МААМ-картинки

Конспект НОД по познавательному развитию «Камень галит и его свойства» (1 фото)

Елена Люлькина
Конспект НОД по познавательному развитию «Камень галит и его свойства»

Задачи:

познакомить детей со свойствами камня галит, изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

развивать умение обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности

Словарная работа:

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Камень галит и его свойства“» размещена в разделах

обогащать словарь детей словами: «галит», «соль», «вещество», «растворить», «минерал», «приправа», «кристалл», «сыпучая».

Оборудование: соль: поваренная, каменная, морская. Баночки с солью, ложки, яйцо, прозрачные емкости, клей, кисточки, заготовки для аппликации, крышки, веточки еловые,

Воспитатель: По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью. «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя гостей. «Хлеба кушать!»– непременно отвечают ему.

Воспитатель: С радостью гостей встречаем, хлебом - солью угощаем.

Подходят к гостям с поклоном. Подают хлеб.

А сейчас предлагаю нам отправиться в прошлое и узнать интересное про соль.

Воспитатель крутит стрелки часов в обратную сторону и произносит слова 3, 2,1 в прошлом окажись.

Загадка: Этот камень можно есть, Он в слезах и поте есть.

Не вкусна в борще фасоль, Если пожалели (Соль)

Какие вы молодцы! Да ребята, сегодня мы будем изучать с вами соль!

Ребята, соль - полезное ископаемое. По другому её называют камень галит — единственный в природе камень, который люди и животные употребляют в пищу.

Соль – это пищевой продукт. Наши предки верили, что соль защищает их от злых духов и вражеских сил. У кого была соль на столе, тот считался самым богатым человеком. К соли относились очень уважительно. В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото.

Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Из-за соли разгорались войны. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче.

Расскажите мне, пожалуйста, а где вы уже встречали соль (дома, на кухне)

(В случае затруднения с ответом воспитатель задает уточняющие

вопросы)

А для чего она нужна вам дома? (для приготовления пищи)

Но соль мы используем не только, как приправу, но и для того чтобы

консервировать овощи, а еще она спасает нас от гололеда!

Воспитатель: Теперь я вам расскажу немного о соли!

Соль, один из важнейших минералов на земле. Откуда она берётся?

Люди научились добывать камень галит различными способами.

-Добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и образовались горы.

Еще способ добычи галита — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.

Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, а соли нет.

В народе говорили «Без соли хлеб не еда»

Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается

пищеварение. Соль нужна для усвоения пищи, для дыхания, для движения

мышц. Употребление суточного употребления соли составляет 1 чайная

ложка.

В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). Очень полезны ванны с морской солью.

(Во время рассказа о соли, дети рассматривают картинки с изображением

разных видов соли и местонахождением их в природе)

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в лабораторию ученых, нам предстоит очень интересная работа, чем же мы будем заниматься?

Дети: Мы будем проводить опыты, совершать маленькие научные открытия.)

-Ну, а чтобы нам начать эксперименты, давайте превратимся в маленьких

исследователей! (одеваем халаты).

-Но, мало выглядеть, как ученый, нужно еще знать правила, которые нужно

соблюдать в лаборатории.

- Что бы правильно выполнять опыты, нужно внимательно слушать.

- И давайте вспомним правила безопасности

При работе с солью надо соблюдать :

1- не трогать руками глаза,

2- соблюдать тишину

3- не толкать соседа во время работы

4- сначало посмотри, а потом повтори

5- выполнил и положи на место. И так внимание.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль»

Воспитатель:

Перед вами тарелка с поваренной солью, внимательно рассмотрите ее.

Давайте попробуем описать наше вещество.

Какого цвета соль? (белого цвета)

Какую имеет структуру? На что похожи ее частички? (на кристаллы)

Возьмите ваши баночки с солью и поднесите к носу. Имеет ли запах соль?

Теперь возьмите маленькие ложечки и попробуйте соль на вкус! Имеет ли

вкус? Какой? (соленая)

Давайте возьмем щепотку соли и пересыпаем ее обратно в баночку! Какая

соль?

Сыпучая не сыпучая?

Давайте сделаем вывод, соль она какая?

Вывод делают дети : соль белого цвета, без запаха, имеет соленый вкус, состоит из кристаллов,сыпучая.

Воспитатель: А теперь продолжим изучать свойства соли.

Опыт № 2 «Соль хрустит».

Возьмите соль и надавите на неё ложкой. Что мы слышим? (мы слышим

хрустящие звуки). С чем можно сравнить? (с ходьбой по снегу в морозный

день)

Вывод делают дети :Соль, как и снег, состоит из кристаллов, поэтому при надавливании ложкой на соль, её кристаллики трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Воспитатель: Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится».

- А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.

Опыт № 3: «Соль растворяется в воде».

Воспитатель: У вас на столах стоят стаканы с водой. А теперь возьмите

ложку соли, добавьте в стакан с водой, размешайте,

.Что произошло с солью? (Соль растворилась)

Воспитатель: Значит, какой можно сделать вывод (соль растворяется в воде)

- Молодцы.

- Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится.

Опыт № 4 Плавающее яйцо.

Воспитатель: - Приглашаю ко мне подойти двум детям. Вот каждому из вас

емкость с водой, попробуйте её и скажите, какая она? /Ответы детей/. Теперь

один из вас положит в стакан 6 столовых ложки соли, размешает её. Теперь

какая стала вода? /Ответы детей/. Возьмите аккуратно по одному сырому

яйцу и опустите их каждый в свой стакан. Что с ними произошло? /Ответы

детей/. Как вы думаете, в какой воде яйцо не утонуло? /Ответы детей/.

Правильно, соленая вода, более плотная чем пресная, по этому вытолкнула

яйцо на поверхность. Те, кто был на море, наверняка заметили, что на в

морской воде плавать легче, чем в пресной, морская вода вас держит на плаву.

Вывод: солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (так как

плотность солёной воды выше, чем плотность простой воды)

А теперь давайте немного отдохнем.

Опыт№5 «Лед и соль»

Воспитатель: мы уже с вами говорили, что соль используют зимой для расчистки дьда на дорогах, зачем же это делают мы сейчас узнаем.

Давайте посмотрим, что при этом происходит.

Возьмите два кубика льда, положите на блюдце. Один посыпьте солью, а другой оставьте как есть. Понаблюдайте, что будет происходить с льдинками.

Кусочек льда, посыпанный солью, начнет таять гораздо раньше, чем простой лед. Если к нему приглядеться, то можно увидеть, что соль как бы "проедает" в нем дырочки и червячные ходы.

Объяснение: Температура замерзания воды 0 градусов Цельсия. А температура замерзания солевого раствора ниже нее на несколько градусов ( конкретный показатель зависит от концентрации соли в растворе: например, солевой раствор 10% замерзает при температуре -6 градусов, а 20% при -16).

Поэтому, когда мы посыпаем лед солью, на подтаявшей поверхности льдинки мы получаем солевой раствор. А у него точка замерзания ниже, чем у чистой воды - поэтому и лед, посыпанный солью, начинает плавиться.

Воспитатель: А сейчас поиграем с пальчиками.

Пальчиковая игра «Варим суп»

Эй, ребята! Эге-гей! Дети хлопают в ладоши.

Чистим овощи для щей.

Режем мы капусту Ставят ладони параллельно друг другу, пальцы выпрямлены. Поочерёдно поднимают и опускают ладони («рубят»).

Будет супчик вкусный.

Чистим мы картошку, Поглаживают пальцами правой руки тыльную сторону левой ладони.

Чистим очень ловко,

Мы натрём морковку, Сгибают руки в локтях, сжимают пальцы в кулаки и поднимают их к плечам.

Красную головку. Одновременно опускают и поднимают руки («трут морковь»)

А потом, а потом Стучат по левой ладони ребром правой.

Мы покрошим помидор,

И головку лучка,

И зубок чесночка.

Мы посолим супчик. Мелко перебирают пальцами правой руки, собранными в щепоть («солят»).

Скушай-ка, голубчик! Протягивают обе ладони вперёд.

Воспитатель: - Ребята вот мы с вами провели несколько опытов с солью

- Но это еще не всё. А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и показать еще для чего люди используют соль.

Воспитатель крутит стрелки часов и произносит слова 3, 2,1 в группе окажись.

Дети делятся на 3 группы и выполняют задние:

1. Ребята, любите рисовать? (да)

Сегодня нам с вами поможет соль. Сегодня мы будем рисовать снежинки не карандашом, а клеем пва. А потом на клей насыпаем соль.

Посмотрите, какие прекрасные снежинки у нас получились!

2. готовят салат «Витаминный» из моркови и яблок. Закрепляют, что соль нужна для приготовления пищи.

3. изготовление новогодней игрушки с использованием соли.

Рефлексия:

Дети сидят вокруг соленной лампы на коврике.

-Расскажите мне, пожалуйста, о каком камне говорили?

- какая бывает соль (морская, поваренная, йодированная)

- какая соль на вкус? (солёная)

- на что похожа? (на кристаллики)

- растворяется ли соль в воде? (да)

- если она сыпется, какая она? (сыпучая)

- откуда берётся соль? (соль добывают из солёных морей и озёр)

- почему в солёной воде яйцо не утонуло? (солёная вода помогает держаться

предметам на поверхности (так как плотность солёной воды выше, чем

плотность простой воды)

- где применяют соль? (в приготовлении пищи, в консервировании овощей,

-на улице: для безопасности людей, в медицине, в косметологии)

Чем мы занимались (проводили опыты)

-Что было вам трудно?

-А что было легко?

-Что нового узнали?

-Вам понравилось экспериментировать? Тогда я вам предлагаю, заключительный волшебный эксперимент.

«Снежная ветка сосны»

Мы для опыта взяли ветку сосны, налили в тазик горячей воды, положили туда ветку сосны и насыпали соли.

На следующий день мы вытащили ветку и положили её сохнуть у батарее.

Ещё через 2-3 дня мы увидели, что наша веточка стала серебристая, как после мороза.

Давай те спросим у наших гостей, что им больше всего понравилось.

Конспект НОД по познавательному развитию «Камень галит и его свойства»
Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Мука и её свойства» для детей старшей группыКонспект НОД по познавательному развитию на тему «Мука и её свойства» для детей старшей группы .

Конспект НОД по познавательному развитию «В гости к Звездочету»Конспект НОД по познавательному развитию «В гости к Звездочету» Программное содержание: Познакомить детей с небесными телами – звездами, сформировать представления о том, что некоторые звезды объединены.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группеКонспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: Поможем Зайчику вернуться домой. Цель: - Продолжать учить составлять число 10 из единиц. - Познакомить с обозначением числа 10..

Конспект НОД по познавательному развитию «Воздух вокруг нас» Цель: создать условия для развития здоровьесберегающей компетентности в процессе экологического образования, посредством исследовательской.

Конспект НОД по познавательному развитию «Кошкин дом» Программное содержание: 1. Формировать представление детей о жизни диких, бездомных и домашних животных. 2. знакомить детей с образом жизни.

Конспект ООД по познавательному развитию «Радуга профессий» Тема: «Радуга профессий»Образовательные задачи: 1. Развивать у детей умение рассуждать, анализировать и представлять профессии связывая.

Конспект ОД по познавательному развитию «Моя семья» Цель – расширить представления воспитанников о своей семье. Задачи: Образовательные: • Закрепить у воспитанников представления о членах.

Непосредственно-организованная образовательная деятельность по познавательному развитию «Удивительные свойства воздуха»Непосредственно-организованная образовательная деятельность по познавательному развитию «Удивительные свойства воздуха» Цель: способствовать развитию любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование. Задачи. Образовательные: - способствовать.

Конспект НОД «Волшебный камень-магнит»Конспект НОД «Волшебный камень-магнит» НОД "Волшебный камень - магнит" Поисково-познавательная деятельность в средней группе Цель: Развитие познавательной активности у детей.

Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный камень — магнит»Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный камень — магнит» Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование. Задачи: Образовательные: 1. Формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию «Камень галит и его свойства»
Опубликовано: 6 января 2021 в 13:01
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД