МААМ-картинки

Конспект фронтальной коррекционной деятельности для детей с ФФНР «Дифференциация звуков [Д]-[Д’], буква Д»

Людмила Владимировна Абалмазова
Конспект фронтальной коррекционной деятельности для детей с ФФНР «Дифференциация звуков [Д]-[Д’], буква Д»

Конспект

фронтальной коррекционной деятельности в группе

компенсирующей направленности для детей с ФФНР

Автор-составитель: Людмила Владимировна Абалмазова,

учитель-логопед МБДОУ ЦРР-д. с. № 5 ст. Старощербиновская

Тема: «Дифференциация звуков Д-Дь, буква Д.

Волшебное путешествие в зимний лес»

Задачи:

Коррекционно-образовательные :

Публикация «Конспект фронтальной коррекционной деятельности для детей с ФФНР „Дифференциация звуков [Д]-[Д’], буква Д“» размещена в разделах

• Закрепить навык четкого произношения звуков Д, Дь в слогах, словах, предложениях, стихотворных текстах, песнях.

Дифференцировать звуки Д - Дь в слогах, словах, развивая фонематическое восприятие.

• Закрепить навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов, путем построения схемы слов «Дима», «Даша», составления слов из перепутанных местами слогов.

Коррекционно-развивающие :

• Расширять лексический запас слов детей через подбор родственных слов, слов-приветствий, слов-эпитетов, синонимов и прилагательных, определяющих настроение людей, многозначных слов.

• Совершенствовать грамматические категории, учить детей навыкам образования множественного числа существительных в именительном и родительном падежах, слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом;.

• Продолжать учить строить предложения с однородными членами, с обращениями, сложноподчиненные предложения; формулировать вопросы на темы: «Знакомство», «Пожелания».

• Развивать логоритмические навыки, совершенствовать умение детей сопровождать речь движениями под музыку, развивать чувство ритма, темпирования речи.

• Учить называть букву Д, узнавать ее среди других букв.

• Продолжать работу, направленную на развитие слухового восприятия, логического мышления, памяти, внимания.

Коррекционно-воспитательные задачи :

• Формировать нравственно-духовные основы личности детей через воспитание доброго уважительного отношения к близким, родным и бережного отношения к животным – кошечкам, проявлять внимание, чуткость, заботу.

Оборудование:

профиль артикуляционного уклада звука Д;

индивидуальные зеркала (по количеству детей);

железные колокольчики (на каждого ребенка и учителя-логопеда);

колокольчики красного, зеленого и синего цветов;

пособия «Белые сугробы» (индивидуальные, с целью определения позиции звуков Д, ДЬ в словах;

игрушки - кошка Даша, кот Дима;

новогодняя ёлочка;

блестящая шкатулка с «зимними буквами» (белого цвета) : Д, А, Л, Б, В, Г, Н, Т, П;

картинки в названии которых есть звуки Д, ДЬ;

планшеты синего и зеленого цветов;

мультимедийная установка, презентация

Ход фронтальной коррекционной деятельности

Включается фоновая музыка. (Дети входят в зал). Слайд № 1

Оргмомент:

Учитель-логопед: Поздороваемся друг с другом, используя разнообразные слова приветствия:

Возьмемся за руки, друзья,

И будем вместе: ты и я!

(Дети становятся в круг и берутся за руки, поворачиваясь, друг к другу, здороваются, применяя различные формулировки приветствия)

Дети: Доброе утро! Здравствуй (те! Привет! Алиса, здравствуй! Привет, друг! С добрым утром, Ирина!

Учитель-логопед: Мне кажется, в нашем зале даже солнышко ярче засверкало и улыбнулось, услышав ваши приветствия! Ребята, я слышу какой-то мелодичный, веселый звук? (звон колокольчика). Послушайте внимательно, какой предмет издает этот звук?

Дети: Звон колокольчика.

Учитель-логопед: Вы хотите спеть песенку колокольчика? Чтобы песня получилась мелодичнее, повторяйте за мной слова и выполняйте движения руками. Слайд № 2

Логоритмика (под музыкальное сопровождение)

Слова детей Движения

- Динь-дон, дили-дон! Дети, взявшись за руки, производят движения вперед и назад.

Что за странный перезвон? Каждый ребенок двигает руками из стороны в сторону.

Слышен он со всех сторон: Руки поднимаются вверх, движения из стороны в сторону.

Дили-дили, дили-дон! Пальчики сжимаются, будто держат колокольчик, движения кистями рук из стороны в сторону.

Руки опускаются.

Учитель-логопед: Вот какой волшебный перезвон у нас получился. А ведь это не случайно, это потому, что колокольчик у нас не простой, а волшебный. Хотите узнать почему? Тогда не зевайте, глазки закрывайте (звон колокольчика).

Раз, два, три, открой глаза и смотри! (звучит мелодия зимнего леса).

Слайд № 3

Учитель-логопед: Ребята, как вы думаете, где мы оказались?. (ответы детей)

Верно, волшебный колокольчик перенес нас на чудесную зимнюю полянку в лесу. Ой, посмотрите, что это на ней рассыпано? На улице зима, а на полянке растут синие, василькового цвета и ярко-зеленые, будто изумруды - колокольчики. Вот так чудеса!

Посмотрите на экран. Представлены картинки колокольчиков. Слайд № 4

(ОТВЕТЫ детей)

Учитель-логопед: Совершенно правильно, ребята колокольчики - это и цветы и предмет для вызывания звука. Слово КОЛОКОЛЬЧИК – многозначное.

Как вы думаете, говоря о звуках речи, что могут ещё обозначать васильковые колокольчики и колокольчики изумрудного цвета?

Дети: васильковые (синие) колокольчики обозначают согласные твердые звуки, а изумрудные (зеленые) – согласные мягкие звуки.

Учитель-логопед: Совершенно верно, согласные твердые звуки обозначают синими колокольчиками, а согласные мягкие звуки - зелеными.

Выделите первые звуки в словах : «динь» и «дон».

Дети: в слове «динь» первый звук Дь, в слове «дон» - звук «Д»

Объявление темы занятия:

Учитель-логопед: Конечно, первые звуки в словах : Д и Дь, сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки Д и Дь, познакомимся с буквой «Д». А помогут нам в этом чудесные колокольчики. Позвоним твердо «Д,Д,Д», а вы берите нужный колокольчик, а мягко – «Дь-Дь-Дь». Какой интересный перезвон у нас получился! Ребята, какой вам показался колокольный перезвон?

Ответы детей : мелодичный, веселый, зимний, новогодний, праздничный, «легкий как облако», голосистый, четкий и звонкий.

Учитель-логопед: Друзья мои, давайте оставим колокольчики на прежнем месте, на этой волшебной полянке и посмотрим внимательно по сторонам (звучит мелодия зимнего леса). Слайд № 5

Как вы думаете, в лесу только одна поляна? Конечно же, на то он и лес, чтобы в нем было много маленьких полянок и больших полян. Пройдите по лесу и найдите каждый себе полянку, на которой вам будет удобно разместиться. (Дети садятся за столы под музыкальное сопровождение. На столах расположены индивидуальные: зеркала, колокольчики (синий, зеленый, красный) пособия «Белые сугробы» для определения позиции звуков в словах).

Ребята, на ваших полянках тоже рассыпаны звуковые колокольчики.

Представим характеристику звука Д. (согласный твердый, приложим тыльную сторону ладони к горлышку и услышим там вибрацию голосовых связок). звук Д - звонкий). Какой колокольчик зазвучит, если мы произнесем звук Д? Верно, синий. Давайте возьмём зеркала и вместе отчетливо произнесем этот звук, обратите внимание, что язык занимает верхнее положение - у зубов, позвоним в синие колокольчики! …Так уверенно твердо звучат синие, васильковые колокольчики!

Что-то заскучали наши зеленые колокольчики. Как вы думаете, какую песенку им хотелось бы услышать? Конечно, мягкого звонкого звука Дь. Так давайте позвоним в зеленые колокольчики и четко произнесем ДЬ,ДЬ…. Как необычно мягко звучат колокольчики изумрудного цвета!

Колокольчики беру.

Предлагаю вам игру.

Сначала мы поиграем, с синим колокольчиком. Поднимите колокольчик, услышав согласный твердый звук в словах.

Ну, друзья вы не зевайте,

Колокольчик поднимайте!

(Выделение звука Д из слов : дача, диво, дружба, изумруды, лебеди, добро, душа, дорогой, думать, видеть, дорожить, обедать, будить, отгадать).

Положите синие колокольчики и возьмите зеленые. Ребята, какой звук вы должны услышать в словах, чтобы поднять зеленый колокольчик?

Ответы детей : звук «Дь».

Учитель-логопед: Совершенно верно, если вы услышите в словах согласный мягкий звук Дь, поднимайте зеленые колокольчики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть!

(Выделение звука Дь из слов : дети, подарки, календарь, леденцы, будильник, дивный, детский, девочки, нарядить, удивлять, домашний, удивленный).

Умницы! Вы были не только внимательными, но и быстрыми, и благодарные колокольчики весело зазвучали: Дь-Дь-Дь!

А вы знаете, что, по-моему, колокольный перезвон привлек чьё-то внимание?

Вы хотите узнать? Тогда слушайте загадку, а отгадка вам поможет узнать, кто же заинтересовался звучанием колокольчиков.

Мягкие лапки, а в лапках царапки?

Конечно, это кошка! А если мальчик – это кто? А если множество таких животных? Слайд № 6

Ответы детей : кот, коты или кошки ( голос за дверью: мяу, мяу)

Игрушки кошки и кота.

Голос кошечек: Здравствуйте ребята! Мы услышали колокольный перезвон и решили посмотреть, кто же здесь в зимнем волшебном лесу?

Ответы детей : здравствуйте!

Учитель-логопед: Ребята, давайте познакомимся с нашими неожиданными гостями. Что необходимо узнать в первую очередь? Конечно же, их имена. Давайте спросим, как их зовут. Каждый из вас пусть задаст вопросы нашим пушистым друзьям.

Дети поочередно выразительно формулируют свои вопросы:

Уважаемые гости, как вас зовут?

Не могли бы вы представиться?

Дорогие гости, представьтесь, пожалуйста!

Будьте добры, назовите свои имена!

Голос кошек: Меня зовут Дима, а меня Даша! А как вас зовут?

Дети: Меня зовут Алиса.

Я – Илья.

Моё имя – Ира.

Олеся - меня так зовут.

Учитель-логопед: Имя моё – Людмила Владимировна.

Голос кошек: Приятно познакомиться с вами.

Учитель-логопед: И нам очень приятно, дорогие наши ласковые гости Дима и Даша!

Ребята, а вам не кажется, что у наших гостей грустные глаза и печаль в голосе? Давайте у них поинтересуемся, что случилось, может, им необходима помощь?

Вопросы детей : Милые гости, в вашем голосе чувствуется нотка грусти и печали. Что произошло?

Кот Дима: - Да, ох…ох…мы немного расстроены.

Кошка Даша: - Дело в том, что у каждого из нас была книга, у Димы зеленая, а у меня - синяя. Мы рассматривали картинки, рассказывали истории, но вдруг «налетели ветры буйны, ураганы» и все листочки в книгах рассыпались….Мы не можем правильно их собрать. Ох! Ох!

Учитель-логопед: Ребята, что же делать?

Ответы детей : давайте поможем кошечкам собрать листочки в книгах.

Учитель-логопед: А вы помните, какого цвета были книги у животных. Совершенно верно, у Даши – синяя. А как вы думаете, почему такого цвета?

Ответы детей : потому что в слове «Даша» первый звук Д – согласный твердый, обозначается синим цветом. И все картинки в книге должны быть со звуком Д. А у Димы в книжке - все картинки с мягким звуком Дь.

( Звучат слова песни: «Нужным быть кому-то в трудную минуту - вот что значит настоящий верный друг!») Слайд № 7

Учитель-логопед: Помогать мы рады вам:

и ребятам и зверям! (Дети собирают листочки в книжки).

Давайте еще раз посмотрим синюю книгу и произнесем четко названия картинок, все листочки ей соответствуют?

Правильно я говорю слово? (слоги в словах перепутаны) : де-о-я-ло (одеяло,

лен-ка-дарь (календарь, диль-бу-ник (будильник)

Возьмем зеленую книжку. Да в ней все картинки со звуком Дь.

Молодцы, ребята, вы очень дружно и правильно собрали листочки в книгах.

Дорогие гости, примите ваши книги, они собраны правильно!

Какие вы дружные. Подберите родственные слова к слову «дружба» .

Обратите внимание на экран. Послушайте фразы, объясните их смысл.

Старый друг – лучше новых двух.

Не разлей вода.

Как с гуся вода.

Надо думать своим умом.

Сначала подумай, потом ответь.

Кошечки: Спасибо, ребята за вашу помощь, сопереживание, доброту, сочувствие. Вы - настоящие друзья!

Учитель-логопед: Ребята, а вы сможете выложить из наших волшебных звуковых колокольчиков имена гостей?

Тогда колокольчики берите,

имена яркие соберите!

(Дети производят звуковой анализ слов «Дима» и «Даша», выкладывают схемы имен из колокольчиков синего, зеленого и красного цвета).

Кот Дима и кошечка Даша: Спасибо, ребята, какие красивые наши имена из ярких колокольчиков! Вот так чудо! Красота!

Учитель-логопед: Давайте назовё м ласково их имена: Даша- Дашенька, Дима – Димочка

Образуйте слова: день-денёк, холод- холодок, след. друг -, дым- …

Кот Дима и кошечка Даша: Мы хотим вам подарить новогодний сюрприз, только для этого нужно запомнить и четко произнести волшебные слова, запоминайте:

Дан-дон-дись, сюрприз появись!

Повторяем вместе! (Появляется зеленая новогодняя ёлочка!

Учитель-логопед: Лесная зеленая красавица! И здесь яркая шкатулка с белоснежными украшениями, да не простыми, а в виде зимних букв. Изучаемые сегодня звуки Д, Дь можно записать буквой «Д». Подходите к коробочке и выбирайте из всех представленных букв только букву «Д» (в коробке силуэты букв : Д, А, Л, Б, В, Г, Н, Т, П).

Вы букву «Д» берите,

затем на елочку несите!

Украшая елку буквами, вспомните о близких вам, дорогих людях и произносите им пожелания. Ведь возле елки они обязательно сбудутся!

Послушайте, какое я загадаю желание:

Всем людям земли я хочу пожелать

Здоровья крепкого всегда,

Улыбок милых и добра!

(Дети подходят к елочке по одному и украшают ее буквами «Д», высказывают пожелания)

Дети:

- Я хочу пожелать маме, чтобы….

- Я желаю братику….)

Учитель-логопед: Необычная у нас елочка!

Ребята, подберите слова для описания нашей елочки.

Ответы детей : елочка зимняя, нарядная, разноцветная, новогодняя, лесная красавица, «улыбчивая», «радостная», как «снегурочка» и т. д.

Учитель-логопед: Ребята, уже звенит колокольчик и напоминает, что нам пора возвращаться в детский сад! (звон железного колокольчика)

Дети: До свиданья наши дорогие друзья, кошечки.

Учитель-логопед: До новых встреч в зимнем новогоднем лесу!

Публикации по теме:

«Дифференциация звуков [А]-[У] в слогах и словах». Конспект занятия в средней группе для детей с ОНР .

Конспект занятия «Дифференциация звуков [г]-[к]» Цели занятия: - развивать слуховую дифференциацию звуков К и Г; - развивать умение соотносить звуки К, Г с буквами К и Г, - развивать фонематический.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [д], [т]» Тема: Звуки [д], [т] Цель: Формирование умения дифференцировать звуки [д], [т]; Задачи: Коррекционно-образовательные: -уточнить знания.

Конспект коррекционно-образовательной деятельности для детей старшего возраста «Дифференциация звуков [Л]-[Л’]» .

Конспект НОД по развитию речи у детей логопедической группы по теме «Фрукты, дифференциация звуков [П] и [Б]» Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста логопедической группы по теме «Фрукты, дифференциация звуков [П] и.

Конспект образовательной деятельности в специальной (коррекционной) группе для детей с ОНР «Звук и буква Ц» Цели: -уточнить произношение звука Ц; -дать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам; -автоматизировать звук «Ц».

Конспект урока по русскому языку для учащихся второго класса коррекционной школы 8 вида «Дифференциация букв и звуков[в]-[ф]» Государственное бюджетное образовательное учреждение «Менделеевская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Конспект занятия «Дифференциация звуков [л], [л’]» Конспект занятия «Дифференциация звуков [л - ль]» Цели: закрепление навыка различия звуков (л, ль) в слогах, словах, фразах. Анализ и синтез.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш], [Ж]» Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе. Составила: учитель – логопед Шамова Татьяна Викторовна.

Логопедическое занятие для учащихся 5 классов коррекционной школы VIII вида «Дифференциация букв Ш-Ж и звуков [Ш]-[Ж]» Тема: «Дифференциация букв Ж-Ш и звуков [ш-ж] в слогах, словах и фразовой речи». Цели: 1. Закреплять знания о согласных звуках и буквах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект фронтальной коррекционной деятельности для детей с ФФНР «Дифференциация звуков [Д]-[Д’], буква Д»
Опубликовано: 7 марта 2017 в 15:02
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД