Нина Погорелая
Конспект фронтального занятия для детей подготовительной логопедической группы с ФФНР «Звук [а] и буква А»
«Фруктовый сад»
Цели:
1. Уточнить артикуляцию звука [а], учить детей четко интонировать звук, выделять его из состава слова.
2. Познакомить детей с графическим обозначением звука [а], учить соотносить звук и букву.
2. Развивать слуховое внимание, память, формировать навыки звукового анализа.
3. Развивать артикуляционную и мелкую моторику,обогащать вкусовые ощущения.
4. Упражнять в образовании формы множественного числа существительных с окончанием -а.
5. Обучать составлению сложного предложения с союзом а по схеме, чтению схемы предложения.
6. Уточнить и расширить словарь по теме «Фрукты».
Публикация «Конспект фронтального занятия для детей подготовительной логопедической группы с ФФНР „Звук [а] и буква А“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Оборудование: звуковые сигнальные карточки, настенное пособие «Звукоград», схема анализа артикуляции звука, предметные картинки с изображением арбуза, ананаса, айвы, абрикоса, апельсина в корзинке, костюмы с изображениями фруктов для детей, индивидуальные схемы, наборы для звукового анализа, коробочки с палочками, кусочки фруктов на тарелке, сюжетные картинки для составления предложений, тетради, карандаши, проектор, компьютер.
Предварительная работа: разучивание слов с детьми, играющими роль фруктов, чтение «Алой сказки» (из кн. Гордеевой С. Е. «Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета и движения»)
Ход занятия:
1. Организационный игровой момент.
Учитель - логопед одет в костюм садовника, дети в костюмы фруктов. Детские стульчики - в виде деревьев, кустарников.
Здесь у нас фруктовый сад,
Рада видеть всех ребят!
Апельсин, банан, арбуз,
У всех плодов отменный вкус!
Сколько разных фруктов собралось в нашем саду! Ну-ка, фрукты, встаньте в ряд! Соберем фруктовый сад! (Каждому ребенку нужно занять свое место, выполнив задание). Ребята, посмотрите на экран, помогите мне исправить ошибку!
Игра «Найди ошибку в словосочетаниях»: синий апельсин, оранжевый лимон, квадратное яблоко, желтый арбуз, треугольный банан, фиолетовый гранат, сладкий лимон, красный киви, горькая слива, малиновый ананас.
2. Введение в тему.
Учитель-логопед: Посмотрите, какие плоды лежат в нашей корзине.
Дети: арбуз, ананас, абрикос, апельсин, айва.
Учитель-логопед:Какой первый звук в этих словах? Сегодня мы продолжим наше знакомство со звуком [а] и познакомимся с буквой А.
3. Повторение характеристики звука [а].
Учитель-логопед: Фрукты приготовили для вас интересные задания. А как вы думаете, какой самый любимый фрукт у звука [а]?
Выходит ребенок в шапочке с изображением ананаса.
Ребенок:Ананас — самый любимый фрукт у звука [а], потому, что в этом слове он звучит три раза: ааа-нааа-нааас.
Я — спелый, сочный ананас.
О звуке [а] спрошу у вас:
Что вы знаете о нем?
(Дети дают характеристику звука и показывают его домик на настенном пособии «Звукоград»).
4. Выделение звука [а] из состава слова.
Выходит ребенок в шапочке с изображением арбуза.
Ребенок: Я — сладкий, сахарный арбуз.
Прошу вас узнать фрукты на вкус.
(Проводится игра «Угадай на вкус»: дети сидят с закрытыми глазами, логопед раздает кусочки фруктов, дети угадывают).
Выходит ребенок в шапочке с изображением абрикоса.
Ребенок: А я — абрикос.
Задаю вам вопрос:
Где же место звука [а]
В словах арбуз? банан? хурма?
Дети обозначают место звука [а]на схеме слова фишками.
5. Упражнение в образовании существительных множественного числа.
Выходит ребенок в шапочке с изображением апельсина.
Ребенок: А я — апельсин, круглая голова,
Послушаю, как вы измените слова,
Произнесете в них звук [а].
Ребенок – апельсин проводит игру с группой детей.
Игра с мячом «Один—много». Учитель –логопед обращает внимание детей на окончания слов. (дом – дома, окно – окна, слово – слова, глаз – глаза, бревно – бревна, облако - облака)
6. Физминутка.
Мы делили апельсин, (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Много нас, а он один. (останавливаются и поворачиваются лицом в круг)
Эта долька — для ежа, (массируют и загибают мизинцы)
Эта долька — для чижа (массируют и загибают безымянные пальцы)
Эта долька — для утят (массируют и загибают средние пальцы)
Эта долька — для котят (массируют и загибают указательные пальцы)
Эта долька — для бобра (массируют и загибают большие пальцы)
А для волка — кожура. (встряхивают ладони)
Он сердит на нас – беда (приседают)
Разбегайтесь, кто куда (разбегаются в разные стороны, а ребенок, заранее выбранный волком,ловит одного из детей)
7. Знакомство с буквами А, а.
Выходит ребенок в шапочке с изображением айвы.
Ребенок: Я – полезная айва,
Принесла вам буквы «А, а».
Вы их, ребята, рассмотрите
И из палочек сложите.
Анализ букв.
Учитель-логопед: Вот большая буква А, а вот маленькая буква а. Они похожи? Сколько элементов у большой буквы А? Какие элементы?
Учитель-логопед: Две палочки наискосок, а между ними поясок.
- Возьмите из коробочек по пять палочек и выложите большую букву А.
- На что похожа буква А?
Дети: на ракету, крышу дома, арку, акробата.
Учитель-логопед: ребята, я предлагаю вам нарисовать большую букву А ладонью в воздухе.
Пальчиковая гимнастика:
Учитель-логопед:Давайте попробуем сконструировать большую букву А из пальчиков: для этого указательный и средний пальцы правой руки опустите вниз, остальные — сожмите в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».
Учитель-логопед: откроем наши тетради и напечатаем буквы А.
8. Работа над предложением.
Выходят двое детей в шапочках с изображением сливы.
А мы – сливы,
Сочные, красивые.
Научим вас, друзья,
Составлять сложные предложения.
Два ребенка (сливы) производят заранее оговоренные действия. Учитель - логопед просит остальных детей составить об этих действиях отдельные предложения
Дети: Маша танцует. Дима хлопает.
На доске представлены схемы предложений.
Учитель – логопед: если мы хотим сказать о Маше и Диме вместе, в одном предложении, то надо соединить два маленьких предложения словом а.
Логопед ставит в промежуток между схемами предложений маленький красный прямоугольник, на котором написана буква а, и объясняет, что это целое маленькое слово.
Сначала логопед сам произносит получившееся сложное предложение, а затем просит проговорить предложение нескольких детей группы.
Учитель – логопед: ребята, художник, побывав в нашем фруктовом саду, нарисовал вот эти картины. Я предлагаю вам по ним составить сложные предложения с союзом а.
9. Итог занятия.
Учитель – логопед: С какой буквой вы сегодня познакомились?
Дети в шапочках фруктов выходят и хором читают стихотворение:
Всем известно, буква А —
Да к тому же буква А
В алфавите главная.
Э. Успенский