МААМ-картинки

Конспект непосредственно-организованной деятельности по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Тема: Предложение

Лариса Андреева
Конспект непосредственно-организованной деятельности по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Тема: Предложение

Конспект непосредственно-организованной деятельности по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста по теме : «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Задачи:

- формировать представление о предложении, значимости каждого слова в предложении;

- учить дошкольников подбирать родственные слова.

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Развитие слухового восприятия. Дидактическая игра «Угадай, что делать»

Публикация «Конспект непосредственно-организованной деятельности по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, Тема: Предложение» размещена в разделах

У каждого из вас по 2 флажка. Я буду играть на дудочке. Если я играю громко – поднимайте вверх флажок в правой руке, если тихо – флажок в левой руке. Внимание: начинаем игру!

2. Формирование представлений о предложении.

Дети, нам сейчас принесли телеграмму от Карандаша. Он отправился на прогулку в лес и сообщает о том, что там увидел. Давайте прочитаем.

ПРЫГАЕТ ПЕРЕЛЕТАЮТ ТРЕЩИТ СТУЧИТ

Ой, ребята, что-то я ничего не понимаю. А вы? Нужно подождать Карандаша, может быть, он нам объяснит, что хотел сказать.

Карандаш: Здравствуйте, ребята. Вы получили мою телеграмму? (Да, но здесь ничего не понятно.) Почему не понятно? Ведь я же написал: ПРЫГАЕТ.

Педагог: Карандаш, ты же не сказал, кто прыгает. Поэтому мы ничего не поняли.

Карандаш: ПРЫГАЕТ ЗАЙЧИК.

Педагог: Ребята, как вы думаете, почему нам была не понятна телеграмма? Правильно, потому что Карандаш написал только одно слово ПРЫГАЕТ, а другое важное слово – ЗАЙЧИК – написать забыл. Мы с вами знаем, что слово может только называть предмет или действие, но ничего не рассказывает нам об этом предмете. А вот если мы хотим что-то рассказать, то нужно сказать не слово, а ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Предложение – это несколько слов, которые выражают законченную мысль. В телеграмме было слово ПРЫГАЕТ. Как только Карандаш добавил еще одно слово, то сразу стало понятно, о ком он хотел рассказать: ЗАЙЧИК ПРЫГАЕТ. «Зайчик прыгает» - это предложение. В предложении говорится о ком-нибудь или о чем-нибудь.

Давайте попробуем разобраться, о чем еще хотел нам сообщить Карандаш в своей телеграмме.

ПЕРЕЛЕТАЮТ – ПТИЦЫ ПЕРЕЛЕТАЮТ С ВЕТКИ НА ВЕТКУ.

ТРЕЩИТ – ТРЕЩИТ СОРОКА.

СТУЧИТ – ДЯТЕЛ СТУЧИТ КЛЮВОМ ПО ДЕРЕВУ.

Карандаш, мы правильно прочитали твою телеграмму? (Да.)

Что мы сейчас говорили? (Предложения.)

Сколько предложений мы сказали? (Четыре предложения.)

О ком говорится в каждом из этих предложений?

Из чего состоят предложения? (Из слов.)

Послушайте, это предложение или нет :

МАШИНА КРАСИВЫЙ БЫСТРО. (Нет.)

Почему вы так думаете? (Это три слова, которые не связаны между собой и не выражают законченную мысль.)

Любой рассказ или сказка состоят из предложений. Посмотрите на картинку.

К какой сказке эта картинка? (К сказке «Репка».)

Вы помните, как начинается эта сказка?

Назовите первое предложение.

ПОСАДИЛ ДЕД РЕПКУ.

О чем или о ком говорится в этом предложении?

Какое второе предложение в этой сказке?

ВЫРОСЛА РЕПКА БОЛЬШАЯ-ПРЕБОЛЬШАЯ.

Что стало потом?

СТАЛ ДЕД РЕПКУ ТЯНУТЬ.

Сколько предложений вы сказали?

О чем вы успели рассказать? (Мы рассказали начало сказки «Репка».)

Что вы называли сейчас? (Предложения.)

А мы можем посчитать, сколько слов в предложении ПОСАДИЛ ДЕД РЕПКУ?

Сколько? (Три слова.)

Какое слово первое? Какое слово второе? Какое слово третье?

Давайте с помощью полосок выложим это предложение :

Почему у нас на схеме полоски разной длины? (Потому что слово «посадил» -

длинное, а слово «дед» - короткое.)

Чем слово отличается от предложения? Запомните, ребята:

В ПРЕДЛОЖЕНИИ ГОВОРИТСЯ О ЧЕМ-ЛИБО ИЛИ КОМ-ЛИБО, А СЛОВО ТОЛЬКО

НАЗЫВАЕТ ПРЕДМЕТ, ДЕЙСТВИЕ ИЛИ ПРИЗНАК, НО НИЧЕГО НАМ О НИХ НЕ СООБЩАЕТ.

КОГДА МЫ ХОТИМ ЧТО-ТО РАССКАЗАТЬ, МЫ ГОВОРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

3. Подбор родственных слов.

Мы учились подбирать к слову родственные слова. Помните? Слова-родственники звучат похоже. У них обязательно есть одинаковая часть. Давайте поиграем со словами-родственниками. Я назову слово и брошу кому-т мяч, вы подберете родственное слово и передадите мяч кому-то из своих товарищей. Когда все родственные слова будут названы, мяч вернется ко мне.

ВОДА – ВОДНЫЙ, ВОДИЧКА, ВОДЯНОЙ, НАВОДНЕНИЕ, ВОДОЛАЗ.

ЛИСТ – ЛИСТИК, ЛИСТОК, ЛИСТОЧЕК, ЛИСТАТЬ. ЛИСТВЕННИЦА, ЛИСТОПАД, ЛИСТВА, ЛИСТВЕННЫЙ.

ГРИБ – ГРИБНОЙ, ГРИБНИК, ГРИБНИЦА, ГРИБОК, ГРИБОЧЕК.

ЛЕС – ЛЕСОК, ЛЕСОЧЕК, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК, ЛЕСНИЧИЙ.

А сейчас я буду бросать вам мяч и называть слова. Все слова – родственники, а одно слово – не подходит к остальным, хотя похоже по звучанию. Если услышите такое «неродственное» слово - мяч не ловите.

ГОРА – ГОРКА – ГОРНЫЙ – ГОРЕ

МОРЕ – МОРСКОЙ – МОРЩИНЫ – МОРЯК

БОЛЬ – БОЛЬНИЦА – БОЛЕТЬ – БОЛЬШОЙ – БОЛЕЛЬЩИК

ЛЕС – ЛЕСНИК – ЛЕСОВИК – ЛЕСТНИЦА

4. Развитие интонационной выразительности речи. Стихотворение Г. Сапгира «Футбол»

Послушайте стихотворение. Подумайте, как относятся к футболу мальчик, его тетя, мама, сестра:

СКАЗАЛА ТЕТЯ:

- ФИ, ФУТБОЛ!

СКАЗАЛА МАМА:

- ФУ, ФУТБОЛ!

СЕСТРА СКАЗАЛА:

- НУ, ФУТБОЛ!

А Я ОТВЕТИЛ:

ВО, ФУТБОЛ!

Произнесите предложение, сказанное каждым персонажем стихотворения, выражая голосом разное отношение к футболу.

Тетя: «Фи, футбол!» - с пренебрежением.

Мама: «Фу, футбол!» - с раздражением.

Сестра: «Ну, футбол!» - с безразличием.

Мальчик: «Во, футбол!» - с восторгом, восхищением.

Прочитайте стихотворение еще раз по ролям.

5. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Этот пальчик -я»

ЭТОТ ПАЛЬЧИК – ДЕДУШКА,

ЭТОТ ПАЛЬЧИК – БАБУШКА,

ЭТОТ ПАЛЬЧИК ПАПОЧКА, ЭТОТ ПАЛЬЧИК – МАМОЧКА,

ЭТОТ ПАЛЬЧИК – Я,

ВОТ И ВСЯ МОЯ СЕМЬЯ.

(Пальцы сжаты в кулак. Отгибается сначала большой палец, затем указательный, средний, безымянный и мизинец.)

6. Проведение линии посередине листа по опорным точкам, написание на линии фигур круглой формы «Мячи»

7. Итог занятия.

Публикации по теме:

Проект «Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста» Паспорт проекта Раздел Программы Речевое развитие Тематическое поле Познакомить родителей о значении фонематических процессов у детей.

Занятие с использованием ИКТ «Звук и буква Р» Программное содержание: познакомить с согласным звуком «Р»; познакомить с печатным написанием буквы «Р»; учить читать слоги и слова; учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно-организованной деятельности по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Тема: Предложение
Опубликовано: 29 марта 2015 в 08:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД