Лучший педагог года

Дополнительна программа «Релаксация в физкультурной деятельности» для детей 3–7 лет. Часть 1

Анна Родионовна Гончарова
Дополнительна программа «Релаксация в физкультурной деятельности» для детей 3–7 лет. Часть 1

Программа внедрения техник релаксационной терапии адаптированной для детей на основе разработок О. В. Баженовой и Т. А Ивановой.

Актуальность

Одна из ведущих задач по физическому воспитанию это укрепление физического, психического здоровья детей. Обеспечение тесной связи физического, психического и умственного развития.

Публикация «Дополнительна программа „Релаксация в физкультурной деятельности“ для детей 3–7 лет, Часть 1» размещена в разделах

С учетом особенностей развития детского организма данную задачу можно определить более конкретно, как совершенствование деятельности центральной нервной системы. Создание условий для совершенствования психических процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения). Использование приобретенных знаний и навыков в двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность. И здесь немаловажно с каким настроением ребенок приходит на занятия физкультуры, есть ли у него желание заниматься.

Я считаю, что создать у ребенка хорошее настроение, вызвать желание заниматься, добиться хороших результатов можно при использовании тематических, сюжетных, и классических физкультурных занятий с элементами психогимнастики и релаксации.

Релаксация - упражнения и игровые задания на расслабление предполагают обучение дошкольников следующим приемам: чувствовать разницу между напряжением и расслаблением (без мышц лица); напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; вызывать ощущения расслабления, тяжести, тепла (в мышцах рук); ощущения расслабления, тяжести, тепла (в мышцах ног); сочетать упражнения мышечной (тепло, тяжесть в мышцах рук, ног, живота, спины, лица) и психической релаксации (я отдыхаю, спокоен, здоров, уверен в себе).

Элементы релаксации, активизируя деятельность нервной системы, регулируют настроение и степень психического возбуждения, позволяют ослабить или нейтрализовать вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение Такое физиологическое действие релаксации на организм обуславливает целесообразность ее проведения в заключительной части физкультурного занятия.

За основу берется классическая структура занятия соответствующей возрасту детей группы (подгуппы) нагрузкой и дозировкой в соответствии с перспективным и тематическим планированием физкультурной деятельности.

Упражнениями на расслабление решается задача быстрого восстановления функций организма после физической нагрузки, повышения работоспособности детей и перевод их из одного эмоционального состояния (возбужденною) в другое (спокойное).

Цели.

1. Обучение детей навыкам снятия напряжения, что позволит им легче переносить психофизические и эмоциональные нагрузки.

2. Профилактика соматических заболеваний у детей.

3. Совершенствование умения чувствовать состояние мышц и опорно-двигательного аппарата

4. Развитие мускулатуры, используемой в процессе дыхания, способности чувствовать собственный дыхательный ритм.

Задачи.

Образовательные:

• Изучить технику расслабления и аутотренинга.

• Формирование навыка управления и расслабления различных частей тела.

• Знакомство с ощущениями границ своего тела и возможностью управления им.

• Развитие навыков расслабления в процессе активной деятельности.

• Обучение умению быстро переключаться с активной деятельности на пассивную.

• Обучение умению создания ситуации отдыха и расслабления в повседневной жизни.

• Обучение навыкам управления дыханием.

Развивающие:

• Развитие способности ощущать свой дыхательный ритм.

• Развитие навыков наблюдения за своим психическим состоянием.

• Развитие коммуникативных способностей.

• Способствовать повышению иммунитета организма.

• Развитие быстроты реакции и улучшение общей координации тела.

• Развитие способности ощущать свой дыхательный ритм; развитие навыков наблюдения за своим психическим состоянием. Развитие чувства равновесия и координации тела.

Оздоровительные:

• Достижение глубоко состояния расслабления и успокоения.

• Знакомство с ощущениями границ своего тела и возможностью управления им.

• Укрепление основных групп мышц.

• Расслабление и снятие мышечного напряжения в области позвоночника, плечевого пояса, ног.

• Снятие физического и эмоционального напряжения, улучшение кровообращения.

• Снятие мышечных зажимов напряжения в мышцах; повышение уровня концентрации внимания и скорости реакции.

Структура программы

Программы предназначенная для занятий с детьми младшей, средней и подготовительной группы. Срок реализации 1 год.

Реализация программы происходит в условиях непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию в заключительной части занятия, а также при переходе от основных видов движений к подвижным играм.

Используется 2 вида релаксационных упражнений - активные и пассивные.

Активные упражнения способствуют:

1. Получению нового сенсомоторного опыта и навыков.

2. Совершенствованию системы восприятия

3. Совершенствованию умения чувствовать состояние мышц и опорно-двигательного аппарата

4. Развитию мускулатуры, используемой в процессе дыхания, способности чувствовать собственный дыхательный ритм.

5. Развитию способности к концентрации внимания, наблюдательности, визуальной и тактильной чувствительности.

Пассивные упражнения способствуют:

1. Развитию навыков общего расслабления и успокоения;

2. Обучению навыкам глубоко расслабления и снятия напряжения

3. Обучению навыкам снятия мышечного напряжения в определенной области тела

4. Развитию навыков расслабляющего дыхания.

Упражнения, используемые в программе, учитывают физиологические параметры детей этого возраста, работоспособность и порог утомляемости организма ребенка при физических нагрузках.

Продолжительность упражнения от 1 до 5 мин. Кол-во повторений от 1 до 3 раз.

Ожидаемый результат и способы определения результативности.

Ребенок будет знать

1. Способы расслабления и снятия напряжения.

2. Способы управления дыханием.

3. Навыки наблюдения и регулирования своего психического состояния.

Ребенок будет уметь использовать

1. Приемы, снижающие утомляемость и/или гипервозбудимость.

2. Приемы быстрой активизации психических функций.

3. Методики оздоровительного характера способствующие укреплению своего здоровья.

Результативность освоения детьми упражнений программы осуществляется с помощью различных способов проверки:

• Текущий контроль знаний в процессе устного опроса;

• Текущий контроль навыков и умений в процессе наблюдения;

• Самоконтроль;

• Анкетирование родителей.

Итоги подводятся в конце программы в форме показательных выступлений, совместных занятий с родителями, и выполнения контрольных упражнений.

Методическое обеспечение программы:

Баженова О. В. Детская и подростковая релаксационная терапия: Практикум. - М. : Генезис, 216.-288с: ил. – (Психологическая работа с детьми)

Иванова Т. А. Йога для детей. Парциальная программа кружковой работы для детей дошкольного возраста. – Спб. : ООО «Издательство «Дество-пресс», 2015. – 192с

Упражнение Цель и задача

Октябрь

1. Пассивное релаксацинное упражнение «Баюшки» Обучение навыкам глубоко расслабления, а также глубоко расслабляющего дыхания.

2. Активное релаксационное упражнений «Зернышко» Обучение навыкам действий по инструкции, Знакомство с ощущением границ своего тела.

Формирование навыка управления и расслабления различных частей тела.

Ноябрь

1. АРУ- Лев Расслабление мышц лица, гортани. Профилактика частых простудных заболеваний. Снятие эмоционального напряжения.

2. АРУ – «Легкий листок» Закрепление навыков различения напряжения и расслабления во всем теле.

Декабрь

1. АРУ «Снежная баба» Обучение навыкам действий по инструкции. Формирование навыка управления и расслабления различных частей тела, развитие воображения

2. ПРУ «Подарочки» Закрепить умение концентрироваться на дыхании и соотносить состояние расслабления и активизации со световым сигналом

Январь

1. АРУ «Березка» - Снятие мышечного напряжения, восстановление эластичности и укрепление мышц спины, улучшение настроения

2. ПРУ «Мишка и зимний Волшебный лес» Развитие навыков расслабления и успокоения; выработка навыков управления своим психическим состоянием.

Февраль

1. ПРУ «Любимая игрушка» Развитие способности ощущать свой дыхательный ритм; развитие навыков наблюдения за своим психическим состоянием, достижение глубоко состояния расслабления и успокоения

2. АРУ – «Легкое перо» Закрепление навыков различения напряжения и расслабления во всем теле.

Март

1. ПРУ – «Тепло- холодно» Обучение навыкам управления дыханием; развитие правильного ритма дыхания; развитие воображения

2. АРУ «Бабочка» Обучение навыкам снятия мышечных спазмов спины; мягкое растягивание мускулатуры бедер; растягивание мускулатуры нижней части спины посредством напряжения и расслабления поясничных мышц; укрепление всех основных групп мышц спины.

Апрель

ПРУ- Фея Сияющая Звезда» Тренировка навыков расслабления и погружения детей в состояние расслабленности и покоя.

АРУ- «Магнитный пол» Снятие мышечных зажимов напряжения в мышцах; повышение уровня концентрации внимания и скорости реакции; развитие коммуникативных способностей.

Май

АРУ- Лев Расслабление мышц лица, гортани. Профилактика частых простудных заболеваний. Снятие эмоционального напряжения.

АРУ- Подсолнух Закрепление навыков расслабления и контроля дыхания

16 упражнений в год

Картотека упражнений

3-4 года

«Магнитный пол»

Цель: Снятие мышечных зажимов напряжения в мышцах; повышение уровня концентрации внимания и скорости реакции; развитие коммуникативных способностей.

Дети хаотично бегают по помещению. Время от времени педагог называет части тела, которыми дети должны быстро коснуться пола. Дети представляют себе, что они металлические, а пол – намагниченный. По хлопку педагога магнит перестают действовать, и дети снова могут встать и бежать. Спустя некоторое время можно усложнить задачу, и называть 2-3 части тела, которые должны притянуться в магнитному полу одновременно.

«Лев»

Цель: Расслабление мышц лица, гортани. Профилактика частых простудных заболеваний. Снятие эмоционального напряжения.

О. В. Баженова стр. 198 Упражнение 6

«Подсолнух»

Цель: Закрепление навыков расслабления и контроля дыхания

О. В. Баженова стр. 238 Упражнение 7

«Фея Сияющая Звезда»

Цель: Тренировка навыков расслабления и погружения детей в состояние расслабленности и покоя.

О. В. Баженова стр. 185 Упражнение 9

«Бабочка»

Цель: Обучение навыкам снятия мышечных спазмов спины; мягкое растягивание мускулатуры бедер; растягивание мускулатуры нижней части спины посредством напряжения и расслабления поясничных мышц; укрепление всех основных групп мышц спины.

О. В. Баженова стр. 163 Упражнение 3

«Тепло- холодно»

Цель: Обучение навыкам управления дыханием; развитие правильного ритма дыхания; развитие воображения

О. В. Баженова стр. 153 Упражнение 8

«Легкое перо»

Цель: Закрепление навыков различения напряжения и расслабления во всем теле.

Педагог предлагает детям превратиться в перо. Оно легкое-легкое, руки легкие, голова легкая и слегка покачивается. Оно свободно двигается по залу, как будто его подхватил легкий ветерок. Но вот оно попало в лужу и стало намокать. Дети ложатся на ковер. Сначала у перышка потяжелели и напряглись руки, затем ноги, живот, спина, шея, голова. Оно стало совсем мокрым и тяжелым. Выглянуло Солнце и стало светить на перо. Высохли глазки и шей, плечи и руки, живот, спина и ноги. И оно может снова легко кружиться по залу. Авторская разработка

«Березка»

Цель: Снятие мышечного напряжения, восстановление эластичности и укрепление мышц спины, улучшение настроения

О. В. Баженова стр. 141 Упражнение 10

«Мишка и зимний Волшебный лес»

Цель: Развитие навыков расслабления и успокоения; выработка навыков управления своим психическим состоянием.

О. В. Баженова стр. 136 Упражнение 9

«Легкий листок»

Цель: Закрепление навыков различения напряжения и расслабления во всем теле.

Педагог предлагает детям превратиться в листок. Он легкий-легкий, руки легкие, голова легкая и слегка покачивается. Он свободно двигается по залу, как будто его подхватил легкий ветерок. Но вот он попал в лужу и стал намокать. Дети ложатся на ковер. Сначала у листика потяжелели и напряглись руки, затем ноги, живот, спина, шея, голова. Он стал совсем мокрым и тяжелым. Выглянуло Солнце и стало светить на листок. Высохли глазки и шея, плечи и руки, живот, спина и ноги. И он может снова легко кружиться по залу. Авторская разработка

«Любимая игрушка»

Цель: Развитие способности ощущать свой дыхательный ритм; развитие навыков наблюдения за своим психическим состоянием, достижение глубоко состояния расслабления и успокоения

О. В. Баженова стр. 135 Упражнение 8

«Подарочки»

Цель: Закрепить умение концентрироваться на дыхании и соотносить состояние расслабления и активизации со световым сигналом.

Педагог гасит свет, дети садятся на коврик. Педагог говорит: Закройте глаза, представьте, что перед вами Елка. Настоящая живая елка. Понюхайте, как она пахнет. Шумно втяните воздух носам. Выдохните ртом.

Ой, а что это? Это подарочек. Возьмите его в руки. Дышим часто. Нам очень хочется узнать, что там. Открываем его- задерживаем дыхание. Вот это да! Вы рассмотрели, что там лежит? Тогда нам нужно будет громко выкрикнуть, что у вас там за подарок. Но только когда я включу свет.

Авторская разработка

«Снежная баба»

Цель: Обучение навыкам действий по инструкции. Формирование навыка управления и расслабления различных частей тела, развитие воображения

Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

Публикации по теме:

Программа коррекционной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Часть 2 2. Содержание логопедической работы 2.1. Система работы учителя-логопеда Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей.

Программа коррекционной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Часть 3 3. Планируемые результаты освоения программы Педагогические ориентиры • Преодолеть речевой и неречевой негативизм у детей, формировать.

Образовательная программа «Коррекционно-развивающие занятия для детей от 3 до 6 лет». Часть 2 Тематический план (5-6 лет) № занятия Время Цель занятия Форма работы 1 25 минут Развитие внимания Пальчиковая.

Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ часть 1 1. Целевой раздел. 1.1. Пояснительная записка. В настоящее время система социальных институтов, связанная с поддержкой и помощью детям с.

Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ часть 2 2. Содержательный раздел. Основное содержание коррекционной работы осуществляется по направлениям: социально-коммуникативное развитие, познавательное.

Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ часть 3 3. Организационный раздел. 3.1. Структура реализации образовательного процесса. Образовательный процесс реализуется в форме индивидуальных,.

Программа «Абвгдейка» для детей подготовительной группы. Часть 1 Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад с. Возжаевки ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом Заведующий.

Программа «Абвгдейка» для детей подготовительной группы Часть 2 Распределение программного материала № п/п Дата Тема Количество часов Теория Практика Работа с родителями 1 Вводное НОД. Подготовительный.

Рабочая программа внеурочной деятельности Программа «Планета Почему?» для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Пояснительная записка Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка,.

Релаксация для детей старшего дошкольного возраста «Фруктовый сад» Цель:снятие мышечного напряжения, возбуждения, полное или частичное расслабление организма, укрепление нервной системы, улучшение самочувствия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительна программа «Релаксация в физкультурной деятельности» для детей 3–7 лет. Часть 1
Опубликовано: 13 января 2017 в 10:38
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД