МААМ-картинки

Конспект логопедического занятия в старшей группе с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на тему: «Овощи».

Гульназ
Конспект логопедического занятия в старшей группе с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на тему: «Овощи».

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя языка и развитию связной речи в старшей группе с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на тему : "Овощи"

Цель:формирование лексико-грамматического строя речи и развитие связной речи.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- познакомить детей с тем, как растут овощи;

- учить детей составлять описательный рассказ по картинно-графическому плану;

Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на тему: „Овощи“,» размещена в разделах

- закрепить в речи детей уменьшительно- ласкательные формы существительных;

- продолжать учить детей делить слова на слоги;

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать мышление;

- развивать внимание и память;

- развивать кинестетическую чувствительность пальцев рук;

3. Воспитательные:

- воспитание умения работать в коллективе и индивидуально;

- воспитание умения слушать педагога;

- воспитание умения действовать по инструкции педагога.

Оборудование:

- картинки овощей (лук, картофель, чеснок, морковь, капуста, помидор, огурец, баклажан,свекла, репа, горох, редис, перец, тыква, кабачок);

- доска;

- проектор;

- экран;

- натуральные овощи (лук, картофель, чеснок, морковь, капуста, помидор, огурец, баклажан, свекла, репа, горох, редис, перец, тыква, кабачок)и "чудесный мешочек";

- картинно-графический план для составления описательного рассказа;

- индивидуальные карточки для самостоятельной работа детей;

- карандаши;

- массажный мячик;

- фишки.

Предварительная работа: разучивание физкультурной минутки; рассматривание овощей в натуральном виде, беседа об их пользе; работа по картинно-графическому плану; работа с фишками.

Структура занятия :

Вводная часть

1. Организационный момент.

2. Беседа по теме занятия.

Основная часть

1. Объяснение нового материала.

2. Развитие связной речи. Составление описательного рассказа, с использованием муляжей, по картинно-графическому плану.

3. Развитие общей и мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Собираем урожай».

4. Самостоятельная работа детей по индивидуальным карточкам.

5. Закрепление в речи детей существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково».

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Ход занятия:

Вводная часть (7 минут)

1. Организационный момент.

Стульчики и столы стоят полукругом перед логопедом. Дети стоят возле стульчиков.

- Здравствуйте, ребята (- Здравствуйте, Гульназ Ришатовна).

- Садитесь.

Дети садятся на свои места.

- Ребята, сегодня я вам приготовила загадки. Давайте их отгадывать. Слушайте внимательно. Первая загадка:

Сто одежек –

И все без застежек. /Капуста/

Дети поднимают руки.

- Кто догадался? Вика, что это? (Капуста)

- Конечно, это капуста. Молодец! (ребенку дается фишка и выставляется картинка капусты)

- Вторая загадка:

В огороде вырастаю.

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут

И так едят. /Помидор/

Дети тянут руки.

- Дима, что это? (- Помидор) (дается фишка и выставляется картинка помидора)

- Верно! Следующая загадка:

Он никогда и никого

Не обижал на свете.

Чего же плачут от него

И взрослые, и дети? /Лук/ ( Дети хором отвечают: - Это лук! От него плакать хочется, когда режешь его)

Выставляется картинка лука.

2. Беседа по теме занятия

- Какие вы молодцы! Все загадки правильно отгадали! Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? ( Дети хором отвечают: - О овощах)

- Об овощах, вы правильно догадались. А какие овощи мы еще не назвали? Дети называют овощи (картофель, огурец, баклажан, морковь, свекла, чеснок, репа, горох, редис). Логопед выставляет картинки овощей, в соответствии с названными детьми (от детей требуется четкое произношение поставленных звуков).

- Ребята, как называется то место, где растут овощи?

- Овощи растут в огороде на грядке.

- Правильно.

- Ребята скажите, а когда люди собирают урожай овощей?

- Осенью.

- Мы отвечаем полным предложением. Ваня, ответь.

- Люди собирают урожай осенью.

- Молодец. Скажем все вместе.

- Люди собирают урожай осенью.

- А почему именно осенью собирают урожай?

- Осенью овощи созревают, поэтому люди собирают урожай овощей.

- Молодцы, правильно ответили. Ребята, а в чем польза овощей?

- В них много витаминов.

- Правильно. А это что значит?

- Помогают быть здоровыми.

- Верно. Витамины делают нас здоровыми и сильными.

3. Игра «Спрячь слоги в ладошки»

- А теперь, давайте поиграем в игру «Спрячь слоги в ладошки». Я буду показывать овощ, а вы все вместе будете его произносить и одновременно хлопать. Сколько слогом – столько и хлопков.

Логопед указывает на овощи, изображенные на картинке (по одному, а дети хлопками разделяют их на слоги. После выполнения упражнения, картинки убираются.

Основная часть (16 минут)

1. Объяснение нового материала.

- Ребята, овощи на огороде растут по-разному.

Логопед включает проектор.

-У моркови, свеклы, картофеля, репы, чеснока, редиса, свеклы – плоды растут в земле, мы их не видим. А стебли у них над землей (появляется слайд с изображением тех же овощей и схематичным расположением их относительно земли).

- У огурца, капусты, кабачка – плоды растут на земле (следующий слайд с изображением этих овощей и схематичным расположением их относительно земли).

- У помидора, гороха, перца, баклажанов – плоды растут на веточках (следующий слайд с изображением этих овощей и схематичным расположением их относительно земли).

Проектор выключается.

- Ребята, есть один овощ, у которого мы можно съесть и ту часть, которая растет на земле, и ту, которая растет в земле Как вы думаете, что это? (- Лук). – Правильно! Молодцы! Давайте еще раз назовем овощи, которые растут на земле (огурец, кабачок, капуста). А какие овощи растут в земле? (морковь, свекла, картофель, репа, чеснок, редис, свекла). У каких овощей плоды растут на веточках? (у помидора, у гороха, у перца, у баклажанов) Хорошо, молодцы.

2. Составление описательного рассказа, с использованием муляжей по картинно-графическому плану

В руках у логопеда мешочек с муляжами овощей (огурец, помидор, капуста, репа, редис, картофель, свекла, горох, баклажан, чеснок, кабачок, тыква). На доске вывешивается план-схема, для составления описательного рассказа, со следующими пунктами: цвет, форма, величина, жесткость/мягкость, место, где растет (дерево или грядка, что можно приготовить из овоща.

- Посмотрите, у меня есть «чудесный мешочек», туда спрятались овощи. Сейчас каждый достанет из «мешочка» овощ и расскажет о нем, по схеме. Кто смелый? Кто первым хочет рассказать? Артур хочет.

Ребенок выходит к доске, достает из мешочка один овощ (огурец) и рассказывает о нем:

- Это огурец. Огурец – зеленого цвета. Огурец имеет овальную форму. Огурец большого размера.

Из огурцов делаем салат, сок.

- Молодец, Артур. Держи фишку. Садись.

Так составляют рассказ еще 2-3 ребенка, от детей требуется четкое произношение поставленных звуков (на следующем занятии игра повторяется – рассказ составляют оставшиеся дети).

- Давайте отдохнем (дети встают). Выходите на коврик, будем делать зарядку (дети строятся на коврике).

3. Физкультурная минутка «Собираем урожай» :

В огород пойдем, (Дети маршируют на месте)

Урожай соберем. (Идут по кругу, взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем (“Таскают”)

И картошки накопаем. (“Копают”)

Срежем мы кочан капусты (“Срезают”)

Круглый, сочный, очень вкусный. (Показывают)

Щавеля нарвем немножко (“Рвут”)

И вернемся по дорожке. (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Логопед выполняет вместе с детьми. Дети проговаривают текст.

- Ну что, отдохнули? (- Да)

- Садитесь на свои места (дети рассаживаются).

4. Работа по индивидуальным карточкам.

Логопед раздает каждому ребенку по карточке. На карточках изображены силуэты овощей и, схематично, места, где могут расти овощи – на земле или в земле.

- Сейчас посмотрите на свои карточки. На них изображены силуэты овощей, а в нижней части, посмотрите, нарисованы грядки. В левом углу грядка, на которой овощи растут на земле, а в правом грядка, на которой овощи растут в земле. Вам нужно стрелочками соединить овощ и ту грядку, которую вы выбрали для этого овоща.

После выполнения детьми задания, логопед на экране демонстрирует карточку, с правильно выполненным заданием. Дети сравнивают свою работу с эталоном. После чего карточки собираются логопедом. Проектор выключается.

5. Игра «Назови слово».

-У меня есть еще одна игра для вас, ребята – «Назови ласково». Я буду бросать вам мяч и называть овощ, а вы будете называть его ласково и бросать мяч мне обратно. Например, огурец – огурчик. Понятно? (- Да) (От детей требуется четкое произношение звуков. За каждый правильный ответ дается фишка).

- Помидор. (- Помидорчик).

- Огурец (- Огурчик)

- Картошка (- Картошечка)

- Хорошо. Репа (- Репочка)

- Разве мы так говорим – репочка? (- Я не знаю, как сказать.)

- Ребята, помогайте. (- Ласково будет репка!)

- Правильно! Молодец!

Такая же работа проводится с другими названиями овощей :

Лук – лучок

Чеснок – чесночок

Горох – горошек

Морковь – морковка

Тыква – тыковка

Свекла – свеколка

Капуста- капустка

Заключительная часть (2 минуты)

- Молодцы, дети! Скажите, о чем мы сегодня с вами говорили?

- Об овощах.

- Правильно.

- Загадки загадывали.

- Только не загадывали, а отгадывали. Я вам загадывала загадки, а вы отгадывали их.

- Да.

- Когда собирают урожай?

- Осенью.

- Осенью овощи созревают.

- Правильно, урожай собирают осенью, когда созревает урожай. Где растут овощи?

- В огороде на грядке.

- На грядке.

- Да, правильно. Молодцы! Вам понравилось занятие?

- Да.

- Очень.

- А что вам понравилось больше всего на занятии? Какая игра? Что было интересно?

- Было интересно отгадывать загадки.

- А мне понравилось зарядку делать.

- А мне ласково называть….

- Мне тоже это все понравилось с вами выполнять. Вы хорошо занимались на занятии. А для того, чтобы узнать, кто лучше всех занимался сегодня, посчитаем ваши фишки (дети хором, вместе с логопедом считают фишки каждого ребенка). Итак, у кого больше всего получилось?

- У Саши и Вики.

- Да, у них больше всего фишек. У Саши 5 фишек, а у Вики 6, у остальных ребят по 4 фишки. Значит, на занятии они Саша и Вика старались больше других ребят. Молодцы! Вы получаете сюрприз – наклейки с вашими любимыми героями мультфильмов (логопед вручает победителям наклейки) Ребята, давайте им похлопаем (дети вместе с логопедом хлопают ребятам). Ну, а пока, я с вами прощаюсь. Спасибо всем за участие. До свидания. Можете отдыхать.

Публикации по теме:

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия в старшей группе с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на тему: «Овощи».
Опубликовано: 19 февраля 2013 в 23:39
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД