Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Р] с использованием элементов самомассажа языка и губ

Юлия Николаевна Новикова
Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Р] с использованием элементов самомассажа языка и губ

Тема. Использование элементов самомассажа языка, губ для нормализации мышечного тонуса у детей с нарушением звукопроизношения.

Индивидуальное занятие по автоматизации звука Р.

Цели: коррекционно-образовательные:

-формирование практических умений и навыков пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

- формирование кинестетического образа буквы Р (ощущение положения органов артикуляции);

- закрепление умения согласовывать существительные с порядковыми числительными;

- закрепить употребление формы существительных множественного числа.

Коррекционно-развивающие:

- устранение дефектного произношения звука Р, автоматизация звука в слогах, словах и предложениях, тексте;

- развитие дыхания и голоса;

- развитие фонематического слуха и восприятия;

- улучшение общей моторики и координации движений.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать стремление к активной деятельности, настойчивость, дисциплину.

Оборудование: шнурок, пузырёк, зеркало, фломастер, карточка со словами.

Ход занятия:

Артикуляционная гимнастика с элементами самомассажа.

1) Друг на санках покатился

С горки мчимся, нету сил.

В гору же едва-едва,

Разболелась голова.

(Поглаживание указательным и средним пальцами вдоль носогубных складок).

2) Куклу я свою катаю,

Я катаю свою Таню.

Едем вниз, едем вверх.

Слышишь наш громкий смех.

(Спиралевидное растирание указательным и средним пальцами вдоль носогубных складок)

3) На коньках скольжу по льду.

Не боюсь, что упаду.

Очень трудно устоять,

Но попробую опять.

(Указательным пальцем одной руки проводить «пилящие» движения над верхней губой).

4) «Рупор»

О! – с восклицательной интонацией.

О. – с удивлённой интонацией.

О? – с вопросительной интонацией.

О. – со спокойной интонацией.

5) Топ-топ, топ-топ

Кто там топает по крыше?

Топ-топ, топ-топ

Это дождь идёт, ты слышишь?

Топ-топ, топ-топ

Дождь по лужам, по траве.

Топ-топ, топ-топ

Он у нас на голове.

(Указательным и средним пальцами проводить постукивающие движения вокруг губ).

5) Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я,

Хоботок есть у меня.

А теперь я дудочка,

Дудочка-побудочка.

Мне понравилось играть,

Повторю- ка всё опять.

6) Язык широкий положи

И под счёт его держи.

Раз, два, три, четыре, пять,

Язык можно убирать.

7) Надо грядку прополоть,

Колья тяпкой расколоть,

А теперь пора рыхлить

И водичкою полить.

(вибрация, поколачиванием) указательным пальцем проводятся постукивающие движения в направлении от корня языка к кончику).

8) «Иголочка»

Язык в иголку превращаю,

Напрягаю и сужаю.

Острый кончик потяну,

До пяти считать начну.

Раз, два, три, четыре, пять.

Иголку я могу держать.

9) Гладить будем язычок

Мы назад-вперёд.

А потом наоборот.

Чтоб послушным стал язык,

Чтоб работать он привык.

(Указательным и большим пальцами проводить перетирающие движения кончика и боковых краёв языка вперёд-назад).

10) «Качели».

На качелях я качаюсь,

Вверх-вниз, вверх-вниз.

И до крыши поднимаюсь.

А потом спускаюсь вниз.

11) «Вкусное варенье».

Ох, и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

12) «Индюк» бл-бл-бл.

13) «Накажем непослушный язычок»

Пя-пя-пя.

14)»Футбол»

Круговые движения языка попеременно на обеих щеках.

Мячик слева, мячик справа.

Снова слева, снова справа.

15)»Маляр»

Красить комнаты пора

Пригласили маляра.

Он приходит в каждый дом

С яркой краской и ведром.

16)»Лошадка)

17)»Останови лошадку»

18)»Дразнилки»

19)»Грибок»

На лесной опушке

Вырос гриб волнушка.

Наш Данила в лес пошёл.

Наш Данила гриб нашёл.

Вот и нет волнушки

На лесной опушке.

Дыхательная гимнастика.

«Любимый носик»

1) Вдох – погладь свой нос

От крыльев к переносице.

Вдох – обратно

Пальцы просятся. (5 раз)

2) Ты вдохни одной ноздрёй.

Ну, а выдохни другой. (5 раз).

3) Глубоко вдохни.

На выдохе мычи.

По крыльям носа

Пальчиками стучи. (3-5 раз).

Пальчиковая гимнастика.

Изолированное произношение звука Р.

1) Упражнение «Клубочек»

-логопед и ребёнок наперегонки сматывают шнурок с двух сторон, произнося Р.

2) Упражнение «Пальчики здороваются»

Тра дра тра-дра

Тро дро тро-дро

Тру дру тру-дру

Тры дры тры-дры

Игра «Раз- шажок, два-шажок»

Драп, дранка, драка, квадрат, дрозд, ядро, ведро, бедро, подросток, друг, вдруг, дружный, подруга, пудра, выдра, вёдра, драчун, дрова, дрожать, другой, дружина.

В конце пути ребёнок находит карточку с заданием:

«запиши слова»

Труба

Ведро

Пётр

1. «Туба» - посчитай от 1 до и обратно.

2. «Ведро» - назови во множественном числе:

Метр, литр, кадр, министр, педиатр, центр, друг, квадрат, ведро, выдра, драка, бедро.

3.»Пётр» - составь предложения со словом.

Пётр носит траву.

Пётр взял ведро.

Пётр открыл тетрадь.

Пётр получил тройку.

Пётр ест ватрушку.

Спряжение в прошедшем времени: «трубить в трубу по утрам»

Я…. Мы…. Она…. Вы… Ты…. Он… Они….

Домашнее задание.

Выучить наизусть:

Труба трубит, труба поёт,

Трубач по городу идёт.

Посчитай от 1 до 7 «труба», «трубач».

Публикации по теме:

Индивидуальный план работы с ребёнком на учебный год Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы на 2010-2011уч. г. Волостных Маша 1. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке,.

Наглядное пособие «Логопедический коврик» ГБОУ СОШ №3 СП ДС №7 «Ягодка» г. Чапаевск Авторы Борисова Н. В. Приданцева Н. В. Цель: Повысить эффективность коррекционной работы логопеда.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Времена года и погода
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Р] с использованием элементов самомассажа языка и губ
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 09:21
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...
«Наш подарок маме» (фото отчет)
-Моя мама самая красивая! -Мама ласковая! -Мамочка очень добрая и заботливая! -Моя мамочка любимая! Вот такие слова говорили дети о своих мамах,...