Получи документы

Использование технологии моделирования при коррекции звукопроизношения

Ольга Кряж
Использование технологии моделирования при коррекции звукопроизношения

Успех в значительной мере обеспечивается положительными эмоциями, переживаемыми ребёнком в процессе логопедических занятий. «Если исключить эти эмоции, то кора лишается главного источника силы» (И. П. Павлов).

Так как логопедия – специальный раздел общей педагогики, то в некоторых случаях общее и специальное настолько переплетаются, взаимопроникают, что различие между ними полностью стирается. Это касается и технологий деятельности логопеда, так как в процессе своей деятельности логопеду приходится пользоваться педагогическими технологиями. В словаре иностранных слов даётся следующее определение технологии : техно - искусство, мастерство, умение и -логия – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния. В толковом словаре этот термин определяется как совокупность приёмов и методов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве.

Публикация «Использование технологии моделирования при коррекции звукопроизношения» размещена в разделах

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Из вышесказанного следует, что технология – это совокупность методов и приёмов. В логопедической работе используются различные методы и приемы: практические, наглядные, словесные, использование сказочных сюжетов, элементов фольклора, воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, литературных персонажей, элементов сюжетно – дидактической игры, настольно – печатных игр, сюжетов и героев мультфильмов. Выбор и использование того или иного метода, приёма определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребёнка и др. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов.

Так к словесным методам относятся: рассказ, беседа, пересказ и т. д., к наглядным – демонстрация артикуляторных, графических движений и т. д., а к практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование.

Нарушения звукопроизношения у детей – это один из основных или ведущих дефектов в структуре речевых нарушений. Методики коррекции недостатков звукопроизношения достаточно полно разработаны. Тем не менее, резервы для развития данного направления исследований имеются. Одним из таких резервов можно назвать применение технологии моделирования, которая представляет собой продукт сложной познавательной деятельности, включающей прежде всего мыслительную переработку исходного, чувственного материала по очищению от случайных моментов (В. В. Давыдов).

Моделирование даёт возможность изменить сам подход к вопросу обучения и воспитания. При работе с моделями у ребёнка создаётся правильный образ артикуляционного уклада в момент произнесения звука, поскольку такая работа предполагает исследование, «отсечение» органов, не принимающих участие в произнесении. Ни артикуляционный профиль, ни фотографии образ не формируют уже потому, что не дают возможность исключить такие органы.

Правильное артикулирование, уточнённое при помощи наглядной модели, улучшает качество приёма и воспроизведения звука, способствует активному развитию у детей собственных произносительных навыков.

Процедура моделирования включает в себя несколько этапов.

1. Изучение объекта исследования и выделение необходимых свойств и отношений.

2. Определение аналога модели и формулировка условий аналогии.

3. Выбор в качестве модели объекта, способного заместить оригинал.

В соответствии с предложенной процедурой, был определен аналог для гласных звуков :

Участие или неучастие губ;

Вибрация голосовых складок;

Свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую щель; а также согласных звуков :

Наличие или отсутствие вибрации голосовых складок;

Способ артикуляции;

Место артикуляции;

Наличие или отсутствие дополнительного подъёма спинки языка к твёрдому нёбу;

Место резонирования.

Для облегчения процедуры создания моделей артикуляции звуков, были разработаны специальные символы для

- артикуляция губ

- движение языка вверх или вниз

- работа голосовых складок

- вибрация кончика языка.

Модели артикуляции, во-первых, должны содержать все перечисленные признаки звуков, во-вторых, быть свободными от связей и отношений, которые затрудняют познание артикуляции.

Исправление нарушений произношения с применением моделей артикуляции решает задачу сознательного усвоения детьми связи между акустическими и артикуляторными признаками звука. Особенно тщательно следует установить форму нарушения произношения. Разработана схема постановки звуков в зависимости от этой формы.

Факт замены звука может свидетельствовать о первичном или вторичном нарушении фонематического слуха. В данном случае работу по дифференциации звуков надо проводить особенно тщательно, ведь хорошо развитий фонематический слух представляет собой важный компонент полноценного формирования произносительных навыков. Известно, что становление фонематического слуха протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляционной базы, причем верна и обратная зависимость: умение произнести какой-либо звук способствует и его лучшему различению на слух. Другими словами, фонематический слух способствует различению и узнаванию фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Только при его наличии возможно понимание смысла отдельных слов, поэтому фонематический слух еще называют смысловым. Н. Х. Швачкин подчеркивал, что через слово ребёнок овладевает системой звуков языка. Лишь с появлением слова начинает проявляться смысловое значение звуков, ребёнок становится чутким к звучанию слов взрослых. М. Е. Хватцев утверждал, что хорошо произносит тот, кто хорошо различает отдельные звуки слова. Поэтому постановку звука необходимо производить параллельно с развитием фонематического слуха.

Иногда замены звуков не связаны с нарушением фонематического слуха, а обусловлены несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. В данном случае коррекционная работа с применением моделей также проходит более успешно по причине расширения наглядности и лучшего осмысления ребёнком выполняемых действий.

Перед постановкой звуков ребёнок должен изучить строение органов артикуляционного аппарата. Следует обратить его внимание на подвижные и неподвижные органы, движения губ, языка, научить ощущать работу голосовых складок и характер выдыхаемой воздушной струи. Также тщательно необходимо проанализировать положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. На основании этого изучения можно построить соответствующую модель артикуляции.

Разработаны модели артикуляции звуков, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, соответствуют характеристике конкретного звука и замещают артикуляционный уклад при коррекции звукопроизношения. Модели легко классифицируются по всем видам нарушенного произношения звуков, поэтому хорошо узнаваемы.

Применение моделей артикуляции звуков при коррекции звукопроизношения, развитии фонематического слуха и подготовке детей к освоению грамоты делает процесс обучения как наглядным, так и познавательным. Сопоставляя по модели уклад органов артикуляционного аппарата или проводя построение самой модели, дети учатся думать, анализировать, видят перед собой наглядный пример правильного уклада органов артикуляционного аппарата при произнесении звука.

Модели артикуляции поднимают наглядность на высший качественный уровень – уровень мыслительных операций. Знания, заложенные в моделях, ребёнок сможет воспринять и освоить, если осмыслит их. В отличие от демонстративной наглядности, несущей знания, которые можно взять сразу, модели требуют различных операций теоретического мышления.

Дети, осваивая умения и навыки правильного произношения, звукового анализа и синтеза, должны постоянно артикулировать звуки, уточнять положение губ, языка, работу голосовых складок и соотносить это с каждым знаком модели. Таким образом, моделирование способствует формированию личности, которая сама «добывает» знания, планирует свою деятельность, грамотна и целенаправленна.

Положительный результат от использования предлагаемой технологии появляется в процессе обучения и воспитания.

Публикации по теме:

«Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи». Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста, показал, что количество.

Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи К основным речевым органам относятся нижняя челюсть мягкое нёбо губы щеки.

Дидактическое пособие для коррекции звукопроизношения «Веселый Крош»Дидактическое пособие для коррекции звукопроизношения «Веселый Крош» Предложенные дидактическое пособие предназначено для детей среднего, старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения произношения звуков.

Гендерный подход к коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста И. Б. Горелова, учитель-логопед Е. Г. Кубова, учитель-логопед Развитие современного общества определяет инновационные процессы системы образования.

Игры по коррекции звукопроизношения и фонематического слуха и лексико-грамматических категорийИгры по коррекции звукопроизношения и фонематического слуха и лексико-грамматических категорий Игра "Угадай где звук" развивает фонематический слух, учит слышать звуки в слове, слоге. Игра "Украсим ёлочку" автоматизация и дифференциация.

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения Тема: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях. Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах, словах и предложениях Образовательная.

Консультация для родителей «Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения» Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой.

Мастер-класс «Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения» Мастер – класс: «Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения». Автор: учитель-логопед Клочьева О. А.

Развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста при коррекции звукопроизношения сигматизмов Приятное общение со сверстниками, родителями, друзьями, наставниками и просто знакомыми людьми обеспечивается правильной и красивой речью.

Самоанализ интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи Самоанализ интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии моделирования при коррекции звукопроизношения
Опубликовано: 10 марта 2017 в 22:55
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД