Как формировать интерес дошкольников к автоматизации звуков?

Наталия Зыбкина
Как формировать интерес дошкольников к автоматизации звуков?

Как формировать интерес

дошкольников к автоматизации звуков?

Учитель-логопед

Зыбкина Наталия Александровна

МБДОУ № 89 «Умка»

2 слайд

В последние годы увеличилось количество детей, нуждающихся в логопедической помощи. Из-за сокращения логопедических групп, большинство детей с ФФНР и даже ОНР оказались на логопунктах в детских дошкольных образовательных учреждениях.

3 слайд

Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития.

- им трудно сосредоточится на задании,

- они очень отвлекаются и быстро устают.

Эти дети отличаются пониженной работоспособностью, быстро утомляются, что в значительной степени связано со слабым физическим развитием.

4 слайд

Главным этапом при коррекции звукопроизношения является этап автоматизации. Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук.

5 слайд

При тяжелых речевых нарушениях, при различных формах дизартрии этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Приходится многократно повторять один и тот же речевой материал, что естественно утомляет ребенка.

6 слайд

Как повысить интерес детей к занятиям? Этот вопрос задает себе каждый учитель-логопед. На индивидуальных занятиях, автоматизируя звук очень трудно удержать внимание ребенка без игровых приемов. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения и конечно игры. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными.

Предлагаю вашему вниманию игровые приёмы, используемые при автоматизации звуков.

7 слайд

Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков очень подходят:

- иллюстрированные артикуляционные упражнения в стихотворной форме.

8 слайд

- дидактическая игрушка «Каркуша»;

Детям нравится, путешествуя с Язычком, выполнять полезные, нужные упражнения. Для этого я использую “Сказки о Весёлом Язычке” и

- наглядное пособие “Весёлый Язычок”. Для демонстрации правильной артикуляции звука подключаем свою руку и руку ребёнка для показа положения языка.

9 слайд

На этапе закрепления изолированного звука можно использовать такие пособия, как:

- картинки-схемы артикуляторных укладов закрепляемых звуков; символы звуков;

10 слайд

- «Звуковые дорожки»; «Волшебные ниточки», «Клубочки», «Разноцветные верёвочки» - тяни за ниточку и произноси звук; Наматывай верёвочку на пальчик и произноси звук; Произноси звук ССССС пока крутится волчок.

- игровые задания в виде звукоподражаний: «Шумелочки», «Свистелочки», «Рычалочки», «Жужжалочки»);

11 слайд

всевозможные рисунки – «Посади бабочку на цветок, произнося ж-ж-ж-ж-ж», «Помоги комарику долететь до своего домика – з-з-з-з», «Холодный ветерок или помоги снежинкам долететь до Снегурочки – с-с-с», «Помоги пароходу добраться до пристани – л-л-л», и т. д. Основной целью этих игр является: на одном выдохе длительно произнести заданный звук.

Использование данных игровых пособий позволяет не только отрабатывать изолированное произношение звуков, но и развивать речевое дыхание, зрительное восприятие, мелкую моторику.

Когда звук уже правильно звучит у ребёнка изолированно, то нужно закрепить, автоматизировать произношение в слогах.

12 слайд

При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей я практикую использование пособий:

- «Пианино» - нажимай на клавишу и произноси ля-ля-ля-, ри-ри-ри; «Гусеничка» - тот же принцип; «Слоговые песенки»; «Кнопочки» - то нажимать на кнопочки и произноси слоги; «Называй слоги пока сыплется песочек (капают капельки в водных часах)»; «Скажи громко-тихо»;

13 слайд

Также я использую различные «Слоговые дорожки» - где соединяются рабочий звук и гласный (веди пальчиком по дорожке и произноси ЖЖЖЖЖААААА и т. д.)

14 слайд

На этом этапе целесообразно сочетать речевые упражнения с развитием общей и мелкой моторики и чувством ритма:

- «Переложи бусинки», «Собери разноцветные бусы», «Волшебные палочки», «Построй заборчик», «Цветные камешки» - произнося слоги, дети выкладывают дорожку из камешков, «Су-Джок» и колечки» произнося слоги, надевать и снимать колечки на пальчики, одновременно делая массаж пальцев; «Молоточек», «Весёлые звоночки»;

15 слайд

игры с мячами различного размера и фактуры, массажными мячиками;

- «Распевание песенок» (слоги на любую детскую мелодию, «Хлопушки», «Топотушки», На своих занятиях я всегда соединяю логопедические задания и дидактические игры с движением, что снимает нагрузку, повышает работоспособность детей, улучшает качество усвоения знаний. Кроме того, подвижные игры способствуют развитию двигательной сферы.

16 слайд

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя наглядный материал.

- «Волшебная палочка» - дотронься палочкой до картинки и назови, «Фотограф» - с помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок, «Эхо», «Чего не стало?», «Вспомни и назови», «В гостях у гномов» - я назову большой предмет, а ты маленький (ваза-вазочка, «Загадки» - я назову слово, а ты покажи и назови подходящую картинку, «Найди и назови», «Доскажи словечко», «Назови всё живое», «Всё, что растёт», «Цепочка слов»;

17 слайд

- «Скажи слова голосом медведя (лисы, зайчика, мышки, «Назови слова голосом мамы-медведицы, медвежонка; кошки, котёнка…»; «Логопедическое домино», «Лото»;

18 слайд

- «Положи в кармашки» -картинки с нужным звуком, при этом называя их, «Я со звуком (Р, С) играю и картинки называю»;

«Собери бусы» - с картинками на определённый звук, «Собери букет»; «Сложи пирамидку» - на кольцах пирамидки сделаны кармашки для картинок, ребёнок собирает пирамидку и называет картинки.

19 слайд

«Звуковые часы», «Собери цветок», «Ходилки» - ребёнок ведёт пальчиком по стрелочкам и называет картинки.

20 слайд

«Ступеньки», «Звуковая дорожка», «Весёлый поезд», «Собери урожай», «Сложи в корзинку», «Лесенка»

21 слайд

- «Трафаретики» - на составление словосочетаний с определённым звуком, «Назови какого цвета…», «Весёлый паровозик» вагончики в виде картинок с рабочим звуком. «Рыбалка» - поймай на удочку картинку, назови её и составь с ней предложение.

Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному режиму нужно проводить частую смену деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.

22 слайд

Для составления предложений по картинкам и автоматизации звуков в предложениях используются различные игровые поля: «Лесная тропинка», «Спасатели», «Кто живёт на опушке?», «Красное, синее море»

23 слайд

На этом этапе работы я использую пособия по стихотворным текстам Л. Н. Смирновой. Считалки, звучалки, чистоговорки, скороговорки, потешки, слоговички, рифмованные рассказы могут использоваться как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе с детьми.

24 слайд

Очень эффективно в период автоматизации звука, требующего от ребёнка многократного повторения слов и фраз, использовать элементы драматизации. Оживляя какой-либо персонаж, разыгрывая сценку с использованием настольного театра, дети автоматизируют звуки на различном речевом материале: от коротких потешек и чистоговорок, до пересказа сюжета известных сказок («Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка», «Заюшкина избушка»). Ребёнок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс автоматизации будет протекать активнее, быстрее, преодоление сложностей проходит легче.

25 слайд

В последние годы в логопедии заметно возрос интерес к использованию сказкотерапии на основе готовых народных или авторских сказок со всем заложенным в них богатством языка. Сейчас интенсивно развивается такое направление, как логосказки.

Пересказы, составление рассказов по картине, заучивание стихов. Эти виды работы утомительны для детей и поэтому для того чтобы вызвать интерес я использую:

- пересказы и рассказы с использованием фигурок на фланелеграфе;

- пересказы-драматизации, стихи-драматизации;

- заучивание стихов при помощи мнемотаблиц.

Это делает занятие интересным, увлекательным, эмоциональным.

26 слайд

Использование на занятиях мелких кукол также вызывает положительные эмоции и ослабляет нервное напряжение у детей, побуждает их говорить правильно, а также способствует развитию мелкой моторики. Можно использовать фигурки из детских конструкторов, персонажи из «киндер-сюрпризов». Уже один вид «весёлого человечка» вызывает интерес к занятию, побуждает к речевому общению.

27 слайд

Конечная цель логопедической работы по автоматизации звука — овладение ребенком способностью к правильному его произношению в спонтанной речи. Представленные игровые приёмы в значительной мере помогают достижению этой цели.

Публикации по теме:

Авторские чистоговорки для автоматизации звуков Звук С: Са-са-са – бежит лиса. Сы-сы-сы – есть лисята у лисы. Су-су-су – лиса охотилась в лесу. Ас-ас-ас – спелый ананас. Ос-ос-ос – сладкий.

Чистоговорки для автоматизации звуков Чистоговорки для автоматизации звуков С Са-са-са, У Сони длинная коса. Су-су-су, Распустила Соня косу. Сы-сы-сы, Запутались все волосы.

Игра для автоматизации звуков «Логопедические блинчики»Игра для автоматизации звуков «Логопедические блинчики» Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного.

Игры для автоматизации звуковИгры для автоматизации звуков В своей работе для автоматизации звука использую приемы отраженного повторения и самостоятельного называния, например. по картинкам. Работа.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Как формировать интерес дошкольников к автоматизации звуков?
Опубликовано: 20 октября 2017 в 19:14
+47Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проектная деятельность в средней группе «Новый год к нам идёт, чудеса свои несёт»
Тема: «Новый год к нам идёт, чудеса свои несёт» Продолжительность проекта: 25. 12 – 29. 12. 2017 г. Возраст детей: 4-5 лет Участники проекта:...
Проект «Самая любимая — мамочка моя!» (старший дошкольный возраст)
Проект: "Самая любимая, мамочка моя! " Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы №2 "Росинка", родители воспитанников. Вид проекта :...
Консультация «Роль театрализованных игр для младших дошкольников»
«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей… » ( Б....
«Краски осени». Конспект ООД в средней группе
Цель: Формирование музыкальных - творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности. Задачи: Образовательные: Формировать умение детей...
Сценарий коммуникативного развлечения для младшей группы «Путешествие в Солнечный город»
Сценарий коммуникативного развлечения для младшей группы «Путешествие в Солнечный город». Детей встречает Незнайка: Привет вам, ребятишки, Девчонки и...