Получи документы

Формирование творческих музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста

инна плотнику
Формирование творческих музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста

Важным направлением образовательной работы является создание условий для развития творческой активности, воспитания интереса к раз-личным видам художественной деятельности у каждого ребенка.

Задача творческого развития личности должна решаться на этапе дошкольного детства, поскольку этот период является оптимальным для приобщения ребенка к миру прекрасного. В этом возрасте возникает возможность первого взаимодействия с искусством, его восприятия, первой оценки, импровизаций. В современных условиях перед педагогом стоит важная задача создания необходимых условий для приобщения ребенка к разным видам художественной деятельности с целью развития художественно- творческих способностей.

Публикация «Формирование творческих музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

На базе МБДОУ №14 «Ромашка» была проведена работа по формированию творческих музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста.

В работе учитывались, прежде всего, программные требования к осуществлению воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в области музыкально-ритмической деятельности и соответствующего музыкального репертуара. В работу был включен репертуар народной украинской танцевальной музыки и классической бальной музыки (вальс, полька, а также музыка с характерным развитием контрастных тем и современный танцевальный репертуар.

Сначала выявили знания и представления детей о разных видах танца. С этой целью были разработаны экспериментальные задания, цель которых - выявление у детей умения безошибочно и самостоятельно определять характер танцевального жанра и называть вид танца, элементы движений к нему (народный танец, полька, вальс, самостоятельное использование знакомых танцевальных движений, комбинирование их, создание собственных.

Затем были выявлены способы самостоятельных действий в танце. Они включали ряд заданий: «Научись танцевать» (выявление у детей умения самостоятельно использовать элементы движений, игру-соревнование «Чей танец лучше?» (выявление навыков использования элементов движений народного танца, «Музыкальный стадион» (выявление умений при составлении танца использовать элементы движений современного танца).

Затем выявили у детей умения различать выразительные особенности танцевальной музыки. Показателями уровней являлись следующие критерии: самостоятельность и точность определения ребенком средств музыкальной выразительности, умение предоставлять вербальное объяснение этим средствам, умение двигаться адекватно характеру и выразительным особенностям танцевальной музыки.

Задачи обучения детей на музыкальных занятиях включали :

ознакомление детей с основными видами танца, воспитание интереса к ним;

накопление впечатлений и представлений о танцевальном искусстве;

обогащение музыкального словаря путем усвоения специальных терминов в области танцевального искусства;

овладение детьми элементами движений в разных видах танца;

применение в обучении серии творческих задач с целью развития у детей творчества в музыкально-ритмической деятельности;

подбор танцевального репертуара для разных видов танца.

Самой эффективной организационной формой для осуществления выше поставленных задач является музыкальное занятие. Основное внимание уделялось усвоению элементов движений разных видов танца с учетом возрастных особенностей детей, а также задач экспериментального исследования.

Анализ музыкальной литературы для детей дошкольного возраста позволил подобрать музыкальные произведения, отвечающие основным художественно-педагогическим принципам.

Это: высокий художественный уровень, которой соответствует требованиям высокого искусства; гуманизм, яркость, образность, доступность музыкального языка; опора на интонационно-ладовый строй, который присущ народной музыке (в данном случае на примере танцевальной).

При отборе музыкальных произведений предпочтение отдавалось раз-личным по жанрам, форме, с яркими музыкальными образами. Музыка подбиралась для разных видов танцев (народных и характерных).

Народный танцевальный репертуар включал украинские и русские народные мелодии в обработке композиторов, творчество которых адресовано детям (В. Г. Агафонников, М. В. Иорданский, М. И. Красев, Ю. М. Слонов и др.). Эти произведения отличаются особой выразительностью, образностью, ладовой определенностью и четкостью форм; присутствующее в них импровизационное начало, включает в себя музыку и движения.

Из классического репертуара были отобраны музыкальные произведе-ния композиторов-классиков М. И. Глинки, Д. Б. Кабалевского, М. П. Мусорг-ского, П. И. Чайковского и других, которые овеяны тонким поэтическим чув-ством, художественным содержанием, разные по тематике и жанрами, очень танцевальные.

Широко использовались разные репертуарные сборники, которые предназначены специально для музыкально-ритмической деятельности детей старшего дошкольного возраста. Весь музыкальный репертуар использовал-ся на констатирующем и формирующем этапах экспериментальной работы в виде нотных иллюстраций, а также аудиозаписей, которые использовались во время экспериментальной работы музыкальным руководителем и воспи-тателями дошкольного образовательного учреждения.

Не нарушая общего плана музыкальных занятий, мы вводили разделы, которые включали в себя обучение детей танцевальным движениям.

Подбор элементов танцевальных движений был продиктован разными видами танцев, которые были определены нами заранее. Например, русский народный танец: элементы движений (простой шаг, переменный шаг, припадание, несложные варианты, ковырялочка с притопом, веревочка, разные положения рук в танце, варианты поклонов).

Украинский народный танец: основная походка, бегунец, простая присядка, припадание, ковырялочка с притопом, разные положения рук в украинском танце, варианты поклонов).

Кроме обучения детей элементам движений из народного танца, мы ис-пользовали упражнения, целью которых было составление несложных ком-позиций из элементов движений разных видов народного танца.

Например:

русский народный танец: простой ход - ковырялочка - поклон;

- переменный шаг - гармошка - притоп - поклон;

- боковой шаг с припаданием - веревочка - притоп - поклон;

- присядка - ковырялочка с притопом - поклон;

украинский народный танец: основной ход - припадание - ковырялочка с притопом - поклон;

бегунец - простая присядка - поклон;

припадание - ковырялочка - присядка - поклон.

После показа педагогом образца, дети повторяли эти движения под музыку.

Обучение на музыкальных занятиях включало также и накопление определенного объема знаний и представлений о танцевальном искусстве, умений, связанных с различением детьми характера танцевальной музыки, ее выразительных особенностей, накоплением словарного запаса детей, связанного с различными видами танца и называнием танцевальных элементов.

Следующее направление работы с детьми заключалось в слушании музыки, а именно, мелодий из разных видов танцев (народного, характерного и др.). Предварительно перед восприятием музыки проводились небольшие беседы познавательно-образовательного характера. Кроме традиционных форм музыкальных занятий использовались и другие. Например, несколько тематических музыкальных занятий было посвящено темам, связанным с определенным видом танца.

Далее задания несколько усложнялись. Так, были составлены програм-мы, состоящие из танцевальных мелодий одного вида танца. А именно: ук-раинские танцы - «Гопак» в обработке Н. Метлова (1-8 такты, «Казачок» в обработке Н. Ризоля (1-8 такты, «Метелица» в обработке Н. Ризоля; бальные танцы - «Полька», муз. М. Ракова, «Полька», муз. Д. Шостаковича, «Полька», муз. Л. Лидовой, «Вальс», муз. Э. Мелартин, «Вальс», муз. П. Глиэра. Слушая эти последовательности мелодий, дети называли вид танца.

Следующее задание включало последовательности мелодий разных ви-дов танца. А именно: «Гопак» (украинский народный танец, «Янка» (бело-русский народный танец, «Каблучки» (русский народный танец, «Казачок» (украинский народный танец, «Полянка» (русский народный танец, «Ленок» (белорусский народный танец, «Приглашение» (украинский на-родный танец, «Полька» Л. Лидовой, вальс П. Чайковского и другие.

На итоговом занятии мы предлагали детям прослушать разные вариан-ты последовательностей танцевальных мелодий в исполнении музыкального руководителя и в записи. Все это проводилось в форме небольшого соревнования. Дети с большим удовольствием и, преимущественно правильно угадывали фрагменты разных танцевальных мелодий.

Лишь после того, как мы были уверены в том, что дети правильно определяют танцевальные жанры, в музыкальные занятия были включены творческие задания с целью активизации творческих проявлений.

Кроме творческих заданий, которые использовали на музыкальных за-нятиях, применяли и другие формы обучения. На некоторых занятиях детям предлагали прослушать фрагменты из разных видов танца, затем в соответствии с характером музыки придумать небольшие танцевальные композиции. Одна подгруппа детей создавала и демонстрировала танцевальные композиции, а вторая подгруппа должна была угадать, какой танец исполняется.

Например, исполнялась последовательность таких танцевальных фраг-ментов: украинский народный танец - полька - современный танец. Танцы исполнялись парами (мальчик и девочка). Менялись варианты последова-тельности из танцевальных фрагментов, однако задание оставалось тем же. Дети, которые танцевали, становились на место детей, которые отгадывали, а те, в свою очередь, придумывали свои собственные фрагменты.

Таким образом, проведенная работа на музыкальных занятиях, была направлена на накопление детьми впечатлений при восприятии танцевальной музыки, ее разновидностей, умение различать ее характер и жанры, приоб-ретение навыков и умений в области музыкально-ритмических движений.

Все методы и приемы, которые применены на музыкальных занятиях, оправдали себя и благодаря этому в значительной мере увеличился объем знаний и представлений, умений и навыков у детей в музыкально-ритми-ческой деятельности.

Результатом целенаправленного систематического обучения на музы-кальных занятиях является повышение у детей уровня слуховой чувстви-тельности, ощущения равномерной пульсации танцевального ритма. Дети научились воссоздавать движения, отражающие особенности их восприятия музыки и содержащие элементы творческой переработки.

Они стали выделять в движении такие средства выразительности, как ритмическая фигурация, темповые нюансы, динамика, акценты, регистры и др.

В целом можно отметить, что большинство детей экспериментальной группы приобрели устойчивые навыки и умения в движении под музыку в различных видах танца. Это подтвердило наше предположение о том, что специально организованное обучение на музыкальных занятиях является одним из необходимых условий для формирования творческих действий в движении у детей, представлений и знаний в области танцевального искус-ства, что, в свою очередь, является предпосылкой для творческих проявле-ний в танце у дошкольников в других условиях.

Перспективность дальнейшего изучения данной проблемы в плане использования народных подвижных игр и праздников для развития музыкально-ритмического творчества детей старшего дошкольного возраста, в плане преемственности работы дошкольного образовательного учреждения и школы, расширения и углубления на этой основе средств и методов музыкально-эстетичного воспитания.

Публикации по теме:

Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Педагогическая разработка на тему: «Декоративно -прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного.

Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Автор: Михалева Серафима.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через занятие рисование Актуальность В соответствии с требованиями ФГОС ДО актуализируется область художественно- эстетическое развития как одного из средств самореализации.

Игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Принято называть игру «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая.

Использование метода проектов в формировании творческих способностей детей старшего дошкольного возраста В своей работе я часто использую творческие проекты. Стараюсь чтобы они были долгосрочные, так как у детей старшего дошкольного возраста.

Методические рекомендации «Развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АППЛИКАЦИИ ИЗ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ Аппликация.

Развитие музыкально-ритмических способностей детей Музыка - яркий и эмоциональный вид искусства, наиболее действенное и эффективное средство воспитания детей. Музыка помогает развивать слух.

Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время отмечается необходимость развития творческих.

Тема: Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.Тема: Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Слайд 1 «Истоки творческих способностей  и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,.

Влияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возрастаВлияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Проблема, на решение которой направлен проект -некоторые дети не проявляют интереса к различным видам изобразительной деятельности; -большинство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование творческих музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 декабря 2016 в 13:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД