МААМ-картинки

Конспект НОД по художественной литературе в подготовительной группе «Басни дедушки Крылова»

Ольга Ильясова
Конспект НОД по художественной литературе в подготовительной группе «Басни дедушки Крылова»

Тема: «Басни дедушки Крылова»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о творчестве И. А Крылове; закреплять представления детей о басне, ее жанровых особенностях, отличиях от других произведений художественной литературы; продолжать работу над умением находить главный смысл в баснях – мораль, учить детей объяснять своими словами главную идею басни; через басни воспитывать нравственные качества: трудолюбие, самокритичность, согласованность, доброту, честность, отрицательное отношения к лени, лести. Активизировать в детской речи слова – определения, относящиеся к персонажам басен, строить грамотно предложения, последовательно и логично излагать свои мысли; развивать речевую и интонационную выразительность речи.

Публикация «Конспект НОД по художественной литературе в подготовительной группе „Басни дедушки Крылова“» размещена в разделах

Развивать логическое мышление, умение анализировать, обобщать.

Предварительная работа: Чтение басен И. А. Крылова, С. Михалкова, Л. Толстого, беседы о творчестве писателей, сотворчество в рисовании героев басен, подбор определений; драматизация отрывков, заучивание басен наизусть.

Ход ОД.

«Приветствие»

Воспитатель: Станем рядышком, по кругу, Скажем Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

-Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие. А в какое – вы узнаете, отгадав, что лежит в черном ящике (под музыку вносится черный ящик)

Ты беседуй чаще с ней –

Будешь вчетверо умней. (Книга.)

-Сегодня мы отправимся в путешествие в мир басен писателя, который написал эту книгу. Вы узнали ее? (Это басни И. А. Крылова.)

-Правильно, сегодня мы поговорим о творчестве И. А. Крылова и вспомним его произведения. (слайд1-портрет) Иван Андреевич Крылов, родился в Москве, в семье бедного дворянина, а после смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами. Жизнь Крылова с детства сложилась так, что ему не пришлось учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

- В 36 лет Иван Андреевич Крылов начал писать басни, принесшие ему громкую славу.

- Как называют человека, который пишет басни (баснописец).

- Что такое басни? (Это небольшой рассказ, история, которая рассказывает, как надо вести себя в той или иной ситуации, учит людей, советуют.)

- Да, басня - это нравоучительное, произведение в стихах, в этих произведениях высмеиваются недостатки и поступки людей.

- Кто были герои его произведений? (не люди, а звери, вещи, растения. Но ведут они себя по-человечьи: разговаривают, работают, помогают или мешают друг другу. Они добрые и злые, умные и глупые, ну совсем как люди. И ещё басня – это живая сценка : в ней кто-то спорит, ссорится, мирится.)

- На что похожа басня? (Басня слегка похожа на сказку.)

- Дети, а чем басня отличается от сказки, рассказа, стихотворения? (Сказки длинные, а басни короткие, их легко читать.)

- В басне обязательно есть мораль. А вы знаете, что такое мораль? (Мораль - это поучение, совет. В морали всегда осуждаются глупые или плохие поступки). На примере поведения героев басен показываются и осуждаются недостатки людей.

- Какие черты характера человека вы считаете плохими, отрицательными? (Жадность, глупость, зависть, лесть, трусость, хвастовство). Их писатель осуждает. А хорошие черты характера в басне прославляются. Какие черты? (Трудолюбие, взаимопомощь, выручка, сотрудничество, переживание).

- Как мы уже знаем - басня – один из самых древних жанров литературы. Она появилась очень давно, еще в Древней Греции. Особенно много произведений этого жанра создал древнегреческий баснописец Эзоп. (слайд2-Эзоп) Он был первым баснописцем. Жил в Древней Греции около 3000 лет назад, Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающие властью, он рассказывал истории, который якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что, он осуждал плохие поступки определённого человека. Читая басни, мы будем учиться понимать Эзопов язык. Он создал сборник басен под названием «Эзоповы басни», с которыми вы познакомитесь в школе.

В России басни писали : Ушинский, Толстой, Михалков, наиболее прославился великий баснописец Иван Андреевич Крылов. Давайте рассмотрим писателей, кого вы узнали? (Рассматривание портретов писателей на мольберте)

-Посмотрите на портрет Иван Андреевич Крылов, вглядитесь в его лицо каким он вам по характеру представляется? (Добрый, с умными глазами, мудрый человек). Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовет «дедушкой Крыловым».

-Ребята, я предлагаю совершить небольшую экскурсию по городу Санкт-Петербургу, закроем глаза, я досчитаю до трех и мы окажемся с вами в одном из самых любимых мест отдыха петербуржцев-Летнем саду, в мир басен Крылова. (-раз, два, три, ветерок, деток унеси, в Летний сад опусти)

- Мысленно пройдёмте вдоль ограды, потом заглянем в сад. А как красиво в саду! Это словно сказочный остров посреди большого и шумного города, который полон тайн и загадок … Вот и аллея, где находится памятника Крылову, слайд 4 «Дедушка Крылов» (видео)Задержитесь и рассмотрите его внимательно. Дедушка Крылов сидит в бронзовом кресле, у него в руке книжка, он глубоко задумался. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. У ног Ивана Андреевича расположились герои его произведений, как будто слушают, как он рассказывает им свои басни.

Чтобы узнать, что же за герои расположились поиграем в игру «Составь новое слово» (сали, мраышка, олкв итд)

- Памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России.

Ребята, как вы думаете почему люди так любили писателя, что соорудили ему памятник? (Потому, что Крылов учит людей узнавать самих себя, в баснях, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как от них избавиться.)

-Ребята, вы, наверное, устали вовремя нашего путешествия. Давайте отдохнём на скамейках и вспомни басни Крылова, назовите их (Ворона и Лисица”, “Слон и Моська”, “Стрекоза и Муравей”, “Ворона и Виноград”, “Мартышка и Очки», «Зеркало и обезьяна»)

- Сейчас я покажу вам предметы: очки, зеркало. Какой образ объединяет их? Из каких басен эти предметы? (Образ мартышки. В басне Мартышка и очки)

Что общего в баснях? (Высмеиваются невежды-необразованного человека) Басня «Зеркало и обезьяна» -Медведь указал Обезьяне на её невежество, но та готова увидеть недостатки всех своих «подружек», но только не свои. Обезьяна видит в зеркале настоящую кривляку – саму себя, но не может в этом признаться.)

- Какой совет дал обезьяне Медведь? («Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»)

- Как вы понимаете это выражение? Какая пословица подходит по смыслу этому выражению из басни? (Других не суди, на себя посмотри)

- Ребята, а этот предмет из какой басни? –сыр (Ворона и лисица.)

- Да, правильно Ворона и лисица. Давайте вспомним эту басню? (кукольный театр-показывают дети)

- Какая Лиса, когда хвалит Ворону? (Хитрая, сладкоголосая, ловкая, находчивая). А ворона какая? (доверчивая, простодушная, наивная, глупая, тщеславная). Приятны ли вороне лисицины слова (да)

-Что значит хвалить? (Говорить приятные слова) Можно ли назвать комплиментами Лисицыны слова? Почему?

- Правильно, хвалить, значит, говорить приятные слова, комплименты, когда это заслуженно, но, когда человек не заслужил похвалу, а его хвалят, это называется лесть. Лесть – это незаслуженная, неискренняя похвала. Как называют человека, который льстит? (называют льстецом).

- Ради чего лиса говорит их? (Чтобы ворона уронила сыр) Это похвала, но не от души-лесть

- Чему учит басня "Ворона и Лисица"? (Не надо слушать лесть, льстивые слова.)

Какие вы помните пословицы о лести.

1) Верь своим очам, а не чужим речам.

2) На языке медок, а на сердце – ледок.

3) У лести нет чести.

- Все любят, когда нас хвалят, говорят ласковые, добрые слова. Но эти слова должны быть искренними и правдивыми.

- Вот сейчас узнаем, умеете ли вы говорить комплименты, поиграем в игру

«Мир без тебя был бы неинтересен» -по кругу. Оглянитесь вокруг, кого бы вы хотели похвалить и за что. (Дети говорят комплементы друг другу, обосновывая их) -Не только внешне могут нравиться люди за красивую одежду, причёску, но вы правильно отметили такие хорошие черты как доброта, щедрость, надёжность, воспитанность и ваши добрые слова шли от самого сердца.

- Ребята, отгадать следующего героя басни нам помогут волшебные клеточки (графический диктант «Лебедь»)

- Из какой басни этот герой? («Лебедь, щука и рак»)

- За какое дело взялись герои басни? (Они собрались везти поклажу.)

-Правильно. Как вы думаете, почему же «воз и ныне там»? (У них ничего не получилось. Они не смогли увезти его) Почему?

-Чему же учит эта басня? (Басня учит договариваться между собой, быть дружными, находить общее решение). А вы умеете дружить, договариваться? Поиграем в игру «Созвездия»

- А теперь давайте разгадаем кроссворд, который называется «Калейдоскоп басен» (слайд4).

- Если вы правильно отгадаете кроссворд, то в выделенных клетках прочитаете имя героини басни, которая "пропела все лето".

Немая сцена - мальчик копает, носит ведра, а девочка пляшет, кружится.

- Ребята, вы, наверное, узнали из какой басни герои. Правильно, эта басня «Стрекоза и муравей». На кого бы вы хотели быть похожими и почему? Чему учит басня?

- Поиграем в игру «Придумай слова», придумать слова, которые характерны для главных героев. Какая стрекоза, а муравей?

Стрекоза Весёлая, радостная, танцующая

Легкая, воздушная, счастлива

Муравей

Трудолюбивый, заботливый, думающий о завтрашнем дне, работящий

справедливый, добросовестный, мудрый.

-Вот и подошла к концу наше путешествие в мир басен. Нам пора возвращаться в группу. Но с творчеством Ивана Андреевича Крылова вы будете продолжать знакомиться в школе. И его произведения будут помогать вам в жизни, будут учить хорошему, подсказывать, как нужно поступить в том, или ином случае.

Итог «Набери телефонный номер» - Давайте позвоним мамам и папам и расскажем, где мы были сегодня, что нового, интересного узнали.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Беседа в подготовительной группе «Басни И. А. Крылова»Беседа в подготовительной группе «Басни И. А. Крылова» МКДОУ "Куртамышский детский сад №9" Беседа в подготовительной группе «Басни И. А. Крылова» Цель: вызвать у детей интерес к личности писателя,.

Фотоотчет о литературной гостиной в подготовительной группе «В гостях у дедушки Крылова»Фотоотчет о литературной гостиной в подготовительной группе «В гостях у дедушки Крылова» Фотоотчет о литературной гостиной в подготовительной группе «В гостях у дедушки Крылова». Воспитать в детях привычку потребности к знаниям,.

Конспект НОД по художественной литературе в старшей группе «Серая Шейка»Конспект НОД по художественной литературе в старшей группе «Серая Шейка» .

Конспект НОД по художественной литературе в старшей коррекционной группе «Чтение рассказа А. Клыкова «Рыбы»Конспект НОД по художественной литературе в старшей коррекционной группе «Чтение рассказа А. Клыкова «Рыбы» Цель: расширение и углубление знаний детей о рыбах. Задачи: • учить детей внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию;.

Конспект НОД по художественной литературе в старшей коррекционной группе «Чтение рассказа Н. Калининой «Про птиц»Конспект НОД по художественной литературе в старшей коррекционной группе «Чтение рассказа Н. Калининой «Про птиц» Цель: развитие познавательного интереса и расширение знаний о зимующих птицах. Задачи: • формировать у детей целостные представления о.

Конспект НОД по художественной литературе в старшей коррекционной группе «Чтение сказки Н. Рысаевой «Зоопарк»Конспект НОД по художественной литературе в старшей коррекционной группе «Чтение сказки Н. Рысаевой «Зоопарк» Цель: формирование представлений детей о зоопарке. Задачи: • способствовать расширению знаний детей о зоопарке; • познакомить с образованием.

Конспект НОД по художественной литературе в старшей коррекционной группе «Чтение сказки Н. В. Хаткиной «А нам всё равно?»Конспект НОД по художественной литературе в старшей коррекционной группе «Чтение сказки Н. В. Хаткиной «А нам всё равно?» Цель: с помощью сказки помочь понять детям, что этикет помогает исключить из жизни ненужные конфликты. Задачи: • познакомить детей с новым.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по художественной литературе в подготовительной группе «Басни дедушки Крылова»
Опубликовано: 9 декабря 2023 в 14:33
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД