МААМ-картинки

Конспект НОД «Чудо-хохлома» в старшей группе

Ольга Дёмина
Конспект НОД «Чудо-хохлома» в старшей группе

КОНСПЕКТ НОД НА ТЕМУ «ЧУДО-ХОХЛОМА»

СТАРШАЯ ГРУППА

Составила: Демина О. А.

Программное содержание:

1. Познакомить детей с произведениями деревянных дел мастеров. Учить различать характерные признаки разнообразных техник работы с деревом.

Публикация «Конспект НОД „Чудо-хохлома“ в старшей группе» размещена в разделах

2. Воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству и понимание связи между различными видами творчества (деревянное зодчество, керамика, фольклёр, русская народная музыка). Воспитывать в детях патриотические чувства.

3. Развивать у детей навыки творческого рассказывания. Закреплять в памяти назначение старинной посуды : ковши, ендовы, братины.

Материал: Предметы хохломы фабричного производства, картинки с их изображением. Презентация «Чудо Хохлома».

Ход :

-Ребятки, сколько разных предметов, украшенных яркими, нарядными узорами! Как они радуют своей красотой! Давайте представим, что художников нет, какими бы стали ваши вещи, предметы, которыми мы с вами пользуемся? Посмотрите на свою одежду. Кто придумал для них рисунок? Да, художники по тканям. На заводе, где делают посуду, тоже не обойтись без художников. Кто нарисует красивые узоры на чайниках, чашках, тарелках? Конечно, художники. Всё, чем мы пользуемся, что нас окружает, должно быть не только полезным и удобным, но и красивым.

Есть предметы, которые расписаны вручную народными художниками. Мы с вами уже знакомы с мастерами, изготовляющими дымковские игрушки, гжельскую посуду. Из какого материала сделаны они?

А сегодня мы познакомимся с деревянных дел мастерами России.

Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Художественная резьба и роспись по дереву являются самыми древними видами русского народного творчества. Резьба по дереву украшала двери и стены изб, мебель, а также предметы быта (дуги, коромысла, чашки, ложки). Широко использовалась роспись по дереву. Красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий: братины, ковши, ендовы. Что это такое? Кто знает?

- Братина – русский шаровидный сосуд из дерева, меди, серебра, золота. Из неё на всю братию разливали напитки по чашам для питья вкруговую. Также она использовалась как большая общая чаша для питья и еды.

- Ендова – деревянный или металлический сосуд ладьевидной формы с широким горлом, с носком, употреблявшийся для розлива напитков на пирах.

- Ковш – широкий открытый сосуд с ручкой для зачерпывания жидкости.

Давайте повторим новые слова и их обозначения. Присядьте на стульчики, и послушайте мой рассказ:

Один из деревянных промыслов зародился в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород деревьев (липы, берёзы, ольхи). Но посуда изготовлялась также и во многих окрестных сёлах, затем свозилась в Хохлому и уже оттуда отправлялась на ярмарки для продажи.

Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. Очень важным изобретением хохломских мастеров было использование металлического порошка (оловянного, а позже – алюминиевого, изделие как бы припудривалось. Потом мастер кистью наносил рисунок, затем изделие вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет. Вот почему и называется Золотая Хохлома.

Роспись хохломских изделий неповторима и уходит корнями в прошлое. Вначале основной узор напоминал детское изображение солнца. Он назывался «рыжик», «ярило», «красное» и сохранился ещё с языческих времён.

Основной рисунок - колосья, ягоды, листья, цветы, трава. «Травка» - чёрно-красная трава по золотистому фону – считается классической для хохломского художника. Из «травки» художники составляют самые разные композиции, даже изображения птиц и рыбок. Другой узор получил название «Кудрины» (от слова «кудри» - вьющиеся волосы). Искусство росписи передавалось из поколения в поколение – от отца к сыну, от деда к внуку. Дети с малых лет приобщались к росписи по дереву, а к 13-14 годам становились настоящими мастерами. У каждого был свой «почерк», свои любимые узоры.

Давайте рассмотрим, какие узоры рисовали на своей посуде хохломские мастера.

Воспитатель предлагает детям подойти, рассмотреть и взять понравившееся изделие. Затем задаё т вопросы:

- Какие цвета и элементы использовали художники?

Затем воспитатель уделяет внимание композиции: плавно изогнутые ветки с ягодами, листьями, цветами. «Травка»занимает всё пространство между ними. Она лёгкая, изогнутая похожа на завитки с острыми кончиками (как осока на ветру). Узор занимает почти всю поверхность изделия. Край изделия украшен прямой каймой.

Давайте поиграем в художников. Физминутка «Художники».

Далее воспитатель предлагает детям высказать свои впечатления от увиденного.

Во время показа презентации «Золотая Хохлома» предлагает детям описать изделия по предложенному плану: как называется, для чего предназначается, каким узором украшено, какое настроение вызывает эта посуда.

На следующем занятии мы вернёмся к Золотой Хохломе, попробуем побыть немного хохломскими мастерами и поучиться создавать хохломские узоры.

Публикации по теме:

Фотоотчет занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома. Роспись хохломских чайников»Фотоотчет занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома. Роспись хохломских чайников» Целью занятия было: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Чудо дерево» ТЕМА: «ЧУДО ДЕРЕВО» ЦЕЛЬ: Развитие умственных способностей у детей. ЗАДАЧИ: - Способствовать формированию представлений о структуре задачи.

Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной группе «Золотая хохлома» Тема «Золотая хохлома» Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с народными промыслами родного края. 2. Познакомить с историей хохломы, с.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Филимоновское Чудо» Цель: воспитывать интерес к творчеству и традициям народных мастеров; развивать декоративный стиль, фантазию, творческий потенциал, эстетический.

Конспект НОД. Рисование-фантазирование в старшей группе «Чудо-дерево» Литература: Лыкова И. А., с. 159 (изостудия) Задачи: Учить видеть красоту и разнообразие деревьев. Закреплять навыки рисования фломастерами,.

Конспект НОД в старшей группе. Аппликация «Чудо-макароны» с использованием ИКТ Конспект разработан: Воспитателем МБДОУ детского сада «Сказка» Сытник Г. Н. Цель: Развивать воображение детей, способность представлять конечный.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Золотая хохлома» Программное содержание: продолжать знакомить детей с народными хохломскими предметами и изделиями, воспитывать эстетическое отношение к.

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшей группы на тему «Золотая хохлома» Конспект занятия по изобразительной детельности для детей старшей группы на тему " Золотая хохлома" Группа №6 «Теремок» старшая (возраст.

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие по Чудо-радуге» Конспект занятия в старшей группе на тему «Путешествие по Чудо – радуге». Цель НОД: развитие двигательных навыков, способствуя укреплению.

Проектная деятельность в старшей группе на тему: «Хохлома, хохлома — краше нет нигде тебя» Паспорт проекта Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный Вид проекта: Краткосрочный Срок реализации: Одна неделя (11-18 ноября).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Чудо-хохлома» в старшей группе
Опубликовано: 6 апреля 2016 в 18:38
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД