Формирование фонематического восприятия как условие успешной социализации детей 3–4 лет с ОВЗ (речевое недоразвитие)

Галина Смольякова
Формирование фонематического восприятия как условие успешной социализации детей 3–4 лет с ОВЗ (речевое недоразвитие)

Смольякова Галина Викторовна

учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида №5 «Звоночек»

galasmol1961@yandex.ru

В специальной литературе встречается несколько толкований понятия «фонематическое восприятие». Наиболее используемым является понятие А. Р. Лурии, Р. Е. Лёвиной, которые под фонематическим восприятием подразумевают специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что недостаточная сформированность фонематического восприятия у ребёнка к четырём годам жизни может стать причиной его трудностей социализации в детском коллективе.

На базе МБДОУ детский сад комбинированного вида №5 «Звоночек» проходило обследование фонематического восприятия детей четырёхлетнего возраста с ОВЗ (речевое недоразвитие).

Анализ результатов проведённого обследования позволил определить следующие этапы работы по формированию фонематических представлений с детьми данной категории.

Первый этап – развитие слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин не только неправильного звукопроизношения, но и трудностей нахождения в детском коллективе. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать её.

Формирование фонематического восприятия на начальном этапе осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе игровых упражнений, предложенных Г. В. Чиркиной: «Угадай, что звучало?», «Где позвонили?», «Шумящие коробочки» у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки.

С возрастанием слухоречевых возможностей детей добавляются упражнения на различение и соотнесение звуковых комплексов, слов, фраз по высоте, силе и тембру голоса с сюжетными героями: «Кто так говорит?», «Громко-тихо»

Второй этап – формирование фонематического восприятия осуществляется при помощи методики В. А. Ковшикова. Вначале проводится коррекционная работа на закрепление у ребёнка способности различать на слух речевые и неречевые звуки, затем применяются задания на слуховую дифференциацию слов, сходных по фонематическому оформлению: бочка-почка, коза-коса, ножки-ложки.

Третий этап – развитие понимание обращённой речи. Для развития понимания ребёнком двухступенчатых и трёхступенчатых инструкций используются методы, предложенные Н. С. Жуковой. Взрослый предлагает ребёнку запомнить и выполнить два-три действия, сформулированные в одной просьбе, например: «Возьми со стола пирамидку и поставь её на полку» или «Мишку посади на стул, куклу дай Лене, а кубик положи в коробку».

Таким образом, анализ специальной литературы и результаты проведённого обследования говорят о необходимости коррекции фонематического восприятия у детей четырёхлетнего возраста с речевым недоразвитием с целью более успешной социализации в детский коллектив.

Литература

1. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников»

М. «Просвещение» 1990г.

2. Ковшиков В. А. «Исправление нарушений различения звуков» М. 1995г.

3. «Методы обследования речи детей» (пособие по диагностике речевых нарушений под ред. Г. В. Чиркиной) М. 2005г.

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 комбинированного вида «Рябинка» г. Воскресенка Московской области В нашем дошкольном учреждении.

Проект «Формирование фонематического восприятия у детей»Проект «Формирование фонематического восприятия у детей» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Название «Формирование фонематического восприятия у детей». Автор проекта: Мацупа Галина Григорьевна Продолжительность.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Формирование фонематического восприятия как условие успешной социализации детей 3–4 лет с ОВЗ (речевое недоразвитие)
Опубликовано: 18 ноября 2013 в 20:32
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лепка в старшей группе «Панда»
Цель: создание работы в технике "барельеф". Задачи: познакомить с понятием "барельеф"; закрепить приемы работы с пластилином на плоскости; развивать...
Стенгазета «До свиданья, детский сад»
Вот такую стенгазету мы с детьми сделали на накануне выпускного бала. Вырезали картинки из журналов, нарисовали иллюстрации, вырезали стихи и приклеили...
Фотоотчет о выставке поделок «Пасхальные фантазии — 2018»
Добрый день, уважаемые коллеги! Ежегодно, по уже давно сложившейся традиции, в нашем детском саду проходит выставка поделок, изготовленных родителями вместе...
Драматизация сказки «Медведь и Лиса» в подготовительной группе
( или Как Медведь к Лисе сватался) Конспект открытой ООД в подготовительной группе №3 по развитию речи с представлением драматизации "Медведь и Лиса" в...
Как помочь ребенку быстрее начать говорить
1. Приучайте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите! Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда Ваш ребенок...