Папки-передвижки

Конспект логопедического занятия «Звук [Ч]»

Жернакова Надежда Леонидовна
Конспект логопедического занятия «Звук [Ч]»

Конспект логопедического занятия.

Тема: «Звук ч»

Цель: автоматизировать звук Ч в прямых, обратных слогах, словах, предложениях, тексте на лексическом материале по теме: «Посуда, продукты питания».

Задачи:

Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звука [Ч], его акустических особенностях. Закрепление правильного произношения фонемы [Ч] в изолированном виде, в слогах, в словах, предложениях. Закрепление словаря по теме: «Посуда, продукты питания».

Публикация «Конспект логопедического занятия „Звук [Ч]“» размещена в разделах

Коррекционные: развитие и укрепление речевой моторики. Закрепление условно-рефлекторных связей на артикуляционный уклад звука [Ч], Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы, развитие навыка звуко-слогового анализа, навыка словообразования. Развитие устойчивости внимания, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, формирование навыков самоконтроля.

Воспитательные: воспитывать доброту, отзывчивость, усидчивость, трудолюбие, целеустремлённость.

Оборудование: зеркало, слоговые дорожки, карточки с буквами, предметные картинки, проволока, слоговые дорожки и таблицы, артикуляционная игрушка-лягушка, кузнечик, артикуляционный профиль, различные схемы, зашумлённая буква Ч, мешочки с крупами, контейнер с огурцом и яблоком, игровой комплект для детей «Магазин» и «Кухня»

Ход занятия.

1 Организационный момент Цель: Создание положительно эмоционального настроя. Включить детей в работу с первых минут занятия.

- Здравствуйте, дети.

Поднимите правую руку вверх (на правой руке прищепка, а левую опустите вниз. Правую руку в сторону, а левую вперёд.

2. Объявление темы занятия.

Если вы отгадаете загадку, то узнаете тему занятия

На лугу живет скрипач.

Весь зелёный, ходит вскачь. (кузнечик)

Как стрекочет кузнечик? Ч-Ч-Ч.

Сегодня мы будем изучать звук Ч и букву Ч. (Учащиеся отгадывают загадку, определяют тему урока «Звук Ч»)

3. Артикуляционная гимнастика

Цель: развитие и совершенствование артикуляционной моторики; формирование правил ротового выдоха.

Кузнечик проснулся, открыл окошечко и вышел на крылечко, а там пришла лягушка - прожорливое брюшко. Давайте, правильно выполним упражнения для язычка, чтобы лягушка не съела кузнеца.

«Улыбка», «Блинчик», «Парус». «Чашечка», «Качели», «Часики»

(Дети выполняют артикуляционную зарядку с артикуляционной куклой «Лягушка» и элементами биоэнергопластики)

4. Произношение изолированного звука. Цель: Закрепление изолированного звука в звукоподражании, развитие и совершенствование артикуляционной моторики

Как стрекочет кузнечик Ч-Ч-Ч. Кузнечик рад, что вы спасли его и запел свою песенку. Давайте и мы споём вместе с кузнечиком. Я буду начинать слово, а вы с кузнечиком "стрекочите громче", чтобы его закончить:

клю. ме. но. кли. кирпи. печь… гра… (Дети договаривают последний звук. (хоровое, групповое, цепочкой, индивидуальное).

5. Анализ артикуляции по плану. Цель: Развивать умение анализировать последовательность необходимых операций.

Артикуляция, характеристика звука [Ч] по плану – схеме.

Губы – округлены.

Зубы – сближены.

Язык – вверху за верхними зубами, при выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба.

Ощутим, голосовые связки работают или нет? Не работают, разомкнуты.

Воздушная струя – теплая, воздух выходит толчком. (Дети анализируют артикуляцию звука Ч по плану с использованием профиля артикуляции, схемы на руке, артикуляционной куклы-лягушки)

6. Характеристика звука. Цель: Развивать умение анализировать последовательность необходимых операций.

Звук Ч согласный, потому что есть преграда.

Звук Ч глухой, потому что голосовые связки не вибрируют (тактильный контроль)

Звук Ч мягкий, поэтому обозначим его какого цвета прищепкой?

Звук Ч - согласный, глухой, всегда мягкий. Дети по опорной схеме дают характеристику звука Ч

Обозначаем Ч зелёной прищепкой.

7. Связь звука с буквой. Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия.

Какой буквой на письме обозначаем звук Ч?

Зелёной прищепкой показать правильно написанную букву Ч

Дети прикрепляют зелёные прищепки на правильно написанную букву Ч

8. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов. Цель: Совершенствование слогового синтеза. Развитие интонационной выразительности речи, орфографической зоркости.

Однажды буква Ч с гласными отдыхала на речке. Они пели песни ча, чу, че, чи (грустно, радостно). А потом буква Ч решила искупаться. Вдруг подул сильный ветер, поднялись волны, и буква Ч стала тонуть. Она закричали: «Помогите! Помогите!» На берегу лежали буква Я и буква Ю. Важная буква Я и Ю только подняли голову, посмотрели и продолжали лежать. А Буква А и У вскочили, бросились на помощь. Протянула буква Ч одну руку букве А, а другую — букве У и вытащили её на берег. С тех пор буква Ч дружит с буквами А и У.

ЗАПОМНИ: Ча! Чу!

Как надо себя вести на реке, озере? ТБ на водоёме. (Обучающиеся проговаривают слоговые цепочки с разной интонацией. С помощью прищепок выкладывают схему слогов)

9. Закрепление звука Ч в словах по лексической теме «Посуда, продукты питания». Звуко-слоговой анализ слов.

- Буква Ч предлагает выполнить задание.

- Как одним словом назовём то, что находится на полках? - посуда

- Перечислите, какая посуда стоит на верхней полке. Дети: Чайная посуда.

- Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Ее называют чайная посуда. Повторите это название.

- Назовите посуду, которая стоит на нижней полке. - Кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг, фартук.

- Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Ее называют кухонная посуда. Повторите и это название. Какой предмет лишний? - Лишнее слово - фартук, потому что это одежда.

Подбор звуковых схем к картинкам. Какая посуда спряталась в данной схеме?

(Дети с помощью звуковых схем-прищепок узнают, какая посуда спряталась в данной схеме.)

Работа с бланками (на трафаретах посуды (чашка, чайник) вставить гласные А, У в слова.

10. Физкультминутка. Цель: снятие эмоционального и физического напряжения. Развитие координации движений рук и ног.

Это чайник - вот! (Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе)

У меня большой живот. (Животик надут)

Я чай кипячу: (Топают обеими ногами)

Чай я с вами пить хочу. (Делают призывные движения правой рукой)

11. Игра «Что изменилось? Цель: Произношение звука Ч в словах по лексической теме «Посуда, продукты питания». Развитие навыка словообразования. Развитие устойчивости внимания. Развитие звукобуквенного анализа, развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, умения составлять предложения, формирование навыков самоконтроля, социализации.

- Посмотрите еще раз на верхнюю полку и запомните, что стоит на ней, а потом закройте глаза.

Логопед убирает чайник.

- Чего не стало?

- Правильно. Я поставлю чайник на место. Еще раз закройте глаза.

Логопед заменяет красные чашки на синие.

Что теперь изменилось?

Упражнение повторяется еще 3-4 раза. Логопед меняет местами, убирает и добавляет посуду.

Логопед: -Посуда у нас есть, а что ещё нужно для приготовления еды?

- Где можно приобрести продукты?

- Сейчас вы пойдёте в магазин и

Катя купит гречку.

Женя - яйца.

Оля – яблоко.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

«Отгадай продукт на ощупь»: крупа риса, гороха, гречки – в разных мешочках. Яблоко, шарики разного размера, яйцо – одном мешке.

Сюжетно-ролевая игра «Поварята»

Как называют человека, который готовит еду?

Сейчас вы будете поварами (поварятами).

Вам нужно приготовить кашу, яичницу, компот из купленных продуктов.

Кто, что приготовил? – Каша из гречки – гречневая каша, компот из яблок – яблочный компот, из яиц – яичница, салат из огурца – огуречный салат

12. Итог занятия. Цель: развитие кратковременной памяти.

Сегодня мы учились правильно произносить какой звук?

Давайте вспомним, когда произносишь звук [Ч], что делает язычок? Губы? Зубы? Воздушная струя? Голосовые складки? О каких предметах говорили? – (Сегодня мы учились правильно произносить звук Ч. Объясняют правильную артикуляцию звука Ч)

13. Оценка работы детей на занятии. Цель: Формировать адекватную самооценку.

Рефлексия. Нам пора прощаться. Вы сегодня очень хорошо работали! У вас отлично получается звук Ч в слогах, словах, в предложениях. Молодцы!

Кому было легко (трудно) на занятии? (Оценивают свою работу на уроке с помощью смайликов)

Публикации по теме:

«Транспорт». Звук [ф]». Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи для детей с ОВЗ Тема: «Транспорт». Звук «Ф». Задачи: Коррекционно-развивающие: - развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, словесно-логическое.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Звук [К]. Буква К» Фронтальное логопедическое занятие. (Старшая группа) Тема: «Звук [К] Буква К» Цель: Закрепление знаний о звуке К -, знакомство с буквой.

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия: «Звук [Л]» Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия. Вид занятия: тренировочное. Автор: Разина И. В. Дата проведения: 07.12.16.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Звук [Ш]. Подготовительный этап. Сказка «Волк и семеро козлят» Планирование индивидуального логопедического занятия. Тема недели: «Домашние животные» Тема занятия: Звук [ш]. Подготовительный этап..

Конспект логопедического занятия «Предложение. Слово. Звук. Буква» Тема: Предложение. Слово. Звук. Буква. Задачи: Учить детей дифференцировать понятия: «предложение», «слово», «звук», «буква». Учить схематично.

Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения «Звук и буква С» (подготовительная группа) Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения по теме; «Звук и буква С» учителя-логопеда Черненко Т. В. Цели: 1. Формирование.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: звук [Щ], буква Щ Образовательные задачи: 1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах. 2. Упражнять детей в умении выделять.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [ц]. • Продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР «Звук [Б]. Буква Б» Занятие 3 Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Одежда, обувь, головные уборы». Совершенствование.

Конспект логопедического занятия «Звук [ш]» Конспект логопедического занятия "Звук Ш"[/b] Цель: научить правильно произносить звук Ш. Коррекционно-развивающие задачи: * учить ребёнка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Звук [Ч]»
Опубликовано: 19 апреля 2017 в 08:52
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД