работы должен конкретизировать значения слов, которые не знакомы ребёнку.

Помимо увеличения словаря, необходимо формировать фразовую речь. Работа по развитию фразовой речи включает в себя работу над структурой фразы, над интонационным и грамматическим оформлением. Для этого применяются специальные упражнения, их основой является постепенный переход от простого предложения к сложному и распространённому. Расширение простого предложения происходит постепенно. Для начала в предложение включается дополнение (слов в винительном, творительном, дательном падежах, затем присоединятся определение. И только в конце в предложение включается косвенное дополнение родительного, творительного, винительного, дательного падежей, а также обстоятельство.

Одновременно с работой над фразовой речью, идёт работа по формированию интонации у детей.

Слайд № 5.

Представляю методики, которые использую в своей работе по формированию лексико-грамматических категорий речевой деятельности у дошкольников.

Развивающая игра «Фразовый конструктор». Авторы Е. А. Алифанова, Н. Е. Егорова.

Слайд № 6.

Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи. Авторы М. А Панова, О. А. Гусева.

Слайд № 7.

Игры на образование сложных слов. Авторы М. А Панова, О. А. Гусева.

Слайд № 8.

Предлоги С, ИЗ, У, ЗА, НАД. Предлоги В, НА, ПОД, К, ОТ. Авторы Каширина И. И., Парамонова Т. М.

Развивающие игры для дошкольников "Предлоги" поможет понять значение и правила употребления предлогов; развить речь, внимание и память ребенка.

Слайд № 9.

Круги или кольца Луллия. В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду. А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи.

Слайд № 10.

Рассмотрим подробнее данные методики. Предлагается принять участие педагогам.

Развивающая игра «Фразовый конструктор».

В игре могут принимать участие от 1 ребенка до группы детей. Дети научатся составлять предложения различного типа:

• из 2-х слов, в которых подлежащим является существительное единственного и множественного числа именительного падежа, а сказуемым – глагол единственного или множественного числа прошедшего, настоящего или будущего времени;

• из 3-х слов, где дополнением является существительное единственного числа винительного падежа без предлогов;

• из 4-х слов, где определением является прилагательное, согласованное с дополнением.

При составлении предложений дети используют существительные, относящиеся к различным лексическим темам. Некоторые картинки подобраны так, чтобы одно и то же изображение могло быть названо по-разному.

Предложите свои варианты (участники предлагают существительные).

Слайд № 11.

Особое внимание следует уделять символическим изображениям глаголов. Перед началом игр, детей необходимо познакомить с символами.

Предложите свои варианты глаголов.

Слайд № 12.

При составлении предложений из 4-х слов дети учатся согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Для этой цели предназначены карточки основных и оттеночных цветов и предметные картинки с изображением фруктов, ягод, овощей, которыми можно воспользоваться для обозначения относительных прилагательных (яблочный, клубничный, морковный и т. д.).

Кроме того, в игровом материале содержатся карточки, позволяющие ввести в речь детей такие прилагательные, как полосатый, клетчатый, разноцветный (пёстрый, пятнистый.

Ведущим игр является взрослый.

Слайд № 13.

Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи «Слова-иностранцы» (1 и 2 части)

Игры предназначены для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями; используются как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе.

Игровой материал представлен в виде цветных картинок и карточек, составленных по принципу «домино», с контурным изображением предметов, обозначающих несклоняемые существительные.

Слайд № 14.

Задачи:

• учить употреблять несклоняемые существительные в ед. и мн. числе;

• закреплять родовую принадлежность слов-иностранцев;

• согласовывать с количественными числительными;

• развивать слухоречевую память;

формировать языковой анализ и синтез;

• развивать зрительное восприятие;

• развивать практический опыт узнавания предметов в разных модальностях;

• обучать сличать контурные, силуэтные изображения и соотносить их с реальными предметами;

• закреплять навыки счета.

Слайд № 15.

Игры «Сложные слова» - образование сложных слов.

Игры предназначены для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями, используются как в индивидуальной работе, так и на подгрупповых занятиях.

Игры помогают развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение; облегчают усвоение семантического значения и понимание морфемного состава сложных слов. Развивают речемыслительные процессы.

Игровой материал представлен в виде карточек-схем, цветных больших картинок и маленьких цветных карточек с контрастным изображением предметов, что позволяет работать с детьми, имеющими нарушение зрения.

Суть игры заключается в следующем: на каждую часть сложного слова придумана картинка (изображение). Таким образом, всё слово зарисовано схематически, а ребенок, используя графическое изображение, воспроизводит его целиком. Каждая большая картинка объединяет слова с одним большим корнем, а вторую часть слова ребенок должен договорить сам, опираясь на картинки-подсказки, изображенные на маленьких карточках.

Названия предметов и значение слов следует проговорить заранее. Эта предварительная работа способствует обогащению словарного запаса, формированию понятийной основы и усвоению значения слова, развитию связной речи.

С пособием ребенок должен работать вместе со взрослым. В ходе таких упражнений должны многократно проигрываться способы образования сложных слов с достаточно большим количеством примеров на конкретный корень, чтобы дети понимали их значение и на практике овладели общим принципом их образования. Важно следить за отчетливостью произношения сложных слов и не оставлять без внимания ошибки.

Для читающих детей составляющие сложных слов написаны в пустых квадратиках. Перед выбором маленькой карточки ребенок может прочитать слово, что способствует закреплению навыка чтения, развитию языкового анализа и синтеза.

Слайд № 16.

Я представила те методики, которые мною апробированы и которые использую в коррекционной работе. Желаю всем творческих успехов.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий «В гостях у сказки» в старшей группе Муниципальное дошкольно образовательное учреждение "Детский сад компенсирующего вида № 25. «Солнечный зайчик» городского округа Серпухов.

Конспект ООД по формированию фонетических средств языка и развитию лексико-грамматических категорий Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 «Аистёнок» Старооскольского городского округа Конспект.

Конспект по развитию лексико-грамматических категорий речи детей средней группы «Зимующие птицы» Конспект по развитию лексико- грамматических категорий речи детей средней группы «Зимующие птицы». ЦЕЛЬ: развитие лексико-грамматических.

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог по» Тема: Согласование существительных в дательном падеже с предлогом По на лексическом материале «Лето». Цель: Обучение умению использовать.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами развития связной речи в старшей группе .

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий «Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами» .

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий «Животные жарких стран» Тема: «Животные жарких стран». Цели: 1) - Закрепить знания детей о животных южных стран, активизировать словарь по данной теме; - Совершенствовать.

Методика обследования лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР «МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР» Подготовила: Бабаева Надежда.

Развитие понимания лексико-грамматических категорий у неговорящих дошкольников с ЗПР Развитие понимания лексико-грамматических категорий у неговорящих дошкольников с ЗПР Следует отметить, что в последнее время прослеживается.

Технологическая карта логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий «Мебель для Карлсона» Технологическая карта логопедического занятия Ф. И. О. Турова Наталья Владимировна Группа: группа компенсирующей направленности (логопедическая).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности
Опубликовано: 27 декабря 2018 в 15:27
+177Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 63.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД