Лучший педагог года

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л’] в словах и предложениях (19 фото)

Ирина Гурова
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л’] в словах и предложениях

Занятие проводится на материале лексической темы «Лето. Лес».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Закреплять произношение звука [л’] в словах, предложениях.

- Продолжать формировать навыки звукового анализа.

- Уточнять, активизировать словарный запас по лексической теме «Лето. Лес».

- Упражнять в изменении числа глагола прошедшего времени.

- Продолжать учить образованию относительных прилагательных, использовать их в составе простого предложения.

- Закреплять умение составлять простое распространённое предложение по сюжетной картинке.

Корекционно-развивающие:

Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л’] в словах и предложениях» размещена в разделах

- Продолжать развивать речевое дыхание: формировать длительный плавный выдох.

- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, зрительный гнозис, ориентировку на плоскости.

- Способствовать нормализации тонуса кистей и пальцев рук, развитию артикуляционной, пальчиковой и общей моторики.

Воспитательные:

- Продолжать воспитывать умение внимательно слушать педагога.

- Воспитывать интерес к природе родного края.

Материал:

игрушки для массажа – земляника и малина из пластмассы; бабочки из картона на ниточках; картинный материал из картотеки Куликовской Т. А. «Сказка «Прогулочная», материал к игре «Звуковая мозаика», тренажёр «Пальчиковый бассейн» (фасолевый) с набором игрушек, имеющих в названии звуки [л] и [л’]; картонные квадраты (коврики) зелёного и синего цвета; картинки с изображением деревьев (тополя, липы, клёна); материал для составления схемы слова (кружочки-смайлики зелёного цвета); игра «Домино – цепочка слов» (на звук [л’]; мяч; сюжетные картинки; листья осины, клёна, тополя, липы, дуба из гербария.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Развитие пальчиковой моторики, нормализация тонуса кистей и пальцев рук.

1) Проводится пальчиковая игра «Ягоды»:

На полянку я пойду:

Земляничку там найду.

(Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы рук.)

А потом ещё малинку

(Соединяем все пальцы правой руки по очереди с большим.)

Положу в свою корзинку.

(Соединяем все пальцы левой руки по очереди с большим.)

Ягоды несу из леса –

Будем есть с сестричкой вместе!

(Чередуем удары кулачков кулачков и хлопки в ладоши.)

2) Проводится массажная игра «Прогулка» с использованием игрушек – ягод из пластмассы.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л’] в словах и предложениях

Логопед поглаживает поочерёдно, начиная с большого, пальчики ребёнка правой руки малиной, а левой – земляникой под текст:

Один, два, три, четыре, пять –

Вышли пальчики гулять:

Этот пальчик – по дорожке,

Этот пальчик – по тропинке,

Этот пальчик – за грибами,

Этот пальчик– за малинкой,

Этот пальчик заблудился –

Очень поздно возвратился.

Логопед: Когда созревают ягоды? (Летом). А где же их собирают? (В лесу). Какой звук ты слышишь в каждом слове: «лето», «лес», «земляника», «малина»? (В каждом слове слышим звук [л’]).

Постановка цели занятия логопедом: «Сегодня будем учиться правильно произносить звук [л’], отличать его от звука [л] и вспоминать время года, которое только что закончилось - лето!»

II. Развитие дыхания. Выработка плавного длительного выдоха.

Дыхательное упражнение «Летающая бабочка».

Фото №1 Занятие проводится на материале лексической темы Лето

Логопед предлагает ребёнку выбрать бабочку и подуть на неё так, чтобы она полетела. После упражнения логопед читает стихотворение К. Бендовой «Бабочка».

Бабочка-летунья –

С цветка на цветок!

Бабочка-летунья –

Длинный хоботок!

На цветок садится –

Соком насладится.

А цветы благодарят,

Ей спасибо говорят.

III. Развитие артикуляционной моторики.

Логопед: «А сейчас мы с тобой отправимся на весёлую летнюю прогулку с нашим весёлым Язычком». Проводится артикуляционная гимнастика в форме сказки «Прогулочная» (Автор Т. А. Куликовская).

1) Язычок гулять выходит,

Домик он кругом обходит.

(Рот открыть. Высунуть язык. Выполнять круговые движения языком, облизывая губы).

2) Кто же тут, а кто же там?

Он глядит по сторонам.

(Приоткрыть рот. Сделать язык узким. Отводить язык вправо-влево, старясь максимально высунуть его изо рта).

3) Язычок стал маляром,

Аккуратно красит дом.

(Рот открыть. Проводить широким языком вперёд-назад по нёбу. Затем вверх-вниз по внутренней стороне щёк).

4) На качелях оказался -

Вверх взлетал и вниз спускался.

(Открыть рот. Тянуться то к носу, то к подбородку).

5) Догадаться кто бы мог:

Язычок наш, как грибок!

(Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку).

Фото №2 Задачи Коррекционно образовательные Закреплять произношение звука л в словах предложениях

6) Язычок гармошку взял,

Поиграл и не устал.

(Открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу, как в предыдущем упражнении. Опускать и поднимать нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку).

7) То иголка, то лопата

Язычки у вас, ребята.

(Высунуть язык изо рта. Попеременно делать его узким и широким (чередование напряжения и расслабления языка).

8) Надоели превращенья:

Лижет язычок варенье.

(Рот открыть и улыбнуться. Широким языком облизывать верхнюю губу спереди назад. Рот не закрывать).

9) Любит он покушать сладко,

После скачет на лошадке!

(Медленно щёлкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку).

Фото №3 Продолжать формировать навыки звукового анализа

IV. Развитие фонематического слуха. Формирование навыков звукового анализа.

1). Дифференциация [л]-[л’] на слух. Игра «Звуковая мозаика».

Логопед: «Сейчас будем слушать «летние» слова. Если услышишь в слове звук [л], положи в клеточку синий квадрат, а если [л’] – зелёный. Помнишь, что квадратики выкладываем в направлении слева направо и сверху вниз? Если у тебя получится такой же узор, как у нашего весёлого Язычка, то ты правильно выполнил задание!»

Фото №4 Уточнять активизировать словарный запас по лексической теме Лето

Слова для игры:

СОЛНЫШКО - ЛИПА - ВАСИЛЁК - ЛЕТО

ЛЕС - ЛУГ - ЛАНДЫШ - ЛИСТЬЯ

ТОПОЛЬ - ЛАСТОЧКА - ОБЛАКО - КЛЁН

ЛЕПЕСТОК - МАЛИНА - ЗЕМЛЯНИКА - ГОЛУБИКА

Фото №5 Упражнять в изменении числа глагола прошедшего времени

В конце игры сравниваются два изображения. Если они одинаковы, то задание выполнено правильно. Логопед предлагает ребёнку подумать, что напоминает получившийся узор, на что он похож.

Фото №6 Продолжать учить образованию относительных прилагательных использовать их в составе простого предложения

2). Различение [л]-[л’] в произношении. Игра с тренажёром «Пальчиковый бассейн» из фасоли.

Логопед: «Летом жарко. Все купаются и загорают. Вот и наши друзья – животные решили искупаться. Но долго ведь плавать нельзя. Давай позовём их загорать. На синем коврике будут загорать те животные, в названии которых есть звук [л]- а на зелёном - [л’]».

Набор игрушек: лошадь, лось, козёл, слон, волк, лягушка, лиса, лев, цыплёнок.

Фото №7 Закреплять умение составлять простое распространённое предложение по сюжетной картинке Фото №8 Автоматизация дифференциация звуков Конспекты занятий

3). Закрепление навыков позиционного анализа.

Логопед: «А теперь немного посидим около деревьев в лесу». Перед ребёнком картинки с изображением деревьев: липы, клёна и тополя. Логопед предлагает вспомнить их названия и определить место звука [л’] в каждом слове, составить схему.

Все конспекты Логопедические занятия Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший конспект занятия НОД октябрь Продолжать развивать речевое дыхание формировать длительный плавный выдох Развивать зрительное и слуховое внимание память зрительный гнозис ориентировку на плоскости Способствовать нормализации тонуса кистей и пальцев рук развитию артикуляционной пальчиковой и общей моторики Воспитательные Продолжать воспитывать умение внимательно слушать педагога

V. Произношение звука [л’] в словах, словосочетаниях и предложениях. Развитие зрительного восприятия, общей моторики.

1). Игра «Домино – цепочка слов».

Логопед: «Наш весёлый Язычок очень любит играть в домино и составлять цепочку слов – картинок. Давай и мы тоже поиграем». Ребёнок самостоятельно выкладывает карточки, называя пары картинок.

Фото №9 Воспитывать интерес к природе родного края Фото №10 Материал игрушки для массажа земляника и малина из пластмассы бабочки из картона на ниточках картинный материал из картотеки Куликовской Т Фото №11 Организационный момент

2). Игра с мячом «Один и вместе».

Логопед: «Летом наш весёлый Язычок очень любит играть в мяч. И мы с тобой сейчас поиграем! Я буду бросать тебе мяч и называть слово-действие. Это действие выполняет один человек (показ картинки). А ты возвращай мне мяч и изменяй слово так, как будто это действие выполняет несколько человек (показ картинки, например, «Ходил – ходили, купил – купили». Тогда в слове появится звук [л’]».

Фото №12 Развитие пальчиковой моторики нормализация тонуса кистей и пальцев рук

Слова для игры:

сидел - сидели

возил –

поливал –

копал –

гулял –

носил –

катал –

купался –

устал –

отдыхал –

лепил –

3). Составление предложений по сюжетным картинкам о лете.

Перед ребёнком на столе лежат 4 сюжетные картинки.

Логопед: «А теперь вспомним, чем же ещё можно заниматься летом. Угадай картинку по слову-действию, которое я назову, и покажи её: «бегали», «гуляли», «поливали», «копали».

Фото №13 Проводится пальчиковая игра Ягоды На полянку я пойду Земляничку там найду

Логопед: «А теперь давай вместе придумаем предложение по каждой картинке». В случае затруднения логопед задаёт наводящие вопросы, например, «Что делали Люба и Коля?» ("Из чего Люба и Коля поливали цветы?" и т. д. Ребёнок составляет простые распространённые предложения: «Люба и Коля поливали из леек цветы на клумбе» и т. д. После составления предложений все картинки переворачиваются изображением вниз и перемешиваются. Ребёнку предлагается переворачивать картинки по одной и вспомнить все предложения.

4). Образование относительных прилагательных. Развитие внимания.

На доске перед ребёнком листья от 5 деревьев (из гербария): осины, липы, тополя, клёна, дуба.

Логопед предлагает узнать, от каких деревьев листья.

Фото №14 Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы рук

Затем проводится игра «Скажи по-другому»:

лист липы – липовый лист,

лист тополя – тополиный лист,

лист клёна – кленовый лист.

Игра «Какой лист улетел?»

По команде «Ночь!» ребёнок отворачивается или закрывает глаза. Логопед убирает лист одного дерева. По команде «День!» ребёнок поворачивается и угадывает, какого листа не стало, отвечает предложением: «Улетел липовый лист» и т. д.

VI. Подведение итогов деятельности.

Логопед: «Вот и закончились наши летние игры. Какие из них ты запомнил? Какие игры тебе понравились? Что у тебя хорошо получилось? А что было трудно?» Отмечаются успехи ребёнка. Логопед предлагает выбрать картинку в подарок и наклеить её в тетрадь с индивидуальными заданиями.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях» Цели:- автоматизировать звук [Л] в словах, предложениях; - развивать пространственную ориентацию; - формировать умение оценивать свою деятельность;.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в словах, словосочетаниях и предложениях» Цели: 1) Коррекционно-образовательные: - закрепление правильного произношения звука [Ш]; - обучение определять наличие и место звука [Ш].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях» Цели : 1. Уточнить правильное произнесение звука Л в слогах, словах, предложениях. 2. Упражнять в определении наличия и звука Л в словах.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Образовательные: - закреплять правильное произношение звука [л].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях» Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук.

Конспект индивидуального занятия «Активизация звука [С] в слогах, словах и предложениях» ЦЕЛИ • Расширение и обогащение словарного запаса по лексической теме «Посуда». • Упражнять в правильном произнесении звука[С]в слогах, словах.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах, словахКонспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах .

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука ш в словах Белякова Елена Николаевна МАДОУ детский сад комбинированного вида №5 «Полянка» г. Пестово, учитель-логопед. Конспект индивидуального занятия.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: Автоматизация звука «Л» в Словах и Предложениях Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Л» В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ Разработала: учитель.

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и в предложенияхКонспект открытого подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и в предложениях КОНСПЕКТ открытого подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [р] в словах и в предложениях. Тема занятия. Цирк. Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л’] в словах и предложениях
Опубликовано: 3 октября 2015 в 00:32
+178Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 98.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД