Папки-передвижки

Использование метода моделирования в развитии музыкально-ритмических движений старших дошкольников

Ольга Витальевна Евлампьева
Использование метода моделирования в развитии музыкально-ритмических движений старших дошкольников

Одним из наиболее перспективных методов реализации умственного развития и воспитания является моделирование, поскольку мышление стар-шего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной кон-кретностью. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предме-том, его изображением, каким-либо условным знаком. При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребёнку познание, открыть доступ к скрытым непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям

Публикация «Использование метода моделирования в развитии музыкально-ритмических движений старших дошкольников» размещена в разделах

Метод моделирования открывает и перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, развитии ребенка, в частности, и в области музыкально ритмической деятельности.

В этом смысле «Музыкальный конструктор» Э. П. Костиной является практическим средством для развития сенсорных способностей де-тей методом моделирования, без которых не возможна продуктив-ная музыкально ритмическая деятельность ребенка.

Этапы работы

1. Прогностический (Проведение педагогической диагностики; Постановка проблемы, изучение литературы; Создание педагогических условий (подбор музыкального материала (видео, аудио (виды моделей : предметные, схема-тические, графические, музыкально–дидактических игр и т. д.).Обогащение РППС разнообразных видов моделирования по музыкально – ритмической деятельности, музыкально – дидактическими играми и пособиями; Создание музыкально-дидактических пособий по моделированию (презентаций, схемы – моделирования, игр, танцев, хороводов, упражнений, музыкально–дидактических игр) (август - сентябрь)

2. Деятельностный (Использование разнообразных игровых приемов для освоения метода моделирования в музыкальном образовании старшими до-школьниками; Апробация методического комплекта конспектов занятий по музыкальному образованию с использованием наглядного моделирования по музыкально-ритмическим движениям, проведение мероприятий с участ-никами образовательного процесса (педагоги, родители воспитанников) - (мастер – классы, консультации, практикумы, родительские собрания–встречи).) (октябрь - апрель)

3. – Аналитико - рефлексивный (повторное обследование особенностей му-зыкального развития детей, трансляцию собственного опыта и определение перспектив деятельности). (май)

На подготовительном этапе проанализирована литература по проблеме, представленная раннее. Также было проанализировано музыкальное разви-тие детей по методике Э. П. Костиной

Музыкальное развитие диагностируется методом наблюдения за деятель-ностью детей в разных видах музыкальной деятельности на занятиях и в по-вседневной жизни по методике Э. П. Костиной. Получены следующие резуль-таты, показанные на экране: Дети воспринимают и понимают смену изобра-зительных особенностей музыки только при словесной помощи взрослого, слабо разбираются в образной основе музыки, с трудом различают музы-кальные образы в более сложных произведениях, затрудняются в разучива-ние более сложных элементах движений в музыкально-ритмической деятель-ности, дети часто не запоминают последовательность движений в танцах, хо-роводах, играх – требуется словесная помощь взрослого, испытывают труд-ности в исполнении циклических движений, затрудняются в самостоятельном их исполнении, не в полной мере проявляют творчество, выразительность движений игр, танцев, упражнений, затрудняются в ориентировке в про-странстве.

На основании вышеизложенного, мы ставим следующие цели и задачи рабо-ты.

Цель работы: Развитие музыкально-ритмических движений через использо-вание метода наглядного моделирования.

Для достижения цели были поставлены задачи, которые представлены на слайде. (их читать не надо)

Задачи:

1. Развивать музыкальные способности детей старшего дошкольного возрас-та в музыкально-ритмических движениях через использование метода моде-лирования.

2. Актуализировать развивающую предметно - пространственную среду, обеспечивающую музыкальное развитие дошкольников в музыкально-ритмических движениях посредством наглядного моделирования.

3. Формировать способности выполнять музыкально-ритмические движения с опорой на модели.

5. Создавать условия для использования моделей детьми в самостоятельной музыкально-ритмической деятельности.

6. Обеспечить профессиональное взаимодействие и социальное партнёрства по развитию музыкально-ритмической деятельности посредством наглядного моделирования.

Особую роль для всестороннего развития, а также для реализации по-тенциальных возможностей и стимулирования познавательной, и творческой активности играет построение среды.

В соответствии с требованиями программы «Камертон» все дидактические материалы и пособия по музыкальному образованию делятся на 3 блока: восприятие, воспроизведение и творчество. Одним из условий творческой ак-тивности ребенка является свободный доступ к материалам и музыкальным инструментам. Поэтому в музыкальных миницентрах в группах дети всегда могут найти музыкально – дидактические игры, модели танцев, музыкальный конструктор, геометрические символы для определения формы музыкально-го произведения и т. д. Мы с воспитателями разработали модели танцев, т. е. последовательность танцевальных движений или их алгоритмы. Эти пособия с детьми сначала усваивались на музыкальных занятиях и лишь затем их пе-редавали в музыкальные центры групп. Первоначально давали задания со-ставить последовательность движений по образцу. Когда дети справлялись с эти заданием, им предлагали составлять последовательность движений по памяти. Третий, творческий этап – составление другого танца из знакомых движений.

Сначала нами вводилась условно – образное моделирование, когда переда-ется характер, танцевальный стиль (классический, народный, современный) и само движение. Постепенно (со старшей группы) вводиться комбинирован-ное моделирование, где показано:

1. Последовательность танца, хоровода, игры.

2. Наиболее трудное новое движение представлено образно: на нем ребе-нок фиксирует свое внимание на отдельных действиях, т. к. в движении есть последовательность действий, например в «ковырялочке» - носик-пяточка и т. д.

Для алгоритмов хороводов нами использовалось условно – схематическое моделирование, где был нанесен на схему каждый участник в виде кружочков красных (девочки) и кружочков синих (мальчики). Начиная со старей группы, модели, в основном делались комбинированными.

Манипулируя карточками, пытаясь сложить знакомую фигуру танца, у де-тей развивается продуктивное музыкальное мышления, т. е. интеллект. Играя, ребенок получает положительный эмоциональный заряд, что хорошо сказы-вается на развитие его ума, эмоциональной сферы, воображение, музыкаль-ных способностей. Чтобы запомнить последовательность движений, не надо танец много раз повторять от начала до конца, дети запоминают его алго-ритм в игровой форме, упражняясь в выкладывании последовательности танца, игры. Детям дошкольного возраста очень нравятся подобные занятия, в которых они, используя моделирования, реализуют себя в игровой дея-тельности – ведущей деятельности детей дошкольного возраста.

Во время музыкальных занятий мы учитываем:

– возраст детей

– особенности здоровья и музыкального развития

– индивидуальные особенности воспитанников. отражаются на характере музыкальной деятельности, соответственно (пол, возраст, сезон года и т. д.).

На праздниках и развлечения также используется моделирование. Взрослый сказочный герой-лучшая модель для подражания.

В результате проделанной нами работы была проведена повторная диагно-стика по методике Э. П. Костиной.

Результаты проведенных исследований показали положительную динамику в развитии музыкальной деятельности дошкольников, инициативности в ис-пользовании моделирования в самостоятельной музыкальной деятельности.

Исходя из данных диагностики можно сделать вывод, что проведенная рабо-та дала следующие результаты:

1. Достаточно хорошо развито представление о смене изобразительных осо-бенностей музыки.

2. Дети стали хорошо чувствовать музыкальный ритм, различают музыкаль-ные фразы и сильную долю в музыкальных произведениях.

3. Более совершенным стало дифференцированное музыкальное восприятие : дети различают изменения средств музыкальной выразительности и понима-ют их роль в передаче изменения музыкальных образов и передавая их в движении.

4. Хорошо развито дифференцированное восприятие музыки и движений : дети хорошо чувствуют и понимают форму танца, композицию игры, упражнения, а также точно выделяют ритмические, динамические особенно-сти музыки.

5. Редко испытывают трудности в запоминании танцевальных движений, танцев, хороводов, игр.

6. Исполнение музыкально-ритмических движений стало более выразитель-ным и эмоциональным.

7. Большинство детей проявляют творческую активность в музыкально-ритмической деятельности.

8. Уверенно ориентируются в пространстве.

Публикации по теме:

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольниковИспользование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится.

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Конспект консультации-тренинга для педагогов ДОУ «Применение метода моделирования в музыкально-ритмической деятельности» Конспект консультации-тренинга для педагогов ДОУ «Применение метода моделирования в музыкально-ритмической деятельности»Методом моделирования.

Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников» Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников»Оздоровительная цель муз. воспитания:.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме»Мастер-класс для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме» Цель: познакомить участников с опытом проведения речевых игр, танцевальных движений, музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства.

Опыт работы по теме «Методы и приемы, используемые в процессе разучивания музыкально-ритмических движений» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах.

Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников»Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников» Целью моей работы был поиск информационно-коммуникативных технологий и внедрение в игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников» 1. Обоснование проблемы проекта. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение.

Развитие музыкально-ритмических движений с детьми младшего дошкольного возрастаРазвитие музыкально-ритмических движений с детьми младшего дошкольного возраста Музыкальное развитие детей влияет на их творческий и интеллектуальный потенциал. И чем раньше детей начать приобщать к музыкальной деятельности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метода моделирования в развитии музыкально-ритмических движений старших дошкольников
Опубликовано: 31 октября 2022 в 12:26
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД