Лучший педагог года

Картотека экспериментов и опытов в старшей группе «Выявление свойств натуральных тканей»

Татьяна Арыкова
Картотека экспериментов и опытов в старшей группе «Выявление свойств натуральных тканей»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа имени героя советского союза Матвея Никифоровича Заводского с. Елховка муниципального района Елховский Самарской области дошкольное отделение «Улыбка» корпус №1

Картотека опытов

и

экспериментов

(старшая группа)

Составила: Арыкова Татьяна Николаевна

Елховка 2016-2017 уч. Год

Ткань

Эксперимент

Публикация «Картотека экспериментов и опытов в старшей группе „Выявление свойств натуральных тканей“» размещена в разделах

«Выявление свойств натуральных тканей»

Цель: познакомить с различными видами тканей; формировать умение сравнивать качества и свойства тканей; помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.

Материалы и оборудование: образцы ткани квадратной формы, (драп, бязь, ситец, сатин, шёлк, лён, лупа, ножницы, ёмкость для воды, пипетки. Описание. Воспитатель предлагает рассмотреть несколько образцов ткани, потрогать, помять. - Опишите льняную ткань. (Лёгкая, тонкая, гладкая) - Что шьют из льняных тканей? (Скатерти, полотенца, постельное бельё) - Рассмотрите хлопчатобумажную ткань - ситец и сравните её с льняной тканью. - Чем они отличаются? (Ситец легче, тоньше, чем льняная ткань) - Что шьют из хлопчатобумажной ткани? (Постельное бельё, нижнее бельё, сорочки, рубашки, платья, халаты) - Чем же похожи и чем отличаются лён и хлопок? (Похожи тем, что их выращивают из семян и у растений есть волокна, из которых прядут или ткут ткани. Отличаются тем, что ткань изо льна грубая и холодная, а их хлопка - мягкая и теплая) - Рассмотрите образец драпа. Какой он на ощупь? (Толстый, мягкий) - Что можно сшить из драпа? (Тёплую юбку, пальто, куртку) - Рассмотрите образец шёлка. Какой он? (Блестящий, гладкий) - Положите перед собой хлопок, драп и лён, шёлк. Намочите эти ткани. Что случилось с тканями?

Вывод: ткани бывают разные – гладкие и ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные; из ткани шьют одежду.

Опыт

Мир ткани

Цель: Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.

Игровой материал: Небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея, ножницы, емкости с водой, алгоритм деятельность:

Описание. Дети рассматривают вещи, сшитые из разных видов тканей, обращают внимание на общую характеристику материала (мнется, рвется, режется, намокает, горит). Определяют алгоритм проведения сравнительного анализа разных видов ткани : смять -> разрезать на две части каждый кусок —> попытаться разорвать пополам - «опустить в емкость с водой и определить скорость намокания» - сделать общий вывод о сходстве и различии свойств. Взрослый акцентирует внимание детей на зависимости применения того или иного вида ткани от ее качеств.

Воздух.

Опыт

«Свойства воздуха»

Цель: познакомить детей со свойствами воздуха.

Материалы и оборудование: ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д.

Описание. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении. Вывод: воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Опыт №2 «Воздух сжимается и расширяется» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. Материалы и оборудование: пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой. Описание. Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.

Вывод: при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

Опыт

Свойства воздуха. Прозрачность.

Описание. Берем полиэтиленовый пакет, набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, потому что в нем нет воздуха.

Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.

Опыт

Воздух есть внутри пустых предметов.

Описание. Взять пустую баночку, опустить баночку вертикально вниз в тазик с водой, а потом наклонить в сторону. Из баночки выходят пузырьки воздуха.

Вывод: баночка была непустая, в ней был воздух.

Опыт

Воздух внутри нас.

Описание. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. Выходят пузырьки.

Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Опыт

Ветер.

Описание. Прикрепить над батареями тонкие полоски бумаги или легкой ткани. Открыть форточку. Какой воздух над батареями - теплый или холодный? Теплый воздух стремится вверх. Открываем форточку и впускаем холодный воздух с улицы. Холодный воздух из форточки будет опускаться вниз, а теплый - от батареи подниматься вверх. Значит, они встретятся. Что тогда появится? Ветер. И этот ветер заставит двигаться полоски бумаги.

Опыт

В почве есть воздух.

Описание. Бросить в воду кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха. Вывод: в почве содержится воздух.

Опыт

Свойства воздуха.

Описание. Воздух распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

На пластиковую бутылочку надеваем шарик. Бутылочку помещаем в тазик с горячей водой. Что происходит? Шарик начинает надуваться, т. е. воздух из бутылочки перемещается в шарик, он расширяется. А теперь эту бутылочку опустим в тазик со льдом. Что произошло? Шарик сдулся, т. е. воздух внутри - сжался.

Вывод: при нагревании - воздух расширяется, при охлаждении - сжимается.

Опыт

«Знакомство со свойствами воздуха»

Описание. Воздух, ребята, это газ. Детям предлагается посмотреть на групповую комнату. Что вы видите? (игрушки, столы, и т. д.) А ещё в комнате много воздуха, но его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из его воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза)

Воздух, ребята, это газ. Он не видимый, прозрачный бесцветный и не имеет запаха.

Возьмем резиновую игрушку и сожмем её. Что вы услышите? (Cвист). Это воздух выходит из игрушки. Закройте отверстие пальцем и попытайтесь сжать игрушку снова. Она не сжимается. Что ей мешает?

Вывод: воздух, находящийся в игрушке мешает её сжать.

Посмотрите, что произойдет, когда я буду опускать стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете? (Вода не вливается в стакан). Теперь я осторожно наклоню стакан. Что произошло? (Вода влилась в стакан). Воздух из стакана вышел, и вода наполнила стакан.

Вывод: воздух занимает место.

Возьмите соломинку и опустите её в стакан с водой. Тихонько подуем в неё. Что вы наблюдаете? (Идут пузырьки, да это доказывает, что вы выдыхаете воздух.

Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (Грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (Они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (Она опускается). А что происходит с нашими легкими? (Из них выходит воздух).

Вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще? Без дыхания нет жизни.

Опыт

«Сколько весит воздух?»

Описание. Попробуем взвесить воздух. Возьмём палку длиной около 60 см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжем два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдет, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же как и надутые.

Опыт.

Воздух всегда в движении

Цель: Доказать, что воздух всегда в движении.

Оборудование: 1. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.

2. Иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т. д.

3. Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать флакон с духами).

Опыт : Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и подуем на нее. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха. В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется - ветер. Люди научились его использовать (показ иллюстраций, но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед (показ иллюстраций). Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это называется – сквозняк, и тогда мы знаем, что наверняка открыто окно или форточка. Сейчас в нашей группе окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корочки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что банка закрыта, и мы не можем вдохнуть воздух из нее (из закрытого пространства воздух не перемещается). А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? Воспитатель уносит банку в сторону от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку. Запаха нет! Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов. Почему? Воздух из банки переместился по комнате.

Вывод: Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк.

ОПЫТ

«Как обнаружить воздух»

Цель: Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.

Описание. 1) Предложить заполнить полиэтиленовые мешочки: один мелкими предметами, другой воздухом. Сравнить мешочки. Мешочек с предметами тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом легкий, выпуклый, гладкий.

2) Зажечь свечу и подуть на нее. Пламя отклоняется, на него действует поток воздуха.

Подержать змейку (вырезать из круга по спирали) над свечой. Воздух над свечой теплый, он идет к змейке и змейка вращается, но не опускается вниз, так как ее поднимает теплый воздух.

3) Определить движение воздуха сверху вниз от дверного проема (фрамуги). Теплый воздух поднимается и идет снизу - вверх (так как он теплый, а холодный тяжелее – он входит в помещение снизу. Затем воздух согревается и опять поднимается вверх, так получается ветер в природе.

Дерево.

Эксперимент

«Выявление свойств дерева. Деревья хвойных пород и лиственных» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами деревянных предметов, их назначением; формировать понятие о том, что лес – это богатство, его необходимо беречь.

Материалы и оборудование: деревянные бруски, вата, ёмкости с водой, лупы.

Описание. 1. Предложить детям потрогать и сравнить на ощупь деревянный брусок, вату, мох.

2. Рассмотрите с помощью лупы и предложите детям понюхать свежераспиленные брусочки различных пород деревьев.

3. Опустите в ёмкость с водой изделия из дерева и бумаги.

4. Сравните лист и хвою. Чем отличаются деревья хвойных пород от лиственных?

. Возьмите 5 спичек, надломите их посередине, согните под прямым углом и положите на блюдце.

6. Капните несколько капель на сгибы спичек.

Вывод: деревянные изделия твёрдые, не тонут в воде; деревья бывают лиственных пород и хвойных; из дерева изготавливают мебель, строят дома и пр.

Опыт

Мир дерева

1. «Легкий – Тяжелый»

Описание. Ребята, опустите деревянные и металлические бруски в воду.

Дети опускают материалы в таз с водой.

Что произошло? Как вы думаете, почему металлический брусок сразу утонул? (размышления детей)

Что произошло с деревянным бруском? Почему он не утонул, плавает?

Воспитатель вопросами подводит детей к мысли о том, что дерево - легкое, поэтому оно не утонуло; металл - тяжелый, он утонул.

Ребята, давайте эти свойства материалов отметим в таблице.

Как вы думаете, как нашим друзьям-материалам перебраться через речку? (размышления и ответы детей)

Воспитатель подводит детей к мысли, что с помощью дерева металл можно переправить на другой берег (на деревянный брусок положить металлический -металл не утонет).

Вот и перебрались друзья на другой берег. Деревянный брусок загордился, ведь он выручил своего друга. Идут друзья дальше, а на пути у них следующее препятствие.

Какое препятствие встретилось у друзей на пути? (огонь)

Как вы думаете, смогут ли друзья-материалы продолжить свое путешествие? Что произойдет с металлом, если он попадет в огонь? С деревом? (размышления и ответы детей) Давайте, проверим.

2. «Горит - не горит» (на улице)

Описание. Воспитатель зажигает спиртовку, поочередно нагревает кусочек дерева и металла. Дети наблюдают.

Что произошло? (дерево горит, металл - нагревается).

Давайте, эти свойства материалов отразим в таблице.

Так как, Металл не горит, он помог перебраться своим друзьям через костер. Загордился он и решил рассказать о себе своим друзьям и вам, ребята.

Ребята, скажите, если предметы изготовлены из металла, то они какие. (металлические, из дерева - (деревянные).

Решили отправиться дальше. Идут они и спорят — кто из них самый звонкий.

Ребята, как вы думаете, какой материал самый звонкий? (размышления и ответы детей)

Давайте проверим.

3. «3вучит — не звучит»

Описание. Ребята, у вас на столах лежат ложки. Из чего они сделаны? (дерева, пластмассы, металла)

Давайте возьмем деревянные ложки и постучим ими друг о друга. Какой звук вы слышите: глухой или звонкий?

Затем процедура повторяется с металлическими и пластмассовыми ложками.

Воспитатель подводит детей к выводу: металл издает самый звонкий звук, а дерево и пластмасса — глухой.

Данные свойства отмечаются в таблице.

Пошли друзья дальше. Шли они долго, устали. Увидели друзья дом и решили в нем отдохнуть.

Ребята, из какого материала построен дом? (ответы детей)

Можно ли построить дом из металла, пластмассы? (ответы детей)

Почему? (размышления детей)

4. «Теплый - холодный»

Описание. Ребята, я предлагаю вам провести опыт. Давайте проверим, какой материал самый теплый.

Возьмите в руки деревянную пластину. Аккуратно приложите ее к щечке. Что вы чувствуете? (ответы детей)

Процедура повторяется с металлической и пластмассовой пластинами. Воспитатель подводит детей к выводу о том, что дерево самый теплый материал.

Значит, дома лучше строить из. (дерева)

Давайте отметим это в нашей таблице.

Ребята, наша таблица заполнена, посмотрите на нее. Давайте еще раз вспомним, какими свойствами обладают дерево, металл и железо.

Стекло

Опыт

«Выявление свойств стекла – прозрачность. Сравнение воды, стекла, льда»

Цель: познакомить детей со стеклом, его свойствами; формировать представления о предметах, изготовленных из стекла, их особенностях Материалы и оборудование: две банки (стеклянная и металлическая, стакан с водой, лёд, железные палочки.

Описание. Возьмите две банки – стеклянную и металлическую. В них лежат предметы. - Что лежит в стеклянной банке? (Стекло прозрачное) - А что лежит в металлической банке? (Она непрозрачная) - Возьмите железные палочки и постучите ими по стеклу. - Что вы слышите? Какой звук вы слышите? - А теперь постучите по столу. Одинаковые звуки? - Вы заметили, что стекло – такой материал, который издает мелодичные, громкие звук? - Рассмотрите лёд, воду и стекло. Сравните их свойства. - Чем отличается лёд, вода от стекла? Какие общие свойства вы заметили?

Вывод: лёд, стекло и вода обладают общим свойством – прозрачностью; лёд и стекло твёрдые, скользкие, хрупкие, прозрачные, гладкие, бывают толстые и тонкие; вода жидкая; лёд тает, он холодный, стекло не тает.

Эксперимент

Родственники стекла

Цель: Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства.

Игровой материал: Стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки, вода, краски, деревянные палочки, алгоритм деятельности.

Описание. Дети вспоминают о свойствах стекла, перечисляют качественные характеристики (прозрачность, твердость, хрупкость, водонепроницаемость, теплопроводность). Взрослый рассказывает о том, что и стеклянные стаканы, и фаянсовые бокалы, и фарфоровые чашки являются «близкими родственниками». Предлагает сравнить качества и свойства этих материалов, определив алгоритм проведения опыта :

1) налить в три емкости подкрашенную воду (степень прозрачности,

2) поставить их на солнечное место (теплопроводность,

3) деревянными палочками постучать по чашкам («звенящий фарфор»). Обобщить выявленные сходства и различия.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Проведение опытов и экспериментов с воздухом»Фотоотчет «Проведение опытов и экспериментов с воздухом» Цель: развитие поисково-познавательной активности детей при проведении опытов и исследований с воздухом. Материалы и оборудование: лист.

Картотека игр, опытов, экспериментовКартотека игр, опытов, экспериментов Одной из форм экологического воспитании является поисково-познавательная деятельность. Исследовательская, поисковая активность – естественное.

Картотека игр-экспериментов с водой для детей младшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию картотеку игр-экспериментов с водой для детей младшего дошкольного возраста, которая способствует.

Картотека опытов на прогулке (средняя группа) КАРТОТЕКА ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОГУЛКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ СЕНТЯБРЬ 1. Состояние почвы в зависимости от.

Картотека опытов подготовительной группы. Опыт воздух и вода - «Чем пахнет вода?» Цель: Выяснить имеет ли запах вода. Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте.

Картотека опытов с воздухом «Воздух повсюду» Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость. Материал и оборудование: воздушные.

Картотека опытов в уголке природы для детей 5–7 лет Конспект НОД в подготовительной группе «Невидимка – воздух» Тип занятия: познавательно – исследовательская деятельность..

Картотека экспериментов в опытном уголке «Огород на окне» для средней группы [Эксперимент №1 «Пробуждение фасоли». /b]Цель: выяснить, как влияет вода на сухое семя фасоли. Материалы и оборудование: банка с сухой фасолью,.

Конспект ООД по художественному творчеству в подготовительной группе «День опытов и экспериментов»Конспект ООД по художественному творчеству в подготовительной группе «День опытов и экспериментов» Конспект организованной образовательной деятельности по художественному творчеству в подготовительной группе «День опытов и экспериментов».

Экспериментирование. Картотека опытов и экспериментов для старшей группы «Как разделить смеси?» Цель: дать детям представление о разделении смесей. Материалы и оборудование: песок, вода, масло, сахар, ложечка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека экспериментов и опытов в старшей группе «Выявление свойств натуральных тканей»
Опубликовано: 5 июня 2017 в 21:29
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД