Формирование образной речи у старших дошкольников.

Наталья Зайцева
Формирование образной речи у старших дошкольников.

Консультация для воспитателей логопедической группы.

Формирование образной речи у старших дошкольников.

Формирование образной речи у дошкольников осуществляется в основном в процессе образовательной деятельности в области коммуникация и познание, важную роль играет чтение художественной литературы.

В процессе заучивания и чтения наизусть, пересказе, рассказывании сказок, при запоминании пословиц и поговорок, загадывании и отгадывании загадок, проговаривании скороговорок и потешек, а также в специальных упражнениях развивается образность детской речи.

Дети этого возраста имеют уже достаточный уровень художественно-речевого развития. Они приобретают навык сосредоточенного, внимательного слушания произведений, умение мотивированно высказывать своё отношение к содержанию, к персонажам; у них развивается способность замечать связь между содержанием произведения и его изобразительно-выразительными средствами. В этом возрасте дети оказывают предпочтение определённым произведениям и жанрам, у них появляется стремление сравнивать их, сопоставлять только что услышанное с тем, что уже известно. Дети не только могут отличить стихотворную речь от прозаического текста, но и понимать разнообразие поэтического, отличить рассказ от сказки и, изобразительно-выразительные средства в сказках, рассказах, стихотворениях, объяснить их необходимость. Проявляется устойчивость интереса к определённому виду деятельности: одни любят читать стихи, другие рассказывать сказки. Развиваются творческие способности: дети сами придумывают загадки, сочиняют сказки по аналогии с уже известными. Вырабатывается оценочное отношение к творческим проявлениям и исполнительской деятельности сверстников: дети отмечают, кто лучше придумал, рассказал, прочитал наизусть.

Активизация поэтического слуха у детей, т. е. способности выделять выразительные средства и соотносить их с содержанием, помогают следующие типы заданий.

Давая образец выразительного чтения, воспитатель вызывает у детей интерес к произведению.

Знакомство с малыми формами фольклора - очень важно для формирования эмоциональной сферы ребёнка, образного мышления, творческого воображения, так и для развития речевого аппарата. Игра созвучий, свойственная скороговоркам, потешкам, забавляет ребёнка, заставляет его преодолевать фонетические трудности и приобретать навыки правильно произношения звуков. Сначала следует упражнять в более простых текстах, в медленном темпе, постепенно усложняя содержание, убыстряя темп. Повторение одинаковых или близких по звучанию слогов развивает речевой аппарат детей, улучшает дикцию, а это необходимо для выразительности речи.

В загадывании и отгадывании загадок в образной форме изображаются различные явления действительности. Загадки не только помогают детям знакомится с окружающим миром, обогащают их знанием конкретных детей отдельных предметов и явлений. Народные загадки-шутки требуют от детей находчивости и сообразительности, развивают память, наблюдательность. Дети с удовольствием принимают игру, они любят не только загадывать известные загадки, но и придумывать свои.

Чтение наизусть пословиц, поговорок помогает приобрести ребёнку навык кратко, четко, ясно и образно выражать свои мысли и вместе с тем формируют способность чувствовать мелодичность и ритм поэтической речи. .

Рифмование отдельных текстов, дают детям понимание особенностей стихотворной речи. Такие задания выполняются в конце занятий по ознакомлению с поэтическим произведением. Детям предлагают такую игру: придумай слова, окончания которых звучали бы одинаково. Воспитатель называет слово, а дети рифмуют его с другими словами: сад - виноград, рад, акробат.

Формируя навык выразительного чтения, рассказывания, необходимо учить детей чувствовать художественную речь, развивать у них восприимчивость к слову, обучать технике чтения: правильному дыханию, чёткой дикции, умению управлять своим голосом. С этой целью полезны специальные задания. Развивая речевую выразительность, следует при пересказе подчёркивать характер персонажей. Например, в сказке "Волк и семеро козлят" за волка нужно говорить низким голосом, грубым, а за козлят слабым, тоненьким и т. п. Возможны также задания на определение настроения, выраженного одной и той же фразой, произнесенной с различной интонацией. Воспитатель то радостно-восторженно, то озабоченно-грустно произносит фразу: "Зима пришла". Дети должны определить, в каком случае звучит радость, а в каком передаётся грустное чувство. Чтобы научит ребёнка определять в тексте логическое ударение, целесообразно, прочитав четверостишие, спросить, почему нужно выделить то или иное слово. Подобные задания помогают совершенствованию этого навыка, обогащают детскую речь выразительными интонациями.

Таким образом, речевая образность развивается как во время слушания, заучивания наизусть художественных текстов, так и при выполнении специальных творческих заданий.

Выполняя такие задания, дети задумываются над смыслом слова, стремятся употреблять из так, чтобы точно охарактеризовать тот или иной предмет, явление. Они приобретают знания об образности слова, у них развивается понимание различных его оттенков.

Публикации по теме:

«Технология развития ролевых связей и отношений у детей шестого года жизни» Одним из действенных средств развития умения строить положительные взаимоотношения с окружающими является сюжетно – ролевая игра. Но недостаточное.

План работы учителя-логопеда на логопедическом пункте содержание 1. Обследование и определение структуры и степени выраженности речевых нарушений различного генеза детей 6-7 лет. Комплектование.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • 23 февраля
Автор публикации:
Формирование образной речи у старших дошкольников.
Опубликовано: 31 августа 2012 в 23:34
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Осень. Труд младших дошкольников в природе»
В. А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, рождает...
Многофункциональное пособие «Ловкие пальчики» (авторская дидактическая игра)
Многофункциональное пособие «Ловкие пальчики» ( авторская дидактическая игра) Мелкая моторика рук — это способность выполнять точные скоординированные...
Поездка на остров-град Свияжск. Фоторепортаж. Часть 3.
Поездка на остров-град Свияжск. Фоторепортаж. Часть 3. Добрый день дорогие Маамовцы! В третей части хочу завершить репортаж об этом историческом месте....
Статья. Гении рождаются редко
Одним из принципов дошкольного образования является работа с одарёнными детьми. Формы работы с одарённым ребёнком постоянно меняются. Все шире используются...
Фотоотчёт о проведённом спортивном развлечении «День крепкой дружбы» с детьми...
«Дружба – это тёплый ветер, Дружба – это светлый мир, Дружба – солнце на рассвете, Для души весёлый пир. Дружба – это только счастье, Дружба – у...