Получи документы

Формирование фонематического восприятия как условие успешной социализации детей 3–4 лет с ОВЗ (речевое недоразвитие)

Галина Смольякова
Формирование фонематического восприятия как условие успешной социализации детей 3–4 лет с ОВЗ (речевое недоразвитие)

Смольякова Галина Викторовна

учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида №5 «Звоночек»

galasmol1961@yandex.ru

В специальной литературе встречается несколько толкований понятия «фонематическое восприятие». Наиболее используемым является понятие А. Р. Лурии, Р. Е. Лёвиной, которые под фонематическим восприятием подразумевают специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Публикация «Формирование фонематического восприятия как условие успешной социализации детей 3–4 лет с ОВЗ (речевое недоразвитие)» размещена в разделах

Актуальность данной темы обусловлена тем, что недостаточная сформированность фонематического восприятия у ребёнка к четырём годам жизни может стать причиной его трудностей социализации в детском коллективе.

На базе МБДОУ детский сад комбинированного вида №5 «Звоночек» проходило обследование фонематического восприятия детей четырёхлетнего возраста с ОВЗ (речевое недоразвитие).

Анализ результатов проведённого обследования позволил определить следующие этапы работы по формированию фонематических представлений с детьми данной категории.

Первый этап – развитие слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин не только неправильного звукопроизношения, но и трудностей нахождения в детском коллективе. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать её.

Формирование фонематического восприятия на начальном этапе осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе игровых упражнений, предложенных Г. В. Чиркиной: «Угадай, что звучало?», «Где позвонили?», «Шумящие коробочки» у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки.

С возрастанием слухоречевых возможностей детей добавляются упражнения на различение и соотнесение звуковых комплексов, слов, фраз по высоте, силе и тембру голоса с сюжетными героями: «Кто так говорит?», «Громко-тихо»

Второй этап – формирование фонематического восприятия осуществляется при помощи методики В. А. Ковшикова. Вначале проводится коррекционная работа на закрепление у ребёнка способности различать на слух речевые и неречевые звуки, затем применяются задания на слуховую дифференциацию слов, сходных по фонематическому оформлению : бочка-почка, коза-коса, ножки-ложки.

Третий этап – развитие понимание обращённой речи. Для развития понимания ребёнком двухступенчатых и трёхступенчатых инструкций используются методы, предложенные Н. С. Жуковой. Взрослый предлагает ребёнку запомнить и выполнить два-три действия, сформулированные в одной просьбе, например: «Возьми со стола пирамидку и поставь её на полку» или «Мишку посади на стул, куклу дай Лене, а кубик положи в коробку».

Таким образом, анализ специальной литературы и результаты проведённого обследования говорят о необходимости коррекции фонематического восприятия у детей четырёхлетнего возраста с речевым недоразвитием с целью более успешной социализации в детский коллектив.

Литература

1. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников»

М. «Просвещение» 1990г.

2. Ковшиков В. А. «Исправление нарушений различения звуков» М. 1995г.

3. «Методы обследования речи детей» (пособие по диагностике речевых нарушений под ред. Г. В. Чиркиной) М. 2005г.

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 комбинированного вида «Рябинка» г. Воскресенка Московской области В нашем дошкольном учреждении.

Проект «Формирование фонематического восприятия у детей»Проект «Формирование фонематического восприятия у детей» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Название «Формирование фонематического восприятия у детей». Автор проекта: Мацупа Галина Григорьевна Продолжительность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование фонематического восприятия как условие успешной социализации детей 3–4 лет с ОВЗ (речевое недоразвитие)
Опубликовано: 18 ноября 2013 в 20:32
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД