наталья петровская
Конспект НОД по грамоте с детьми подготовительной логопедической группы «Наш родной язык»
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ГРАМОТЕ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Тема: «НАШ РОДНОЙ ЯЗЫК».
Цель:
1. Закрепить знания детей о единицах речи (звуке и букве, слоге, предложении);
2. Формировать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа;
Публикация «Конспект НОД по грамоте с детьми подготовительной логопедической группы „Наш родной язык“» размещена в разделах
- День родного языка. 21 февраля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
3. Упражнять в образовании существительных с помощью суффикса –ик; подвести итоги речевой подготовки детей к школе;
4. Развивать психические процессы детей: целенаправленное восприятие, словесно-логическое и образное мышлен6ие;
5. Обучать детей групповой форме работы, воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.
Ход.
Наш родной язык свёл нас сегодня всех вместе, чтобы подумать, поразмышлять над загадками и тайнами русского языка.
Сегодня нам предстоит подняться на вершину этой пирамиды. (Показываю плакат и кратко объясняю состав пирамиды.)
Наша речь состоит из звуков. На письме они обозначаются буквами. Из букв образуются слоги. Слоги собираются в слова, а из слов получаются предложения. Предложениями мы разговариваем друг с другом.
Речь
Предложение
Слово
Слог
Звук Буква
Логопед : Мы начинаем игру «Наш родной язык».
Конкурс 1. «Разминка».
Нужно как можно быстрее ответить на вопросы.
1. Мы видим буквы или звуки?
2. Назовите мягкий согласный звук в слове почка.
3. Назовите слово парк без звука к.
4. Какой согласный звук два раза встречается в слове сосулька?
5. Назовите слово, противоположное по значению слову говорить.
6. Назовите четвё ртое слово: птица – гнездо, человек - … (дом).
7. Как называется время суток после дня? (вечер)
8. Какой месяц находится между мартом и маем? (апрель)
9. Мы слышим звуки или буквы?
10. Из чего состоит написанное слово?
11. Какой твёрдый согласный звук есть в слове дерево?
12. Назовите слово коса без звука к.
13. Какой звук дважды встречается в слове планета?
14. Как называется время суток между утром и вечером?
15. Какой месяц между декабрём и февралём?
Конкурс 2. «Знатоки звуков».
Логопед показывает на половину «Звук» нижнего кольца пирамиды.
1. «Посчитай и придумай».
Логопед : Я назову слово, а вы придумайте другое слово. в нём должно быть столько же звуков, сколько в моём.
Слова: руль, игра, книга; друг конь, кукла.
2. «Найди слово».
Логопед : Прочитайте только те буквы, которые находятся между согласными.
А, Ж, Ц, В, Р, Е, Н, Т, Б, Ы, К.
Логопед : Какое слово получится? (Цветы.) Весна – время цветов – очень красивых! Цветы приносят нам радость.
Послушайте одну историю про двух королей.
Игра «Два короля».
Логопед : Жили-были два короля. Одине король правил государством твёрдых звуков, а другой – государством мягких звуков. И слова им нравились разные. Первый любил слова, в которых все согласные звуки были твёрдыми, а другой любил слова, в которых хотя бы один согласный звук был мягким. Давайте поиграем в этих королей.
Выбираются два короля – мальчики. Короли надевают короны: один – синюю, другой – зелёную.
Логопед : В садах у королей растут цветы небывалой красоты. Ваши величества короли, выберите те цветы, которые растут в ваших садах!
На мольберте изображения цветов: мак, колокольчик, ромашка, василёк, тюльпан, роза, гвоздика. Короли выбирают цветы.
Конкурс 3. «Знатоки букв».
Логопед указывает на половину «Буква» нижнего кольца пирамиды.
Игра «Рассыпанное слово».
Логопед : А теперь посмотрим, как вы знаете буквы. На мольберте выставлены буквы: О, У, А, И, Д, В, Н, Ч, К. Кто из детей отгадал слово «одуванчик», выходит и выкладывает это слово.
Вам буквы выданы не зря.
Из них попробуйте, друзья,
Составить побыстрей
Словечко подлинней!
Логопед : Одуванчики разукрасили землю в ярко-жёлтый цвет. Люди любуются и радуются этой жёлтой красоте.
Игра «Яблоки и зёрна».
Логопед : Посмотрите на картины. Что везёт ёжик? Чем ребята кормят птиц?
Логопед подводит детей к следующему выводу: ответить на этот вопрос нельзя, потому что эти предметы на картинке не показаны – в тачке ёжика едут ежата, а ребята кормят птиц с блюдечка.
Логопед : Сейчас я помогу вам раскрыть эти секреты! В этом мне помогут волшебные таблицы.
Г Я Р С Б А Е А Л О З К Е Ы М Р
Р Л Е О Г К С И К Ы О Н Л М А
(Яблоки) (Зёрна)
Логопед : Разгадай-ка, друг, загадку,
Буквы вычеркни скорей
Те, которые два раза
Встретишь в азбуке моей.
Вот тогда прочесть ты сможешь
И ответ мне сообщишь:
Что везёт на тачке ёжик?
Чем ребята кормят птиц?
Каждый ребёнок выходит к доске и зачёркивает одинаковые буквы в таблице. В конце задания дети отгадывают, что находилось у ёжика в тачке, и чем кормят дети птиц.
Физкультминутка «На лужайке».
На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
Я – подснежник,
Ты – вьюнок.
Становись в наш венок.
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять,
Будем в солнышко играть.
Мы – весёлые лучи,
Мы резвы и горячи.
Конкурс 4. «Знатоки слогов».
Логопед указывает на следующую ступеньку пирамиды – «Слог».
«Слоги считай – слово называй».
Логопед : Название какого животного состоит из одного слога? Назвать животное наших лесов и животное жарких стран. (Ответы детей.)
А теперь назовите слово из трёх слогов. Нужно назвать птицу и насекомое. (Ответы детей.)
Конкурс 5. «Знатоки слов».
Логопед указывает следующую ступеньку пирамиды – «Слово».
Игра «Наборщик».
Логопед : Из букв слова красота составьте и запишите как можно больше новых слов.
(рота, оса, крот, сора, тара, арка, астра, рак, кот)
Конкурс 6. «Знатоки предложения».
Логопед показывает следующую ступеньку пирамиды – «Предложение».
«Пойми меня».
Логопед : Внимательно послушайте предложения и ответьте на мои вопросы.
Логопед зачитывает по одному предложению. Дети поочерёдно отвечают на вопросы.
Логопед :
Машу слушала мама. Кто говорил: (Маша.)
Серёжу ударил Рома. Кто драчун? (Рома.)
Папу ждёт дочка Оля. Кто задержался? (Папа.)
Папа шёл впереди Вани. Кто шёл сзади? (Ваня.)
Конкурс 7. «Знатоки речи».
Логопед : Вот мы и поднялись на вершину пирамиды. На ней написано слово речь.
Чтение детьми стихотворений на свой выбор.
Речь – это драгоценность, владеет ею только человек. Очень важно научиться говорить правильно и красиво, чтобы людям было приятнее слушать вас и легче понимать. Логопед : Вот и закончилась наша встреча. Пришла пора расставаться. Спасибо вам большое за хорошую игру! Надеюсь, всем вам понравилось выполнять задания.