Звуки «Л» — «Р» изолированно, в слогах, словах, предложениях, стихотворении.

Ольга Метцлер
Звуки «Л» — «Р» изолированно, в слогах, словах, предложениях, стихотворении.

Звуки «Л» — «Р» изолированно, в слогах, словах, предложениях, стихотворении.

тап коррекционно-развивающей работы: Дифференциация звуков «Л» - «Р» изолированно, в слогах, словах, предложениях, стихотворении.

Тема: Звуки «Л» - «Р» изолированно, в слогах, словах, предложениях, стихотворении.

Коррекционно-образовательная цель: продолжать формировать умение дифференцировать звуки «Л» - «Р» изолированно, на уровне слога, слова, предложения, стихотворного текста на слух и в произнесении; закрепить понятия «первый звук», «последний звук» в слове, «предложение».

Коррекционно-развивающая цель: развивать фонематическое восприятие, слуховую память, музыкальный слух, общую моторику, интонационную выразительность речи, воображение, логическое мышление.

Воспитательная цель: формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Материал: аудиомагнитофон, микрофон, аудиокассета с записями детских песен, символы звуков «Л», «Р»; дорожка с изображением нот (улица «Музыкальная», дорожка с изображением капель дождя (улица «Дождливая», ребристая дорожка (улица «Спортивная», три бумажных дерева (покрыты ламинатом) (на кроне двух изображены вопросительный и восклицательный знаки (улица вопросов и ответов, продукты питания: морковь, мармелад, сыр, масло «Милора», фруттела, пломбир, колбаса, молоко, лук, капуста. Три пакета, с прикреплёнными к ним буквами Л, Р. Два флажка, дуга, мяч, логопедический зонтик. Предметные картинки с изображением скорлупы, эскалатора, крыла, русалки, кораллов, Мурзилки, фломастеров, Карлсона, Дракулы, журнала, генерала.

Ход занятия:

1. Сюрпризный момент.

Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в страну Красивой речи.

Появляется инопланетянин Рол, он разговаривает на ролском языке.

Логопед: Здравствуй, Рол.

Дети здороваются.

Логопед: Ребята, к нам из космоса прилетел Рол. Он хочет попасть в страну Красивой речи и научится говорить на русском языке.

2. Описание артикуляции звуков «Л» и «Р». Характеристика звуков. Изолированное произнесение звуков.

Логопед: Прежде чем отправиться в путь, давайте назовём согласные звуки в слове Рол.

Дети: «Р» и «Л».

Логопед: Ребята, почему звук «Л» согласный?

Дети: Когда мы произносим звук «Л» широкий кончик языка находится за верхними зубами и отталкивается от них. Язык создает преграду для воздуха, поэтому звук «Л» согласный.

Логопед: На что похож звук «Л»?

Дети: На звук летящего самолёта.

Изолированное произнесение звука «Л».

Логопед: Почему звук «Р» согласный?

Дети: Когда мы произносим звук «Р» широкий кончик языка находится за верхними зубами и дрожит. Язык создаёт преграду воздуху, который выходит изо рта, поэтому звук «Р» согласный.

Логопед: На что похож звук Р?

Дети: На звук работающего мотора машины.

Изолированное произнесение звука «Р».

Логопед: Теперь мы можем отправляться в путь.

3. Дифференциация звуков «Л» - «Р» в слогах.

Логопед: Мы на улице «Музыкальная». Ребята, давайте для Рола исполним песни на его родном языке.

Дети пропевают слоги: «ло», «ро»; «ла», «ра»; «лу», «ру»; «лы», «ры» на мотив детских песен: «Песенка Львёнка и Черепахи», «Песенка мамонтёнка», «Песенка кота Леопольда».

Переключение со слога со звуком «Р» на слог со звуком «Л» происходит после смены условных обозначений звуков: изображение самолёта сменяет изображение машины.

Например, ребёнок начинает пропевать слог «ло» на мотив «Песенки мамонтёнка» (логопед в это время поднимает вверх изображение самолёта, но как только логопед поднимет картинку с изображением машины, ребёнок должен быстро переключиться и начать пропевать слог «ро» на тот же самый мотив.

4. Дифференциация звуков «Л» - «Р» в словах. Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Ребята, Рол голоден, отправляемся в магазин за продуктами.

Дидактическая игра «Магазин».

На столе находятся продукты: морковь, мармелад, сыр, масло «Милора», фруттела, пломбир, колбаса, молоко, лук, капуста.

Логопед называет вместе с детьми все продукты.

Продукты, в названии которых есть звук «Л», кладут в пакет с буквой Л. Продукты, в названии которых есть звук «Р», кладут в пакет с буквой Р. Продукты, в названии которых есть звуки «Л» и «Р», кладут в пакет с буквами Л и Р.

Дети раскладывают продукты по пакетам и объясняют свой выбор.

Дети используют полные ответы.

Логопед: Назовите овощи.

Дети: морковь, лук, капуста.

Логопед: Назовите молочные продукты.

Дети: молоко, сыр, масло «Милора», пломбир.

Логопед: назовите мясные продукты: колбаса.

Логопед: Какой пакет мы отдадим Ролу?

Дети: Пакет, в котором лежат продукты, в названии которых есть звуки «Л» и «Р», потому что в имени Рол есть оба звука.

5. Дифференциация звуков «Л» - «Р» в словах. Развитие слуховой памяти.

Координация речи и движений. Развитие общей моторики.

Логопед: Мы отправляемся на улицу «Спортивная».

Дети идут по ребристой дорожке, направляясь к месту, где находится дуга, фитбол и флажки.

Дидактическая игра «Запомни и повтори».

Дети повторяют ряд из 4 слов, одновременно выполняя упражнения на мяче (фитбол-гимнастика, упражнения с флажками или, пролезая под дугой.

Ряды слов:

Лак, лодка, работа, робот – упражнения с флажками

Лунтик, рыба, брошка, лампа – фитбол-гимнастика

Молоко, генерал, зеркало, Клара - дуга.

Журнал, клавиатура, луна, кораллы – фитбол-гимнастика

Карлсон, русалка, Гарфилд, Лара – дуга.

6. Дифференциация звуков «Л» - «Р» в словах – глаголах. Развитие воображения, логического мышления.

Дидактическая игра «Пантомима».

Ребёнок показывает действие, а дети угадывают и называют это действие.

Логопед: Что он (она) делает?

Дети: играет.

Логопед: Что он делал?

Дети: Играл.

Аналогично отрабатываются глаголы:

Стирает – стирал.

Прыгает - прыгал.

Храпит – храпел.

Рычит – рычал.

Красит-красил.

7. Дифференциация звуков «Л» - «Р» в словах. Выделение первого и последнего звука в слове.

Логопед: Мы отправляемся на улицу «Дождливая».

Логопед: Ребята, начинается дождь, Рол промокнет и погибнет. Чтобы закончился дождь, нужно выполнить следующее задание.

Рол стоит под зонтиком, на котором закреплены предметные картинки: скорлупа, эскалатор, крыло, Русалка, кораллы, Мурзилка, фломастеры.

Дидактическая игра «Назови первый и последний звук в слове».

Дети дают полные ответы.

Рол благодарит детей. Все удивляются, что Рол произнёс несколько слов на русском языке.

8. Дифференциация звуков «Л» - «Р» в предложениях. Работа над интонационной выразительностью речи.

Улица «Вопросительная и восклицательная».

На этой улице растут три дерева: вопросительное, восклицательное и дерево с предметными картинками: Карлсон, Дракула, крыло, журнал, генерал, кораллы.

1 вариант. Первый ребёнок «срывает» понравившуюся картинку и придумывает предложение со словом. Второй ребёнок должен запомнить это предложение и произнести его с вопросительной интонацией. Третий ребёнок произносит то же предложение, но уже с восклицательной интонацией.

2 вариант. Логопед предлагает детям готовые предложения, которые произносятся ими с заданной интонацией.

1. Карлсон - лучший друг малыша.

2. Птица повредила крыло.

3. Дракула распугал всех малышей.

4. Клара читает журнал.

5. Генерал командовал солдатами.

6. Кораллы очень красивы.

7. Рома сел в моторную лодку.

8. Владимир достал тетрадь.

9. Рекс прыгнул на забор.

10. Рол научился красиво произносить слова (задание для Рола).

9. Дифференциация звуков «Л» - «Р» в стихотворении. Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Ребята, давайте научим нашего гостя красиво читать стихотворение на русском языке.

Совместное произнесение с Ролом стихотворения.

Рыболов

Рыболов, рыболов,

Расскажи про свой улов,

Карп ушёл и вся плотва мимо лодки проплыла.

Но зато нашёл сверло,

Доллар, Гарфилда, крыло,

Зеркало, журнал «Мурзилка»

И красивую копилку.

Где найти такой улов?

Где? В стране красивых слов.

После произнесения стихотворения дети называют слова, в которых есть два звука «Л» и «Р» (Рол помогает).

10. Подведение итога.

Логопед: Ребята, чему вы научились за время путешествия?

Ответы детей.

Рол благодарит детей за помощь в обучении русскому языку, преподносит детям подарки и прощается с детьми.

Публикации по теме:

Индивидуальный план работы с ребёнком на учебный год Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы на 2010-2011уч. г. Волостных Маша 1. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке,.

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: Дифференциация гласных звуков [и], [ы] и букв Ии и Ыы в слогах Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: «Дифференциация гласных звуков [и], [ы] и букв Ии и Ыы в слогах, словах и предложениях».

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Звуки «Л» — «Р» изолированно, в слогах, словах, предложениях, стихотворении.
Опубликовано: 8 декабря 2012 в 17:13
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...