Лучший педагог года

Индивидуализация коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

Стрельникова Наталья
Индивидуализация коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

Возрастает число детей с отклонениями в развитии. Поэтому индивидуализация педагогического процесса – один из путей преодоления и коррекции речевых расстройств у дошкольников.

Основной контингент детей логопедических групп в ДОУ имеет общее недоразвитие речи и характеризуется разнообразием дефектов по структуре, тяжести и признакам проявления. Являясь системным нарушением, ОНР наблюдается при сложных формах детской речевой патологии ( по клинико-педагогической классификации: моторной, сенсорной алалии, дизартрии, ринолалии, заикании, каждая из которых имеет свой механизм нарушения речевой деятельности и специфическую симптоматику.

Публикация «Индивидуализация коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи» размещена в разделах

В последнее время интенсивно развивается система индивидуальной психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Перед ней стоят ряд актуальных и значимых организационно- методических проблем. В их числе: совершенствование научно - теоретического и методического аппарата обследования ребёнка, разработка и научное обоснование комплекса мероприятий и методик, направленных на диагностику отклонений в развитии ребёнка с целью создания индивидуализированных коррекционных программ, обеспечивающих развитие речи и других психических функций, создание практического материала для обеспечения обследования соответствующими пособиями, материалами, разработка технических средств и их внедрение для объективизации показателей исследования.

Основным в концептуальном подходе к проблеме оптимизации системы изучения ребёнка является стратегия сотрудничества.

Каждый специалист дошкольного образовательного учреждения должен изучить ребёнка согласно задачам и методам своего направления. В результате взаимосотрудничества обеспечивается целостный взгляд на личность ребёнка, его возможности и проблемы, намечается совместный план индивидуального, комплексного воздействия.

Обследование - важный этап системы специальной помощи ребёнку, так как от правильного решения индивидуально- диагностических проблем зависит дальнейшее обучение ребёнка.

При обследовании учёт возрастных и личностных особенностей ребёнка позволяет не только выявлять имеющиеся проблемы, дефекты, но и изучить, оценить объективно сохранные стороны, потенциальные возможности, и опираться именно на них при отборе методов и форм коррекции.

На медицинском уровне стоит задача выявления заболеваний, органических и функциональных отклонений как предпосылки или следствия речевых нарушений.

Диагностика на психологическом уровне включает анализ индивидуальных проблем и резервов ребёнка, которые кроются в ситуации его развития.

Логопедическое обследование включает в себя три основных раздела:

1. Изучение условий воспитания и динамики речевого и общего психического развития;

2. Логопедическое и психолого-педагогическое обследование с подробной регистрацией вербальной и невербальной деятельности дошкольника;

3. Анализ и педагогическая оценка результатов.

Необходимо, чтобы дети с тяжелыми речевыми расстройствами были обследованы невропатологом или психиатром и отоларингологом.

Важно изучать детей не только до, но и в процессе организованного обучения и воспитания, для определения коррекционного воздействия для каждого отдельного случая.

Логопедическая работа с детьми, имеющими первичную речевую патологию, осуществляется поэтапно, на базе того, что уже достигнуто ребенком.

Так, комплексный подход к формированию речи при алалии направляет внимание на становление всех функций речи, способствующих ее развитию и улучшению познавательной деятельности. Системная работа ведется над речью и личностью в целом, при этом учитываются закономерности развития речевой функции в онтогенезе и закономерности становления языка.

Обследование ребенка с дизартрией позволяет выявить структуру и тяжесть фонетико-фонематического нарушения, сопоставив его с тяжестью поражения артикуляционной и общей моторики, а также общим психическим и речевым развитием.

Тесная взаимосвязь развития речи, моторики, сенсорных функций и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психологической деятельности.

Система коррекционного воздействия при ринолалии предполагает исправление расстройства речи, являющегося компонентом клинической картины основного соматического дефекта. Устранение патологической назализации голоса, проводится одновременно с формированием речевых навыков.

При организации индивидуальной коррекции с заикающимся ребенком, целесообразно использование приемов, средств рассматривать в зависимости от характера медицинского воздействия и в сочетании с ним.

Основным направлением коррекционного воздействия является формирование коммуникативных способностей путем воздействия на разные стороны психофизиологического состояния ребенка усилиями разных специалистов.

Многообразие путей речевого развития детей и возможностей преодоления имеющихся у них отклонений не может не влиять на организацию и содержание педагогической работы с ними, на выбор дифференцированных методов коррекционного воздействия. Поэтому необходимо и важно выявить характер и степень нарушения речевых и неречевых психических функций, а также определить основные направления индивидуального психолого - педагогического воздействия с целью коррекции выявленных особенностей.

Если педагогическое воздействие строится с учётом уровня развития, опирается на сильные стороны личности дошкольника, учитывается особенности окружающей микросреды, то эти воздействия обеспечивают успешное включение ребёнка в коррекционную работу.

Если в процессе обучения уровень развития ребёнка, индивидуальные особенности личности учитываются мало или не учитываются вовсе, то исходные отклонения в развитии лишь усугубляются, возникают упущения, компенсировать или навёрстывать которые в будущем окажется почти невозможным.

Очень важно в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые речевые расстройства, уделять значительное внимание развитию мотивации, организации и расширению сферы деятельности ребёнка, поэтому в настоящее время всё большее звучание получает личностно-деятельный подход.

Этот подход ориентирует педагога на оптимальное развитие способностей каждого ребёнка в соответствии с его возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями. Большое значение при этом имеет соответствующий характер общения, которое должно стимулировать личностную, речевую и интеллектуальную активность ребёнка, создавая условия для душевного здоровья, эмоционального благополучия, чувства собственной состоятельности, столь необходимого для детей с общим недоразвитием речи.

Большое место в коррекционной деятельности с детьми, имеющими нарушения речи, занимает работа по воспитанию личности в целом. Особое значение имеет учёт личностных особенностей при коррекционном воздействии на детей с тяжелой формой речевой патологии.

Коррекция нарушений речи проводится с учётом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико – синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащение словаря, усвоение языковых закономерностей, формирования личности ребёнка.

Организация индивидуальной комплексной помощи детям с тяжелыми нарушениями речи дошкольных учреждениях, является наиболее значимой в коррекционном обучении.

Интеграция нового знания о развивающемся человеке и проблемах, осложняющих это развитие, выводит на новый уровень осмысления сущности индивидуализации коррекционно-педагогической деятельности, как процесса обучения и развития в целом.

Исходить из признания индивидуальности, учитывать сложившуюся индивидуальность при выборе форм и приемов воздействия – главный принцип коррекционно – развивающего образования на современном этапе.

Публикации по теме:

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

«Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» «Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» Осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а его речь.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопедаГодовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть)Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда Хворовой Е. В. на 2017 – 2018 учебный год. (II часть) Декабрь. Документационный.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речиИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Введение. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Из опыта работы «Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (5-7 лет.

Консультация «Тяжелые нарушения речи детей дошкольного возраста» Какие общие и специфические задачи воспитания и обучения детей с нарушениями речи? Исследование закономерностей специального обучения и.

НОД учителя-дефектолога с детьми, имеющими нарушения интеллекта легкой степени «Фруктовая тарелка» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуализация коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
Опубликовано: 2 декабря 2020 в 12:06
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД