Получи документы

Звуки «Л» — «Р» изолированно, в слогах, словах, предложениях, стихотворении. (1 фото)

Ольга Метцлер
Звуки «Л» — «Р» изолированно, в слогах, словах, предложениях, стихотворении.

Звуки «Л» — «Р» изолированно, в слогах, словах, предложениях, стихотворении.

тап коррекционно-развивающей работы: Дифференциация звуков «Л» - «Р» изолированно, в слогах, словах, предложениях, стихотворении.

Тема: Звуки «Л» - «Р» изолированно, в слогах, словах, предложениях, стихотворении.

Публикация «Звуки „Л“ — „Р“ изолированно, в слогах, словах, предложениях, стихотворении,» размещена в разделах

Коррекционно-образовательная цель: продолжать формировать умение дифференцировать звуки «Л» - «Р» изолированно, на уровне слога, слова, предложения, стихотворного текста на слух и в произнесении; закрепить понятия «первый звук», «последний звук» в слове, «предложение».

Коррекционно-развивающая цель: развивать фонематическое восприятие, слуховую память, музыкальный слух, общую моторику, интонационную выразительность речи, воображение, логическое мышление.

Воспитательная цель: формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Материал: аудиомагнитофон, микрофон, аудиокассета с записями детских песен, символы звуков «Л», «Р»; дорожка с изображением нот (улица «Музыкальная», дорожка с изображением капель дождя (улица «Дождливая», ребристая дорожка (улица «Спортивная», три бумажных дерева (покрыты ламинатом) (на кроне двух изображены вопросительный и восклицательный знаки (улица вопросов и ответов, продукты питания: морковь, мармелад, сыр, масло «Милора», фруттела, пломбир, колбаса, молоко, лук, капуста. Три пакета, с прикреплёнными к ним буквами Л, Р. Два флажка, дуга, мяч, логопедический зонтик. Предметные картинки с изображением скорлупы, эскалатора, крыла, русалки, кораллов, Мурзилки, фломастеров, Карлсона, Дракулы, журнала, генерала.

Ход занятия:

1. Сюрпризный момент.

Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в страну Красивой речи.

Появляется инопланетянин Рол, он разговаривает на ролском языке.

Логопед: Здравствуй, Рол.

Дети здороваются.

Логопед: Ребята, к нам из космоса прилетел Рол. Он хочет попасть в страну Красивой речи и научится говорить на русском языке.

2. Описание артикуляции звуков «Л» и «Р». Характеристика звуков. Изолированное произнесение звуков.

Логопед: Прежде чем отправиться в путь, давайте назовём согласные звуки в слове Рол.

Дети: «Р» и «Л».

Логопед: Ребята, почему звук «Л» согласный?

Дети: Когда мы произносим звук «Л» широкий кончик языка находится за верхними зубами и отталкивается от них. Язык создает преграду для воздуха, поэтому звук «Л» согласный.

Логопед: На что похож звук «Л»?

Дети: На звук летящего самолёта.

Изолированное произнесение звука «Л».

Логопед: Почему звук «Р» согласный?

Дети: Когда мы произносим звук «Р» широкий кончик языка находится за верхними зубами и дрожит. Язык создаёт преграду воздуху, который выходит изо рта, поэтому звук «Р» согласный.

Логопед: На что похож звук Р?

Дети: На звук работающего мотора машины.

Изолированное произнесение звука «Р».

Логопед: Теперь мы можем отправляться в путь.

3. Дифференциация звуков «Л» - «Р» в слогах.

Логопед: Мы на улице «Музыкальная». Ребята, давайте для Рола исполним песни на его родном языке.

Дети пропевают слоги : «ло», «ро»; «ла», «ра»; «лу», «ру»; «лы», «ры» на мотив детских песен: «Песенка Львёнка и Черепахи», «Песенка мамонтёнка», «Песенка кота Леопольда».

Переключение со слога со звуком «Р» на слог со звуком «Л» происходит после смены условных обозначений звуков : изображение самолёта сменяет изображение машины.

Например, ребёнок начинает пропевать слог «ло» на мотив «Песенки мамонтёнка» (логопед в это время поднимает вверх изображение самолёта, но как только логопед поднимет картинку с изображением машины, ребёнок должен быстро переключиться и начать пропевать слог «ро» на тот же самый мотив.

4. Дифференциация звуков «Л» - «Р» в словах. Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Ребята, Рол голоден, отправляемся в магазин за продуктами.

Дидактическая игра «Магазин».

На столе находятся продукты: морковь, мармелад, сыр, масло «Милора», фруттела, пломбир, колбаса, молоко, лук, капуста.

Логопед называет вместе с детьми все продукты.

Продукты, в названии которых есть звук «Л», кладут в пакет с буквой Л. Продукты, в названии которых есть звук «Р», кладут в пакет с буквой Р. Продукты, в названии которых есть звуки «Л» и «Р», кладут в пакет с буквами Л и Р.

Дети раскладывают продукты по пакетам и объясняют свой выбор.

Дети используют полные ответы.

Логопед: Назовите овощи.

Дети: морковь, лук, капуста.

Логопед: Назовите молочные продукты.

Дети: молоко, сыр, масло «Милора», пломбир.

Логопед: назовите мясные продукты: колбаса.

Логопед: Какой пакет мы отдадим Ролу?

Дети: Пакет, в котором лежат продукты, в названии которых есть звуки «Л» и «Р», потому что в имени Рол есть оба звука.

5. Дифференциация звуков «Л» - «Р» в словах. Развитие слуховой памяти.

Координация речи и движений. Развитие общей моторики.

Логопед: Мы отправляемся на улицу «Спортивная».

Дети идут по ребристой дорожке, направляясь к месту, где находится дуга, фитбол и флажки.

Дидактическая игра «Запомни и повтори».

Дети повторяют ряд из 4 слов, одновременно выполняя упражнения на мяче (фитбол-гимнастика, упражнения с флажками или, пролезая под дугой.

Ряды слов :

Лак, лодка, работа, робот – упражнения с флажками

Лунтик, рыба, брошка, лампа – фитбол-гимнастика

Молоко, генерал, зеркало, Клара - дуга.

Журнал, клавиатура, луна, кораллы – фитбол-гимнастика

Карлсон, русалка, Гарфилд, Лара – дуга.

6. Дифференциация звуков «Л» - «Р» в словах – глаголах. Развитие воображения, логического мышления.

Дидактическая игра «Пантомима».

Ребёнок показывает действие, а дети угадывают и называют это действие.

Логопед: Что он (она) делает?

Дети: играет.

Логопед: Что он делал?

Дети: Играл.

Аналогично отрабатываются глаголы:

Стирает – стирал.

Прыгает - прыгал.

Храпит – храпел.

Рычит – рычал.

Красит-красил.

7. Дифференциация звуков «Л» - «Р» в словах. Выделение первого и последнего звука в слове.

Логопед: Мы отправляемся на улицу «Дождливая».

Логопед: Ребята, начинается дождь, Рол промокнет и погибнет. Чтобы закончился дождь, нужно выполнить следующее задание.

Рол стоит под зонтиком, на котором закреплены предметные картинки : скорлупа, эскалатор, крыло, Русалка, кораллы, Мурзилка, фломастеры.

Дидактическая игра «Назови первый и последний звук в слове».

Дети дают полные ответы.

Рол благодарит детей. Все удивляются, что Рол произнёс несколько слов на русском языке.

8. Дифференциация звуков «Л» - «Р» в предложениях. Работа над интонационной выразительностью речи.

Улица «Вопросительная и восклицательная».

На этой улице растут три дерева: вопросительное, восклицательное и дерево с предметными картинками : Карлсон, Дракула, крыло, журнал, генерал, кораллы.

1 вариант. Первый ребёнок «срывает» понравившуюся картинку и придумывает предложение со словом. Второй ребёнок должен запомнить это предложение и произнести его с вопросительной интонацией. Третий ребёнок произносит то же предложение, но уже с восклицательной интонацией.

2 вариант. Логопед предлагает детям готовые предложения, которые произносятся ими с заданной интонацией.

1. Карлсон - лучший друг малыша.

2. Птица повредила крыло.

3. Дракула распугал всех малышей.

4. Клара читает журнал.

5. Генерал командовал солдатами.

6. Кораллы очень красивы.

7. Рома сел в моторную лодку.

8. Владимир достал тетрадь.

9. Рекс прыгнул на забор.

10. Рол научился красиво произносить слова (задание для Рола).

9. Дифференциация звуков «Л» - «Р» в стихотворении. Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Ребята, давайте научим нашего гостя красиво читать стихотворение на русском языке.

Совместное произнесение с Ролом стихотворения.

Рыболов

Рыболов, рыболов,

Расскажи про свой улов,

Карп ушёл и вся плотва мимо лодки проплыла.

Но зато нашёл сверло,

Доллар, Гарфилда, крыло,

Зеркало, журнал «Мурзилка»

И красивую копилку.

Где найти такой улов?

Где? В стране красивых слов.

После произнесения стихотворения дети называют слова, в которых есть два звука «Л» и «Р» (Рол помогает).

10. Подведение итога.

Логопед: Ребята, чему вы научились за время путешествия?

Ответы детей.

Рол благодарит детей за помощь в обучении русскому языку, преподносит детям подарки и прощается с детьми.

Публикации по теме:

Индивидуальный план работы с ребёнком на учебный год Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы на 2010-2011уч. г. Волостных Маша 1. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке,.

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: Дифференциация гласных звуков [и], [ы] и букв Ии и Ыы в слогах Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: «Дифференциация гласных звуков [и], [ы] и букв Ии и Ыы в слогах, словах и предложениях».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Звуки «Л» — «Р» изолированно, в слогах, словах, предложениях, стихотворении.
Опубликовано: 8 декабря 2012 в 17:13
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД