МААМ-картинки

Как научить ребёнка любить литературу

Светлана Потапкина
Как научить ребёнка любить литературу

Как научить ребёнка любить книгу? Научить сложному искусству чтения понимания книги очень трудно. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом, его надо открыть, вырастить, воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве.

Ребёнок – дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко «входит» в содержание услышанного или прочитанного, «проживать» его. Малыш рисует не задумываясь о мастерстве, любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Способность сорадоваться и сострадать у детей очень высока.

Публикация «Как научить ребёнка любить литературу» размещена в разделах

Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и состраданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.

Книга раскрывает человеческие, духовные ценности.

Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

У ребёнка - память сердца.

Не сопереживание в детстве могут остаться равнодушными к проблемам века – этическим, экологическим, экономическим… К сожалению, эта чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Ведь не секрет: чудо книги существуют не для всех. Задача взрослого – открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.

Читатель начинается раньше, чем ребёнок научиться читать.

Ребёнок - слушатель - это уже читатель. Читательская судьба ребёнка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредниками между писателем и слушателем. Взрослый, чтобы донести книгу до ребёнка, должен любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность изображённых комедий, искренне увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книги, уметь передавать свои чувства и переживания детям, интерпретировать для них литературные образы и авторский идейный замысел. От того как сложатся у ребёнка первые «отношения» с книгой, зависят будущие отношения с ведущим искусством – литературой.

Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст. Именно в детском саду начинает складываться начитанность: ребёнок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным багажом.

В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С теми (первым) классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается позже.

Проблема отбора книг для детского чтения – одна из самых важных и сложных проблем литературоведения, психологии и педагогики.

Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребёнок стремиться подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных становятся сюжетами детских игр. Проживая в игре жизнь героев, дети приобретают их духовный и нравственный опыт.

Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов, даёт первые и потому наиболее сильные впечатления о прекрасном. Книга совершенствует содержание речи ребёнка, обогащает и шлифует её форму.

Поэтому, отбор книг играет важную роль в формировании личности маленького читателя.

Занятие – важная форма работы с книгой в детском саду. Здесь ребёнок нередко впервые знакомится с тем или иным произведением словесного искусства, учится слушать, воспринимать и понимать их.

От того как воспитатель прочтёт детям книгу, зависит, как она будет воспринята. Радость эстетического переживания усиливается в процессе обсуждения книги, которое у детей дошкольного возраста отличается большой конкретностью и эмоциональностью.

Чтение природоведческой книги – особое чтение. Природоведческая литература формирует мировосприятие ребёнка, обогащает детей конкретными биологическими зна –ниями; показывает многосторонние связи, учит делать выводы; воспитывать любовь к природе; даёт зачатки материалистического понимания окружающего.

Воспитателю нужно учитывать, что в природоведческой книге очень большое значение имеют иллюстрации. Поэтому, чтобы обеспечить полноценное восприятие детьми текста, следует подбирать издания красочно оформленные, с рисунками большого формата.

Чтение в свободное время даёт неограниченные возможности для развития личности ребёнка средствами художественной литературы, которые тем более хороши, что обращены к чувствам, переживаниям. Повседневная жизнь ребёнка сложна и насыщена. Она изобилует конфликтными, эмоциональными потрясениями; вопросами, ответы на которые малышу надо получить сразу. Особенно важно решить главные нравственные проблемы: что хорошо, а что плохо. Между тем грань, между хорошим и плохим не всегда видна детям.

Именно книги, волнуя ум, сердце и воображение детей, помогают им разобраться в сложных жизненных ситуациях, обостряют чуткость к плохому и хорошему, побуждают самостоятельно находить правильные ответы на сложные этические вопросы. Воспитатель всегда должен быть готовым отыскать, прочесть и обсудить нужную детям сегодня, сейчас книгу. Прочесть вовремя, сразу же после какого – то конкретного случая – значит помочь найти нужный ответ.

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги.

Своеобразие педагогической работы, осуществляемой в уголке книги, определяется тем, что здесь ребёнок впервые видит книгу не в руках воспитателя, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь, в уголке книги, происходит интимное, личностное общение ребёнка произведением искусства – книгой и иллюстрациями. Это создаёт благоприятные условия для решения целого комплекса задач эстетического воспитания средствами художественной литературы.

Внимательно рассматривая иллюстрации, ребёнок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга - это и первый художественный музей, куда непосредственно входит ребёнок и где впервые знакомится с творчеством художников.

Только в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой. Любовное, бережное отношение к книге – одно из важных качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель и которое наиболее успешно формируется в уголке книги.

Публикации по теме:

Как научить ребёнка спокойно ложиться спать Как научить ребёнка спокойно ложиться спать Многим родителям довольно часто приходится сталкиваться с немалыми трудностями, укладывая детей.

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Любить и охранять природу — значит любить и охранять Родину» в старшей группе Дети под музыку входят музыкальный зал и становятся возле стульев. Мир вам, гости дорогие Вы пришли к нам в добрый час. Встречу теплую такую.

Консультация для родителей детей старшей группы «Как научить ребёнка слышать звуки?» Для развития речи ребёнка необходим определенный уровень развития слуха, как физического, так и фонематического. Фонематический слух - способность.

Консультация для родителей «Как любить своего ребёнка» -Мамочка, я так очень тебя люблю – говорит объединяет сынок матери. — А, я тебя тоже сильно – сильно. Любая мама именно мечтает услышать.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка играть в шашки» Консультация для родителей «Как научить ребенка играть в шашки» Вряд ли кто-нибудь сомневается, что одним из хороших способов развития.

Мнемотехника. Как научить ребёнка запоминать стихиМнемотехника. Как научить ребёнка запоминать стихи Уважаемые коллеги очень хочется поделиться с вами опытом и дать некоторые советы по запоминанию детьми стихов. Заучивание стихов в детском.

Научить детей любить и охранять природу «Осенняя фантазия»Научить детей любить и охранять природу «Осенняя фантазия» Осень только чуть тронула листву, позолотив ее нежным цветом, березки первыми откликнулись на осеннюю пору, кругом еще царствует зелень.

Рекомендации родителям: Как научить ребёнка самостоятельности? Как научить ребёнка самостоятельности? Наверное, каждый родитель, у которого есть маленький ребёнок, задаётся этим вопросом. Как же помочь.

Рекомендации родителям «Как научить ребёнка самостоятельности» Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок рос здоровым, развивался в соответствии с возрастом, быстрее становился самостоятельным. Но при.

Родительское собрание «Умеете ли вы любить своего ребёнка» Умеете ли вы любить своего ребёнка Родительское собрание в средней группе Составила и провела: Мархинина О. А., 1кв. кат. Цель: Помочь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как научить ребёнка любить литературу
Опубликовано: 26 января 2017 в 22:57
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД