Лучший педагог года

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР «Лексическая тема «Одежда». Звуки [Г], [Г’]»

Елена Заблоцкая
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР «Лексическая тема «Одежда». Звуки [Г], [Г’]»

Тема : «Одежда». Звуки [г], [г’]»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о видах одежды, пополнить экспрессивный словарь словами-антонимами, познакомить со звуками [г], [г’], продолжить формировать понятие о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных звуков, развивать фонематическое восприятие.

Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР „Лексическая тема „Одежда“, Звуки [Г], [Г’]“» размещена в разделах

Образовательные задачи: Активизация и актуализация словаря по теме «Одежда». Совершенствование грамматического строя речи (согласование местоимений мой, моя, мои с существительными в роде и числе). Совершенствование навыка звукового анализа слов (определение места звука в слове).

Развивающие задачи: Развитие силы и длительности выдоха, диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Воспитательные задачи: Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Активизация словаря: куртка, майка, брюки, платье, кофта, пальто, колготки, носки (с опорой на картинки); слова-антонимы: новая – старая, короткая – длинная, много – мало, широкие – узкие, темные – светлые, чистая – грязная.

Оборудование для детей : дыхательные тренажеры «Снежинка»; предметные картинки по количеству детей : куртка, майка, брюки, платье, кофта, пальто, колготки, носки; «семафоры» синего и зеленого цвета;

Реквизит: мягкая игрушка «Гномик», сундучок для вкладывания «семафоров» и предметных картинок.

Демонстрационный материал: картинки-символы звуков [Г], [Г’]; кружочки синего и зеленого цвета - символы звуков; картинка-схема «звуковая птичка» для определения места звука в словах; предметные картинки: гамак, радуга, вагон, горох, ноги, гиря, бегемот, сапоги;

Используемые технологии: здоровье сберегающие, игровые, проблемное обучение.

Ход занятия

Вводная часть. (3 мин)

(Стоя в кругу, взявшись за руки, речевая разминка с движениями)

Мы сейчас пойдем направо, раз-два-три,

А потом пойдем налево, раз-два-три.

В центре круга соберемся, раз-два-три.

А потом назад вернемся, раз-два-три.

Улыбнемся, подмигнем

И играть сейчас начнем!

(Дети закрывают глаза и передают «искорку хорошего настроения» по кругу с помощью пожатия руки в одну сторону, затем в другую).

- Теперь у всех хорошее настроение? Тогда продолжаем!

Основная часть (20 мин)

1. Дыхательное упражнение «Снежинка»

Логопед. Какое сейчас время года?

Дети. Сейчас время года зима!

Логопед. Правильно, зима! Зимой часто идет, … что?

Дети. Снег!

Логопед. Вот и к нам прилетели белые, пушистые снежинки! Посмотрите, какие они красивые!

Дети берут со стола дыхательные тренажеры «Снежинка» и возвращаются в круг.

Логопед. Давайте их отпустим, пусть дальше летят. Держите снежинку напротив рта. Подуем на снежинки по моей команде! Подул легкий ветерок: вдох носом и выдох через губы «дудочкой», щеки не надувайте! Подул ветер: вдох носом и выдох! Подул ветрище: вдох носом и сильный выдох!

Дети складывают на стол дыхательные тренажеры и возвращаются в круг, присаживаются на ковер.

2. Дидактическая игра «Жадина»

Логопед. Посмотрите, снежинки улетели, но оставили «снежный сугроб» из картинок. Разберем сугроб: поиграем в игру «Жадина». Я начинаю: это мои носки.

Дети по очереди по одной берут предметные картинки из «снежного сугроба» и кладут перед собой после ответа.

1 ребенок. Это моя куртка.

2 ребенок. Это моё платье.

3 ребенок. Это мои брюки. и т. д.

Логопед. Молодцы! Посмотрите на картинки! Как можно одним словом назвать все эти предметы?

Дети. Одежда.

Логопед. Все верно – это одежда. А какая бывает одежда, сейчас и узнаем. Предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот»

3. Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Логопед задает вопросы детям по их индивидуальным картинкам.

Логопед. Я начинаю: чистые носки, а наоборот? Грязные носки.

Логопед. Тима, новая куртка, а наоборот?

Ребенок. Старая куртка.

Логопед. Молодец! Таня, короткое платье, а наоборот?

Ребенок. Длинное платье.

Логопед. Молодец!

Игра продолжается со всеми детьми: светлые колготки – темные колготки, узкие брюки – широкие брюки, длинное пальто – короткое пальто, новая майка – короткая майка, много пуговиц на кофте – мало пуговиц на кофте.

Логопед. Отлично справились!

Дети встают с ковра с картинками в руках.

Логопед. А теперь, сядет за стол тот, кто правильно назовет первый звук в названии одежды, нарисованной на картинке.

1 Ребенок. Куртка. Первый звук [к].

Логопед. Правильно! Присаживайся за стол.

2 Ребенок. Пальто. Первый звук [п]. и т. д.

4. Знакомство со звуками [г], [г’]

Логопед. Посмотрите, к нам сегодня снова пришел «Ученый Гном». Он приготовил для вас новую историю и интересные задания.

Однажды летом Гном отправился на речку, чтобы искупаться, уж очень было жарко. Только Гном подошел к реке, и вдруг, в камышах услышал: [Г-г-г].

- Кто же это там прячется и издает такой звук? – подумал он.

И вдруг опять: [Г-г-г].

Вы догадались, кто это гогочет в камышах?

Дети. Гуси!

Логопед (вывешивает на доску картинку-символ звука). Да, это гуси гогочут и издают такой звук : [Г-г-г]. Давайте как гуси тоже погогочем.

Логопед объясняет и показывает правильную артикуляцию звука.

Логопед. Губы в улыбке, рот приоткрыт, зубы сближены, но не сомкнуты, язычок прячется далеко в «домик» и соприкасается с горлышком.

Дети (сначала все вместе, затем по одному) : Г-г-г!

Логопед. Давайте проверим, можно звук петь! Возьмем наш невидимый клубочек и начнем разматывать, тянем за ниточку.

Дети. Г-г-г. Обрывается ниточка. Звук нельзя пропеть!

Логопед. Все верно, встречается преграда на пути звука : язычок соприкасается с горлышком! Как называются такие звуки?

Дети. Согласные звуки!

Логопед. Правильно! Согласные звуки бывают звонкие или глухие! Проверяем наш звук [Г]. Закрываем ушки ладошками и произносим: Г-г-г! Слышно как звенит?

Дети. Да, звенит!

Логопед. Прикладываем ладошку к горлышку. Почувствовали как работает голосок?

Дети. Да, работает голосок!

Логопед. Значит звук [Г] звонкий или глухой?

Дети. Звонкий звук!

Логопед. Верно, и произносим мы звук [Г] твердо, сердито. Итак, что мы узнали про звук [Г], давайте все назовем.

Дети. Звук [Г] – согласный, звонкий, твердый.

Логопед. Молодцы! Поэтому каким кружочком-символом обозначим звук [Г]?

Дети. Синим кружочком с колокольчиком!

Логопед. Правильно!

Логопед. Только гном хотел идти дальше, вдруг снова из камышей услышал: Г’-г’-г’. А это кто гогочет? – подумал Гном.

Логопед. А вы догадались?

Дети. Гусята!

Логопед. Правильно, из камышей выплыли гусята, вслед за гусями, и гоготали: Г’-г’-г’.

Логопед (вывешивает на доску картинку-символ звука).

Логопед. Давайте как гусята тоже погогочем.

Логопед объясняет и показывает правильную артикуляцию звука.

Логопед. Губы в улыбке, рот приоткрыт, зубы сближены, но не сомкнуты, кончик язычка опускается за нижние зубки, образует «горочку» и соприкасается с горлышком.

Дети (сначала все вместе, затем по одному) : Г’-г’-г’!

Логопед. Давайте проверим, можно звук петь! Возьмем наш невидимый клубочек и начнем разматывать, тянем за ниточку.

Дети. Г’-г’-г’. Обрывается ниточка. Звук нельзя пропеть!

Логопед. Все верно, встречается преграда на пути звука : язычок соприкасается с горлышком! Как называются такие звуки?

Дети. Согласные звуки!

Логопед. Правильно! Согласные звуки бывают звонкие или глухие! Проверяем наш звук [Г’]. Закрываем ушки ладошками и произносим: Г’-г’-г’! Слышно как звенит?

Дети. Да, звенит!

Логопед. Прикладываем ладошку к горлышку. Почувствовали как работает голосок?

Дети. Да, работает голосок!

Логопед. Значит звук [Г’] звонкий или глухой?

Дети. Звонкий звук!

Логопед. Верно, и произносим мы звук [Г’] мягко, ласково Итак, что мы узнали про звук [Г’], давайте все назовем.

Дети. Звук [Г’] – согласный, звонкий, мягкий.

Логопед. Молодцы! Поэтому каким кружочком-символом обозначим звук [Г’]?

Дети. Зеленым кружочком с колокольчиком!

Логопед. Правильно!

Логопед. Проверим: как гогочут гуси?

Дети. Г- г – г!

Логопед : Как гогочут гусята?

Дети. Г’ - г’ - г’!

5. Дидактическая игра «Семафоры»

Логопед. Гном предлагает поиграть с вами в игру «Семафоры» и проверить, какие внимательные ваши ушки.

Логопед раздает каждому ребенку семафоры синего и зеленого цвета.

Логопед. Я буду называть разные звуки, слоги, слова. Вы, когда услышите твердый звук [Г], будете поднимать синий семафор, а услышите мягкий звук [Г’], будете поднимать зеленый семафор.

Логопед. Г – Г - Г’ – гя – га – гу – ге – ага – Гена – Галя – Гоша – гуси – гиря – ноги – радуга – сапоги – бумага.

Логопед. Вы отлично справились, Гномик очень доволен!

6. Фонетическое упражнение

Логопед. Предлагаю поиграть и «спеть песенку» гусей и гусят для нашего Гнома, давайте его порадуем.

Логопед. Я буду «петь песенку» гусей, а вы будете отвечать «песенкой» гусят.

Логопед. Га-га-га.

Дети. Гя-гя-гя.

Логопед. Гу-гу-гу.

Дети. Гю-гю-гю.

Логопед. Го-го-го.

Дети. Гё-гё-гё.

Логопед. Гы-гы-гы.

Дети. Ги-ги-ги.

Логопед. Гэ-гэ-гэ.

Дети. Ге-ге-ге.

Логопед. Молодцы! А теперь наоборот: я «пою песенку» гусят, а вы отвечаете «песенкой» гусей.

Повторяют фонетическое упражнение, поменявшись «ролями».

7. Динамическая пауза (координация речи с движением)

Логопед. Пока мы «пели песенки» гусей и гусят, Гном придумал рифмовочку, и предлагает отдохнуть и поиграть. Встаем за стульчиками, смотрим и повторяем за мной.

ГА – ГЯ – ГА, зеленые луга.

ГУ – ГЮ – ГУ, гуси на лугу.

ГУ – ГЮ – ГУ, щиплют травку на лугу. три хлопка, распрямить пальцы и скрестить ладони перед собой – трава на лугу.

три хлопка, руки согнуть в локтях и вверх, пальцы вперед в «щепоть», шеи и клювы гусей.

три хлопка, щиплют пальцами «травку».

Рифмовку сначала повторяют все дети вместе с педагогом, затем только девочки, потом только мальчики.

Логопед. Как у вас дружно получается! Гномику очень радостно, и он предлагает подарить гусям и гусятам картинки-подарки, которые он принес в сундучке.

8. Дидактическая игра с предметными картинками

Логопед. Для гусей будем дарить картинки, в названии которых «спрятался» твердый звук [Г]. Гусятам будем дарить картинки, в названии которых «спрятался» мягкий звук [Г’].

Дети по одному выходят, выбирают предметную картинку (гамак, радуга, вагон, горох, ноги, гиря, бегемот, сапоги) и размещают на доске под картинкой-символом звуков, в соответствии с определяемым звуком. Одновременно определяют место звука в слове : в начале, в середине, в конце с помощью «звуковой птички».

9. Заключительная часть (3 мин)

Логопед. Молодцы! Все картинки-подарки подарили! Давайте проверим, никто не ошибся! Назовем все картинки, которые вы подарили гусям.

Дети с педагогом называют все картинки со звуком [Г], четко проговаривая и выделяя голосом твердый звук.

Логопед. А теперь назовем все картинки, которые вы подарили гусятам.

Дети с педагогом называют все картинки со звуком [Г’], четко проговаривая и выделяя голосом мягкий звук.

10. Окончание занятия.

Логопед. Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями, которые вам приготовил наш знакомый Гном. Я вами горжусь!

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки [Э]-[И]’. Дифференциация» в средней группе Цель — учить правильно произносить звуки ‘Э’, ’И’, дифференцировать их на слух и в речи Коррекционно-образовательные задачи: 1. Закрепить.

Конспект фронтального логопедического занятия. Звуки [ч], [ш, ]. Буквы Ч, Щ Тип занятия:занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: дифференцировать звуки [ч], [ш,].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:.

Конспект логопедического занятия для детей 5–6 лет «Звуки [М], [М’]. Буква «М» Конспект логопедического занятия для детей 5-6 лет на тему: «Звуки [М], [М']. Буква «М» Коррекционно-развивающие задачи: 1. Учить детей.

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы»Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы» Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы» «В гостях у.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]» Тема: «Звуки [У]-[А]. Совушка и клоун Алик в гостях у детей». Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР «Лексическая тема «Одежда». Звуки [Г], [Г’]»
Опубликовано: 18 февраля 2024 в 17:58
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД