Игры и упражнения для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности на логопедических занятиях.

Валентина Антонова
Игры и упражнения для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности на логопедических занятиях.

Игры и упражнения, позволяющие снять двигательное напряжение в процессе логопедических занятий

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) нередко встречаются в практике логопедической работы, 4-10% детей школьного и дошкольного возраста страдают данным расстройством.

Уже на первых занятиях дети с СДВГ с трудом подчиняются инструкции. Не могут сосредоточиться на задании и до конца выполнить его, постоянно совершают нецеленаправленные движения, импульсивны, зачастую эмоционально неустойчивы.

Ребёнок с СДВГ постоянно испытывает непреодолимую потребность в движении, что крайне осложняет работу логопеда. Предъявление дисциплинарных требований по отношению к нему не эффективно, а часто и бессмысленно. Важно организовать занятие так, чтобы ребёнок меньше находился в статической позе, которая способствует нарастанию гиперактивности, чаще давать ему двигательную «разрядку».

Возможность расходования избыточной энергии позволяет улучшить концентрацию и устойчивость внимания, повышает интерес к занятиям, делает их более организованными и эффективными. На всех этапах занятия даются задания, где нужно не только говорить, но и действовать.

Упражнения на автоматизацию звуков с двигательными заданиями:

• летать на самолёте, расправив руки – «крылья» - «Л», выше – звучать потише, ниже – громче;

• ездить на маленькой игрушечной машинке по ломаным спиралевидным или извилистым дорожкам разной длины, имитируя звук мотора: «Р-Р-Р»; второй вариант: имитировать работу мотора, делать вращательные движения кулачками;

• пробежать по «звуковой» дорожке жука «Ж-Ж-Ж», змейки – «Ш-Ш-Ш», комарика – «З-З-З», воды «С-С-С»;

Варианты заданий при автоматизации звуков на уровне слога:

«Игра на пианино» (используется картонный муляж, пропевать слоги «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ» на знакомые мелодии, можно сделать песенку грустной или весёлой;

«Подарок»: логопед предлагает каждому ребёнку быть звуком «С» и получить в подарок гласный звук: «А, О, У, Ы». Далее, кидая ребёнку мяч, логопед называет только гласный звук, а тот, возвращая мяч, называет слог со звуком «С»,

«Волшебные звуки» логопед предлагает детям встать парами, так как он их позовет: «А-У», «У-А» (на головах у детей одеты цветные колпачки: красный - гласный, синий, зелёный – твёрдый, мягкий согласный);

Варианты заданий при автоматизации звуков в словах:

игры с перебрасыванием (с перекатыванием) друг другу мяча. («Скажи наоборот», «Сложи слово», «Вставь пропущенный звук», «Назови детёныша» и др.);

«Шаги»: сделать шаг вперёд только при успешном выполнении задания (правильно повторить слово вслед за логопедом, назвать лишнее слово и т. д.). При ошибочном ответе шаг – назад. Игра заканчивается, когда ребёнок сможет дойти до заранее оговоренного предмета.

Варианты заданий при работе на уровне предложения:

«Живые слова»: каждый ребёнок выполняет роль определённого слова, его задача – занять своё место в предложении;

«Скажи и покажи»: составить предложение по сюжетной картинке, а затем продемонстрировать его с помощью пантомимы;

«Прошагай предложение»: ребёнок идёт и произносит предложение. Каждому шагу должно соответствовать слово.

Эти и аналогичные им задания могут быть использованы и в других разделах логопедической работы. Применение таких заданий повышает эффективность и качество логопедической работы, а также способствует комплексной коррекции СДВГ

Публикации по теме:

Консультация для педагогов Консультация для педагогов и логопедов ДОУ «Как быть с гиперактивными детьми»Основные проявления гиперактивности или СДВГ у детей-дошкольников.

Ссылки. Гиперактивные дети .

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Зима
  • Лето
Автор публикации:
Игры и упражнения для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности на логопедических занятиях.
Опубликовано: 13 мая 2013 в 19:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сказка «Мы за солнышком идем» — фот отчет
Жил-был котенок. Проснулся он однажды утром, а на улице идёт сильный дождь. Холодно и грустно стало котенку. Солнышка уже три дня нет. Забыло оно нас. А...
Мастер-класс «Весенние жавороноки из ткани»
На Руси всегда с нетерпением ждали красавицу Весну. И, конечно, всем хотелось, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем....
Мое творчество в стиле Поп-арт
Доброго, друзья! Сегодня меня посетило вдохновение и очень захотелось создать рисунок в стиле поп-арт. Поп-арт ( англ. pop-art, или popular art) – стиль в...
Фотоотчет «Пасхальное яйцо» Изготовление из гипса.
В преддверии пасхи мы с ребятами решили поздравить своих сотрудников с праздником решили заранее подготовиться к празднику и организовали выставку на...
Использование игровых наборов Фрёбеля при реализации ФГОС до
Игровые наборы Фрёбеля серии "Сказочный мир" - это специально подобранные комплекты из элементов "даров" Фрёбеля с современными авторскими иллюстрациями...