Получи документы

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [Д] и [Д’]» (14 фото)

Ирина Гурова
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [Д] и [Д’]»

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• Закреплять, уточнять произношение звуков [Д] и [Д’] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Развивать навыки звукового, слогового, синтаксического анализа.

• Продолжать учить составлять простое распространённое предложение с опорой на сюжетную картинку.

Коррекционно-развивающие:

Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе „Звуки [Д] и [Д’]“» размещена в разделах

• Развивать общую, пальчиковую моторику, координацию речи с движениями.

• Развивать зрительное, слуховое, восприятие, внимание, ориентировку на плоскости, графо-моторные умения.

Воспитательные:

• Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать логопеда и ответы друг друга.

Материал:

Игрушки – большой и маленький слоны – Дамбо и Димбо, цветная коробка – «сказочный лифт», профили артикуляции дифференцируемых звуков, символы звуков [д] и [д’], индивидуальные зеркала, карточки с заданием; простые карандаши по количеству детей, предметы синего и зелёного цвета на подносе; предметные картинки, имеющие в названии изучаемые звуки, материал к играм «Звуковая мозаика», «Весёлые человечки», сюжетная картина, материал «Схема предложения», карточки с буквами, цифры, кассы букв.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Развитие пальчиковой моторики, постановка цели занятия.

1). Игра «Пальчики уснули».

Пальчики уснули, в кулачок свернулись.

(пальцы обеих рук сжимаются в кулачки)

Один! Два! Три! Четыре! Пять!

(пальцы на правой руке последовательно разжимаются, начиная с большого)

Захотели поиграть!

(пальцы правой руки шевелятся)

Разбудили дом соседей,

(кулачок правой руки стучит по левому)

Там проснулись Шесть и Семь! Восемь! Девять! Десять!

(пальцы на левой руке последовательно разжимаются, начиная с большого)

Веселятся все!

(пальцы обеих рук шевелятся)

Но пора обратно всем. Десять, Девять, Восемь, Семь.

Шесть калачиком свернулся…

(пальцы левой руки последовательно сжимаются в кулачок, начиная с мизинца)

Пять зевнул и отвернулся. Четыре, Три, Два, Один –

(пальцы правой руки последовательно сжимаются в кулачок, начиная с мизинца)

Снова в домиках мы спим!

(оба кулачка поднимаются вверх)

2) Логопед: «Ребята, вспомните, кто был у нас в гостях в прошлый раз?» Дети вспоминают, что это слон Дамбо из сказочной страны звуков.

Логопед: «Сегодня Дамбо снова прилетел к нам в гости, но не один, а со своим другом – слонёнком. Его зовут Димбо (игровые персонажи располагаются перед детьми на стуле). Какой первый звук в имени нашего нового гостя – Димбо? (ответы детей). Ребята, кто догадался, какие звуки мы сегодня будем слушать и правильно произносить? (ответы детей). А как вы думаете, почему Дамбо и Димбо прилетели к нам вдвоём? Правильно, они хотят научится различать эти, очень похожие звуки». (постановка цели занятия)

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [Д] и [Д’]»

II. Произношение звука в слогах.

Логопед: «Наши новые друзья хотят с вами поздороваться. Поздоровайтесь и вы с ними (логопед подходит к каждому ребёнку с двумя игрушками и от их имени произносит сочетания слогов с твёрдым и мягким звуком).

да-да-дя

ды-ды-ди

до-до-дё-дё

ду-дю-ду-дю и т. д.

Количество слогов и их сочетания подбираются в соответствии с возможностями детей

III. Характеристика сопоставление звуков [Д] и [Д’] по артикуляционно-акустическим признакам.

Используется профиль артикуляции и схема-алгоритм характеристики звуков.

Логопед: «Кто расскажет друзьям всё, что мы узнали о звуке [Д]? Как мы его произносим?»

Дети дают описание произношения и характеристику звука [Д], обращаясь к персонажам. На доске перед детьми помещается символ звука (картинка с изображением барабана, схема-профиль артикуляции, изображение синего домика с колокольчиком.

После этого логопед предлагает детям найти букву на столе и поместить на доску.

Логопед: «Ребята, а теперь давайте поможем друзьям узнать всё и о любимом звуке Димбо - [Д’]. Послушайте этот звук. Что он вам напоминает?» (ответы детей). Логопед помещает на доске символ звука – картинку с изображением маленького барабана, и просит детей воспроизвести звук.

Логопед предлагает детям понаблюдать за артикуляцией звука, используя зеркала: «Посмотрите в зеркала, произнесите [д’]. Понаблюдайте: как (чем) мы произносим этот звук?» (дети высказывают мнения). Логопед обращает внимание на то, что губы при произношении звука «улыбаются», кончик языка находится за нижними зубами, передняя часть языка прикасается к нёбу. «Гласный или согласный звук [д’]? Почему? Твёрдый он или мягкий? С голосом или без голоса мы его произносим?» Логопед просит детей закрыть уши ладошками и послушать звук (звучит тихо, положить тыльную сторону ладошки на горлышко, и почувствовать, что горлышко «дрожит», значит, голосовые связки работают. Дети самостоятельно дают характеристику звука. Символы звука (кружок зелёного цвета, зелёный домик с колокольчиком) располагаются на доске. «Итак, звук [д’] – согласный, глухой, мягкий. А обозначается он знакомой вам буквой «Д».

Логопед напоминает стихотворение о букве «Д»:

Этот домик – буква «Д»

В домике окошко.

Из трубы идёт дымок,

а в окошке – кошка.

«Чем отличаются звуки [Д] и [Д’]? Чем они похожи?» (дети отвечают на вопросы).

Фото «Звуки [Д] и [Д’]»

IV. Дифференциация звуков на слух в звуковом ряду.

Перед проведением следующей игры логопед предлагает детям выбрать и взять любой синий, затем зелёный предмет с подноса.

Логопед: «А сейчас давайте научим Дамбо и Димбо внимательно слушать и различать звуки [д] и [д’]. Когда услышите твёрдый звук, покажите синий предмет нашим гостям. Когда услышите мягкий звук – зелёный».

Детям предлагается на слух звуковой ряд: н, г, д, р, б, к, д’, т, п, д, д, к, д’, м, н, д, в, д’, д’. Дети поднимают синие и зелёные предметы в соответствии с услышанными звуками.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе - фото

V. Дифференциация звуков в словах. Игра «Звуковая мозаика» (3х3).

Логопед: «Давайте теперь научим Дамбо и Димбо внимательно слушать слова со звуками [д] и [д’], различать эти звуки в словах. Когда услышите слово со звуком [д], положите в клеточку синий квадратик, а когда [д’] – зелёный. Не забудьте, что выкладывать квадратики нужно по порядку: слева направо и сверху вниз». Детям предъявляется список из 9 слов-существительных.

дом, вода, деньги,

диван, одежда, девочка,

дело, одуванчик, дерево.

Логопед показывает узор, который должен был получиться у всех детей. Дети сравнивают свои узоры с оригиналом. Затем проводится обсуждение:

- Ребята, что напоминает узор, который у вас получился? На что он похож? Дети предлагают свои варианты ответов.

- Какие слова со звуком [д] вы запомнили? А со звуком [д’]?

Фото №1 Конспекты занятий НОД Развивать навыки звукового слогового синтаксического анализа

VI. Формирование фонематических представлений. Игра «Картинки для Дамбо и Димбо».

Логопед: «Ребята, я предлагаю сделать подарки нашим гостям. Дамбо нужны картинки, в названии которых находится звук [д], а Димбо – [д’] Помогите подобрать эти картинки». Дети подбирают картинки, называют и раскладывают их на 2 группы.

Фото №2 Продолжать учить составлять простое распространённое предложение с опорой на сюжетную картинку

Логопед: «А вот задание от наших гостей. Нужно догадаться какие предметы нужны Димбо, а какие – Дамбо и провести линии карандашом». Дети самостоятельно выполняют задание, после чего проводится обсуждение: у кого что?

Фото №3 Коррекционно развивающие Публикация Конспект логопедического занятия по развитию фонетико фонематической стороны речи в старшей группе Звуки Д и Д размещена в разделах Буквы Д Т и звуки Д Т Фото №4 Конспекты занятий Конспекты занятий

VII. Развитие общей моторики, координации речи с движениями. Произношение звуков [д] и [д’], в стихотворении. Игра «Сонный слон» (по мотивам стихотворения И. Токмаковой)

Логопед предлагает детям подобрать движения к словам стихотворения. Игра проводится 2-3 раза. Примерные движения:

Динь-дон. Динь-дон.

(дети переступают с одной ноги на другую, покачиваясь право-влево)

В переулке ходит слон.

(ходьба на месте)

Старый, серый, сонный слон.

(приседания в ритме стихотворения)

Динь-дон. Динь-дон.

(дети переступают с одной ноги на другую)

VIII. Развитие навыков слогового анализа. Игра «Весёлые человечки»

Логопед: «Ребята, а теперь я предлагаю научить наших гостей играть в игру «Весёлые человечки». С помощью этих человечков можно изображать слова. Давайте попробуем! Но какое же слово нужно изобразить? Сейчас узнаем – Дамбо хочет загадать нам загадку:

Медовая и сладкая, как мяч лежит на грядке.

На ломтики разрезается, как будто улыбается!» (Дыня)

Проводится слоговой анализ слова «ды-ня». Дети произносят слово и одновременно выполняют движения по предложенной схеме.

Фото №5 Все конспекты Логопедические занятия Развитие речи

Логопед: «А теперь слушайте загадку Димбо:

В шубе летом, а зимой раздето (Дерево). Проводится аналогичная работа со словом «де-ре-во».

Фото №6 Развивать зрительное слуховое восприятие внимание ориентировку на плоскости графо моторные умения

IX. Развитие грамматического строя речи. Синтаксический анализ.

Логопед предлагает детям составить предложения по сюжетной картине. После ответов детей проводится анализ одного предложения (оно очень понравилось гостям): «Дуб стоит около дома».

Фото №7 Воспитательные Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе внимательно слушать

Дети составляют схему предложения. Обсуждаются вопросы: Какое первое слово в этом предложении? Какое второе…третье слово? Есть ли ещё слова? Сколько слов в этом предложении?

Фото №8 Логопедические занятия логопеда и ответы друг друга Фото №9 Организационный момент

X. Составление слова из предложенных букв. Чтение слова. Игра «Слово рассыпалось».

Логопед выкладывает на доске 5 букв – Д, В, И, Н, А: «Ребята, наши друзья хотят составить слово из букв, но у них пока ничего не получается – буквы рассыпаны. Давайте поможем им составить слово. Рядом с каждой буквой я поставлю цифру, которая поможет определить её место».

Фото №10 Развитие пальчиковой моторики постановка цели занятия

Дети выкладывают слово «диван» из букв разрезной азбуки, читают его. Один ребёнок выполняет задание на доске.

Фото №11 Игра Пальчики уснули

XI. Подведение итогов занятия.

Логопед: «Дамбо и Димбо пора домой. Вам понравилось с ними играть? А чему мы сегодня научились вместе с нашими новыми друзьями?» Дети отвечают на вопросы. Логопед даёт оценку деятельности воспитанников, отмечая их успехи. Дети прощаются с героями.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [м] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]» Тема: «Звуки [У]-[А]. Совушка и клоун Алик в гостях у детей». Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звук [К’]. Утёнок Кеша»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звук [К’]. Утёнок Кеша» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [к’] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект НОД по развитию речи «Гласные звуки» в старшей группе Цель: закрепление звуков [О], [У], [Э], [А], [И], [Ы]. Задачи: 1. Формировать навыки звукового анализа; 2. Формировать понятия "звук", "гласный.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Звуки и буквы» Цель: познакомить детей с понятиями "звук" и "буква". Материал. Рисунок с изображением зайчонка, ёжика, совы и скотного двора. Ход занятия.

Конспект НОД по развитию речи «Звуки и слова» в старшей группе Цель: учить выделять звуки в слове. Задачи: 1. Познакомить детей с протяжённостью и линейностью слов; 2. Познакомить с понятием «звук», согласный.

Конспект НОД по развитию речи «Звуки [И] — [Ы]» в старшей группе Цель: закрепление звуков [И] – [Ы]. Задачи: 1. Формировать навыки звукового анализа; 2. Формировать понятия "звук", "гласный звук", "буква".

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [Д] и [Д’]»
Опубликовано: 22 апреля 2022 в 22:33
+451Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [Д] и [Д’]»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Гурова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 83.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД