МААМ-картинки

Использование интерактивных игр в закреплении у детей с ЗПР правильного звукопроизношения

Анна Погодина
Использование интерактивных игр в закреплении у детей с ЗПР правильного звукопроизношения

В последние годы наблюдается увеличение числа детей с различными видами речевой патологии.

Важное место при устранении нарушений речи, как основной формой коррекционного обучения занимает логопедическая организованно-образовательная деятельность, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требуют регулярных, последовательных образовательных мероприятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип. Речевой материал требует многократного повторения и необходимо для успешной коррекционной работы, чтобы эта деятельность была интересной и разнообразной.

Публикация «Использование интерактивных игр в закреплении у детей с ЗПР правильного звукопроизношения» размещена в разделах

В настоящее время одной из основных задач учителя-логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми. Современная действительность добавила нам еще одно средство для успешной работы – это информационно-коммуникационные технологии (ИКТ, которые прочно входят во все сферы жизни человека.

Работа по коррекции звукопроизношения довольно однообразна. Поэтому использование ИКТ, как на этапе постановки, так и на этапе автоматизации звука. И для ребёнка и педагога намного интереснее и продуктивнее, если привычные профили и картинки возникают не на столе или доске, а на мониторе.

Интерактивная игра – одна из особо продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития, самореализации участников учебно-воспитательного процесса.

Нарушение звукопроизношения у детей с ЗПР носит полиморфный характер. Чаще всего бывают нарушены артикуляторно сложные звуки: свистящие, шипящие, сонорные.

Преобладающим видом нарушения звукопроизношения является смешение звуков, имеющих сложную артикуляцию и требующих тонких акустических дифференцировок (с-ш, з-ж, с-ч, с-щ, р-л). При этом смешение звуков имеет место в речевом потоке, в то время как при произношении отдельных слогов или слов этого может не наблюдаться.

Такого рода нарушение звукопроизношения может быть обусловлено общей вялостью артикуляции, что, как правило, является проявлением неврологической патологии – снижением тонуса артикуляционных мышц, а также нарушением фонематического восприятия и ослаблением контроля со стороны ребенка за артикуляцией звуков, когда основное внимание его сосредоточено на смысловой стороне высказывания. Осуществление одновременного контроля за несколькими действиями, сложная межанализаторная деятельность зрительного, слухового и тактильного анализаторов для детей с ЗПР представляет значительную трудность.

Менее распространенными нарушениями звукопроизношения у детей с ЗПР являются искажения (преимущественно межзубное произношение свистящих, а также велярное и увулярное произношение звука [р], стойкие замены одного звука другим (чаще р л, л л’, л в, ш с, ж з). Наблюдается и отсутствие звука (чаще [р]).

Основная цель логопедического воздействия при различных речевых нарушениях – это формирование различных умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Для этого ребёнка необходимо научить:

- узнавать и различать между собой звуки речи (фонемы);

- отличать правильное и дефектное произношение звука;

- осуществлять слуховой и речедвигательный контроль за собственным произношением звуков;

- принимать правильные артикуляционные позиции, необходимые для нормального воспроизведения звуков в речи;

- безошибочно использовать поставленные звуки в самостоятельной связной речи.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ)

- это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования.

Использование ИКТ в работе открывает возможности:

-представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;

-создать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;

-активизировать познавательную деятельность воспитанников;

-оптимально использовать время на занятии.

Нормативные документы:

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей…».

Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы «В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки…».

Статья 29. Информационная открытость образовательной организации Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".

2. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Требования к условиям реализации Программы включают: требования к психолого-педагогическим условиям; требования к кадровым условиям; требования материально-техническим условиям; требования к финансовым условиям; требования к развивающей предметно-пространственной среде.

3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими… (в соответствии со спецификой Программы).

3.4. Требования к кадровым условиям реализации Программы. Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования». Должен знать: … основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

3. «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

4.20. При проведении занятий детей с использованием компьютерной техники, организация и режим занятий должны соответствовать требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. «Гигиенические требования к персональным электронно - вычислительным машинам и организации работы».

4.12. В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) рекомендуемая непрерывная продолжительность работы с ПЭВМ на развивающих игровых

занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин, для детей 6 лет - 15 мин.

4.13. Игровые занятия с использованием ПЭВМ в ДОУ рекомендуется проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.

4.14. Не допускается проводить занятия с ПЭВМ в ДОУ за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.

В выборе презентаций и интерактивных игр следует руководствоваться рядом требований:

1. Презентации и игры не должны быть перегружены второстепенными элементами, лишними словесными инструкциями, так как это отвлекает внимание детей, приводит к быстрому утомлению.

2. Сюжет игры не должен быть агрессивным, чтобы не повышать тревожность и психическое беспокойство детей.

3. Задания должны быть понятны ребенку, инструкция должна даваться перед выполнением.

4. Время выполнения не должно ограничиваться, чтобы дать возможность детям без спешки обдумать пути и способы решения.

5. Графика должна быть в спокойных тонах, без преобладания ярких, возбуждающих цветов, а музыкальное оформление игр не должно мешать выполнению заданий.

ИСПРАВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

проводится поэтапно – 4 основных этапа:

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ – цель:

– подготовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы к правильному восприятию и воспроизведению звука;

2 ЭТАП – ПОСТАНОВКА ЗВУКА - цель:

- добиться правильного звучания изолированного звука.

3 ЭТАП – АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА – этап формирование первичных произносительных умений и навыков.

Постепенно, последовательно вводим поставленный звук в слоги, слова, фразы, стихотворные и прозаические тексты и, наконец, в самостоятельную речь ребенка (к новому материалу можно переходить, если усвоен предыдущий).

4 ЭТАП – ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ. Цель данного этапа – учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в своей речи.

На логопедических занятиях в нашей группе используются различные компьютерные ресурсы:

стандартные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, проигрыватель Windows Media. В ДОУ имеется медиапроектор, создается медиатека – собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, а также разработанных педагогами;

текстовая информация (рекомендации для родителей, конспекты занятий, стихи и т. п.);

Звуковая медиатека (аудио) - мелодии без слов, песни, звуки природы, голоса животных и птиц, звукоподражания;

Интернет-сайт с логопедическими онлайн-играми: http://mersibo.ru

Неоспоримым преимуществом информационно – коммуникационных технологий для логопедической практики является:

- использование игровой формы обучения;

- полисенсорное воздействие, т. е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;

- дифференцированный подхода к обучению;

- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных процессов (увеличилась концентрация внимания, расширился объем);

- повышение самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, звуковые эффекты);

- формирование сотрудничества между ребенком, учителем – логопедом, педагогами и родителями;

- экономия временных ресурсов.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игры для формирования правильного звукопроизношения Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляется тогда, когда говорящий внятно и чисто произносит слова. Нечеткое.

Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения Речь – исторически сложившаяся форма общеня, развивается в дошкольном возрасте.

Лэпбук для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста «Я учусь говорить…»Лэпбук для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста «Я учусь говорить…» Данное пособие состоит из красочно оформленной папки. Внутри папки размещены кармашки, которые имеют многоцелевую направленность: 1. Серия.

Презентация «Игры и упражнения в формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста» Звуковая культура речи - понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность.

Использование интерактивных игр в процессе обучения бурятскому языку детей дошкольного возраста Каждый народ остаётся сам собою до тех пор, пока сохраняет свой быт, язык, особый климат человеческих отношений. На современном этапе развития.

Консультация «Формирование у детей навыков правильного звукопроизношения посредством использования игр» Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учётом условий речевого общения и цели высказывания,.

Логопедические игры для закрепления правильного звукопроизношения у детей Киселева Ирина Васильевна 1. "Построй домик"Цель игры: закрепить правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.

Помощь родителей в воспитании правильного звукопроизношения Помощь родителей в воспитании правильного звукопроизношения Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения.

Использование авторских интерактивных игр по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 9 «Колобок» ТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения у детей. Консультация для родителей Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование интерактивных игр в закреплении у детей с ЗПР правильного звукопроизношения
Опубликовано: 18 декабря 2017 в 21:53
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД