Папки-передвижки

Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Ирина Урядина
Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Фонематическое восприятие — это способность воспринимать звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов и основой легкости овладения грамматическим строем языка, а значит успешного освоения письма и чтения. Сформировавшееся фонематическое восприятие составляет основу четкого произношения, проговаривания звуков, грамотной слоговой структуры слов и началом легкого усвоения грамматического строя языка, а значит благополучного освоения письма и чтения.

Публикация «Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» размещена в разделах

Фонема–важная единица языка, выполняющая перцептивную (опознавательную) и сигнификативную (различительную, в редком случае и делимитивную (разграничительную) функции в тексте. В системном строе языка фонемы противопоставляются друг с другом. Причиной противопоставления являются разнообразные признаки, представляющие собой обобщение артикуляционных и/или акустических признаков звуков, поэтому фонему предстают в виде связки отличительных признаков - дифференциальных, определяющих оппозиции, в которые вступает данная фонема, и интегральных, не образующих оппозиций данной фонемы с другими.

В языке существует следующее установление фонематической системы : фонематическая система – это строй фонем языка, в которой каждый элемент характеризуется обусловленными смыслоразличительными признаками. В

8

русском языке к таким признакам относят звонкость или глухость, твердость или мягкость, место образования, способ образования, участие н бной занавески.

Если у фонем отмечено различие одной от другой в нескольких смыслоразличительных признаках, то это звуки далекие, не схожие между собой. В случае, когда фонемы различны одним смыслоразличительным признаком, тогда они близкие, оппозиционные. В наше время стоит отметить многообразные мнения о сути фонематических функций. Зачастую в литературе отмечается смешение таких понятий, как «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонематический анализ». Существуют исследования, которые пытались разграничить понятия фонематического и фонетического слуха.

По мнению Мастюковой Е. М, к самой минимальной единицей, которая воспринимается в устной речи, относится слово, ведь оно является самостоятельной значимой единицей языка. Дошкольник способен неосознанно анализировать слово, отчего в его сознании откладываются представления о системе фонем родного языка. Сравнивая слова- квазиомонимы, можно подметить красочные смысловые связи, выражаемые с помощью фонем. Слово дошкольником воспринимается как не дискретный фрагмент звучащей речи, но ребенок может выделять в нем дифференциальный признак (или комплекс дифференциальных признаков, который является отличием одного слова от другого. По мнению А. Н. Гвоздева, нужно определить следующий критерий нахождения системы фонем : «Формирование фонем происходит в том случае, когда у ребенок распознает прежде смешавшиеся звуки и их постоянное употребление для различения слов». Из данного высказывания можно сделать вывод: до тех пор, пока ребенок не овладеет устойчивыми навыками не смешивать звуки в своей собственной речи, невозможно вести речь о сложившейся в полном объ ме в его сознании системе фонем. Рассматривая практику речевого общения с психолингвистической точки зрения, стоит отметить, механизмы развития системы фонем в онтогенезе следует рассматривать, учитывая два основных вида речевой деятельности.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Дидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возрастаДидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возраста Всем доброго времени суток! Представляю вам авторскую игру "Дом, в котором ничего нет"! Участника и победителя на ярмарке педагогических.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возрастаХарактеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия,.

Информационно-игровой проект «Звуковой ручеёк» по развитию фонематического восприятия у детей средней группыИнформационно-игровой проект «Звуковой ручеёк» по развитию фонематического восприятия у детей средней группы Название проекта: «Звуковой ручеёк». Тема проекта: развитие фонематического восприятия у детей средней группы. Тип проекта: информационно-игровой,.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возрастаПособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Цель: формирование.

Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 летРазвитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Опубликовано: 5 сентября 2022 в 21:49
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД