Конспект комплексного занятия в старшей логопедической группе. «Пожар в лесу»

Марина Ляпина
Конспект комплексного занятия в старшей логопедической группе. «Пожар в лесу»

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и декоративному рисованию в старшей логопедической группе

"Пожар в лесу"

Цели:

Образовательные задачи:

Дать детям представление о значении леса в жизни животных, человека, о том, какой ущерб наносит пожар природе и человеку. Учить детей составлять простые распространенные предложения, согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.

Совершенствовать диалогическую форму речи.

Развивающие задачи:

Развивать изобразительные навыки при составлении узора по мотивам дымковской росписи, умение использовать разные приемы рисования кистью: полосы рисовать всем ворсом кисти, держа ее плашмя, мелкие элементы наносить кончиком кисти.

Закрепить некоторые правила экологической безопасности.

Развивать воображение, мышление, речь детей.

Воспитательные задачи:

Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в обсуждении проблемы.

Пробудить чувство сострадания и жалости к обитателям природы, попавшим в беду, развивать чувство ответственности за охрану животного мира.

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, природе.

Материал: плоскостные фигурки, изображающие диких животных: медведь, лиса, еж, белка, волк; птица; иллюстрации на тему "Лесные домики": дупло, берлога, логово, нора, пень, гнездо; "Дары леса": грибы, ягоды, орехи, древесина, лекарственные травы: мать-и-мачеха, ромашка, подорожник; фотографии "Пожар в лесу", «Пожарные тушат пожар в лесу»; аудиозапись мелодии "Танец огня", цветные ленточки, дымковские игрушки в сундучке; гуашь, кисти, тампоны; телефон.

Предварительная работа: занятие по ознакомлению с окружающим "Огонь - друг или враг", чтение сказки "Незатушенный костер", беседа на тему "Лесной пожар", заучивание потешек о животных, разучивание народных изделий, декоративное рисование узоров.

Словарная работа: активизация и обогащение словаря: берлога, логово, гнездо, нора, дупло, лекарственные травы: мать-и-мачеха, ромашка, подорожник; древесина; дымковские игрушки: конь, курочка, барашек, индюк, олень; элементы росписи: колечки, кружочки, точки, клетка, волнистые, прямые линии.

Методические приемы: проблемная ситуация, дидактическая игра, вопросы, беседа, рассматривание иллюстраций, дымковских игрушек; индивидуальная помощь, анализ детских работ, поощрение.

Ход занятия:

Дети входят в группу и садятся на стульчики, которые стоят полукругом на ковре.

В руках у педагога лесная птичка:

- К нам прилетела птичка с известием.

Птичка:

- Беда! В моем доме случился пожар!

Воспитатель:

- А где твой дом?

Птичка:

- Мой дом – это лес. Там горят деревья, гнезда, цветы, кустарники, травы, домики лесных жителей. (педагог выставляет фотографию «Пожар в лесу»)

- Ой, я забыла как они называются.

Воспитатель:

- Давайте, ребята, поможем птичке вспомнить, как называются домики лесных жителей.

Проводится д/и "Найди домик лесного жителя" – на доске картинки с изображением жилищ животных и птиц: дупло, берлога, логово, нора, пень, гнездо; на столе фигурки птиц и животных: медведь, волк, лиса, еж, заяц, белка. Ребенку предлагается выбрать любое животное и найти его домик, ответив на вопросы: "Кто это? Где живет?"

Птичка:

- Молодцы, ребята, знаете домики лесных жителей, но огонь уже добрался и до птичьих гнезд. Все в огне, птицы улетают, звери убегают. Что делать? Кто поможет?

Воспитатель:

- Наши ребята знают к кому обратиться за помощью. Ну-ка, ребята, кто скажет, кому рассказать о беде, куда позвонить? (Ответы детей: "Надо рассказать взрослым, позвонить пожарным – 01).

Воспитатель:

- Давайте так и сделаем.

Воспитатель звонит в 01:

- Здравствуйте! Это пожарная часть? Горит лес! Срочно окажите помощь! Спасибо. До свидания.

- Все, пожарные поспешили на помощь лесным жителям.

А пока пожарные тушат огонь в лесу, давайте вспомним: лес – чей дом? Кто в нем живет? (Ответы детей: "Лес – это дом для зверей, птиц, насекомых".)

Воспитатель:

- Да, в лесу живут звери, лесные птицы, насекомые. Лес – это общий дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнезд, нор.

- А какую пользу приносит лес человеку? (На доске - картины на тему "Дары леса").

Ответы детей: "Лес очищает воздух, делает его чище; в лесу люди отдыхают, укрепляют здоровье; в лесу люди собирают грибы, ягоды, лекарственные травы, орехи; лес дает человеку древесину, пушнину. ").

- А какой вред наносит пожар природе? (Ответы детей: "Погибают животные и растения, загрязняется воздух".).

Птичка:

- Правильно, ребята! А еще на месте пожара очень долго не растут растения и не селятся животные. Подумайте, от чего мог загореться лес? (Ответы детей: " Не потушили костер. Баловались со спичками. Бросили окурок. "

- Еще лес может загореться, если долго стоит сухая жаркая погода без дождей. Или от удара молнии.

Воспитатель:

- Чтобы в лесу не случилось пожара, всегда надо помнить правила поведения в лесу. А они такие (показ картинок): 1. нельзя разводить костер; 2. не играть со спичками; 3. после пикника обязательно надо собрать весь мусор и увезти с собой.

Физминутка "Спасем своих друзей".

Под музыку девочки с красными лентами в руках изображают пламя, пожар. А мальчики имитируют действия пожарных – тушат пожар. Каждое движение сопровождается словами: «все быстрее разгорается огонь, пламя все жарче и сильнее, пожарные заливают огонь…»

После игры дети садятся за столы.

Воспитатель:

- Да, лес надо беречь и ценить. С давних времен люди любили ходить в лес не только собирать грибы, ягоды, лечебные травы, но и слушать пение птиц, любоваться полевыми цветами, наслаждаться тишиной, лесными запахами. Им так полюбились разные животные, что люди стали своим детям делать игрушки, которые изображают этих животных.

- Может вы, ребята, вспомните, из чего делали эти фигурки? (Ответы детей: "Из дерева, глины, соломы, ткани")

- Человек лепил и вырезал фигурки не только диких, но и домашних животных.

- Давай, птичка, заглянем в чудесный сундучок и посмотрим, какими они были.

Конспект комплексного занятия в старшей логопедической группе. «Пожар в лесу»

Дети произносят:

- Футы, нуты, лапки гнуты.

Сундучок, сундучок, открывай-ка свой бочок!

Под мелодичную музыку открывается сундучок, воспитатель достает игрушки, а дети называют их. (Конь, курочка, барашек, индюк, олень и др.)

- Что это за игрушки? (Дымковские)

- Из чего сделаны? (Из глины)

- А вам хотелось бы побыть мастерами-художниками и расписать игрушки красками?

- Но чтобы работа ладилась у всех, давайте вспомним, какими элементами дымковской росписи украшены эти игрушки? (педагог показывает образцы элементов дымковской росписи, а дети называют их: колечки, кружочки, точки, клетка, волнистые, прямые линии)

- А какие цвета вы будете использовать в росписи? (красный, синий, желтый, зеленый)

Пальчиковая гимнастика:

«Ежик.»

Ёжик, ёжик, где ты был? «ёжик»

Долго по лесу бродил. «деревья»

Встретил белку и синичку, «белка», «синичка»

Мишку встретил и лисичку, «медведь», «лиса»

Всех, кого нашел в бору,

Пригласил в свою нору. «нора»

Самостоятельная работа детей

(У детей на столах силуэты дымковских игрушек-животных):

- Придумайте узор для украшения фигурки, используя элементы дымковской росписи.

Оказание индивидуальной помощи воспитателем.

Итог:

Рисунки помещаются на столе-выставке.

Птичка:

- Какие замечательные получились животные, вас всех можно смело назвать хорошими мастерами. Вы замечательно постарались. Спасибо вам, ребята, за то, что вы утешили меня, что так много знаете и умеете. Я надеюсь, что вы запомнили правила поведения в лесу: после отдыха затушить костер, не играть со спичками, за собой увезти мусор. Надеюсь, что вы всегда будете любить животных и беречь природу. А теперь мне пора улетать. До свидания, ребята!

Список литературы

1. Дымковская игрушка. Серия рабочих тетрадей «Искусство – детям». – М.: Мозаика – Синтез, 2005

2. Журавлева А. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. [текст] – М.: Мозаика – Синтез, 2006, с. 56

3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. [текст] – М.: Мозаика – Синтез, 2008, с. 75

4. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. [текст]- М.: Педагогическое общество России, 2006, с. 130

5. Нетужилкина Н. М. Развитие творчества дошкольников в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством [статья]// Управление дошкольным образовательным учреждением. - №5, 2005

6. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. [текст] – М.: Мозаика – Синтез, 2008, с. 39

7. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. – М. Изд-во Эксмо, 2006, с. 34

8. Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. [текст] – М.: Творческий центр СФЕРА, 2008

Публикации по теме:

Беседа с детьми на тему «Пожар в лесу»Беседа с детьми на тему «Пожар в лесу» В группе со своими детьми мы провели беседу по пожарной безопасности и решили сделать одну коллективную работу. Работа выполнена в различной.

Экологическая сюжетно-ролевая игра «Происшествие в лесу»Экологическая сюжетно-ролевая игра «Происшествие в лесу» Экологическая сюжетно-ролевая игра «Происшествие в лесу». Цели: 1. Способствовать развитию основ экологического сознания детей, на примере.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Конспект комплексного занятия в старшей логопедической группе. «Пожар в лесу»
Опубликовано: 4 октября 2012 в 14:27
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник»
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник». Возрастная группа: средняя группа Цель: Доставить детям положительные эмоции и хорошее...
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны». Введение: Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло...
Фотоотчет: рисование «Снеговики в шапочках и шарфиках»
Задачи: учить детей рисовать гуашью; показать приемы работы с гуашью; развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций; воспитывать...
Магнитик — сувенир. План — конспект совместной деятельности. Средняя группа.
Тема: Магнитик – сувенир. Цель: Вылепить с детьми сувенир – магнитик. Задачи: Формировать умение лепить из природной глины различные предметы;...
«Окна в дыму» (фото отчет детского творчества по теме «Безопасность»)
Прошла у нас неделя безопасности. Как результат работы было рисование « С дымом мешается облако пыли. » В работе с детьми мы использовали различные...