Получи документы

Конспект (НОД) по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды». (5 фото)

Ольга Шишаева
Конспект (НОД) по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды».

Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД)

по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды».

Интеграция: ОО «Познание», ОО «Социализация», ОО «Коммуникация», ОО «Здоровье».

Задачи:

Публикация «Конспект (НОД) по познавательному развитию в старшей группе на тему: „Удивительные свойства воды“,» размещена в разделах

ОО «Познание» Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три агрегатных состояния - твердая, жидкая, газообразная - пар); познакомить с круговоротом воды в природе. Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

ОО «Коммуникация» - развивать фонематический слух; Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными, наречиями по теме, способствовать развитию мышления, любознательности.

ОО «Социализация» - Развивать желание участвовать в совместной коллективной деятельности, воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнера, доказывать свою правоту).

ОО «Здоровье» - Формировать привычку к здоровому образу жизни. Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;

Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.

Оборудование и материалы:

- Презентации –«Загадки», «Круговорот воды в природе».Глобус, чайник, зеркало.

Раздаточный материал на каждого ребёнка: одноразовые, прозрачные стаканчики с водой, тарелочки, пластиковые контейнеры, салфетки, апельсиновый сок, молоко, камешки, картинки.

Место проведения – Музыкальный зал.

Методические приемы:

Беседа;

Вопросы;

Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность);

Загадки;

Сюрпризный момент.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о значении воды

Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ»

Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой

Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»

Чтение сказки «Путешествие Капельки»

Проведение отдельных опытов с водой.

Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)

Познавательная игра «Где, какая вода бывает

Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»

Наблюдение за водой на прогулке.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

I часть: Вводная (информационно-познавательная)

Организационный момент:

Доброе утро! Я вам говорю.

Доброе утро! Я всех вас люблю!

Желаю вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, ума набираться!

Приветствие гостей.

Предлагаю собраться на ковре образуя круг взявшись за руки. В центре круга глобус накрыт большой салфеткой.

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.

- Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)

- Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают себе вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.

- Где работают ученые? (в научной лаборатории)

- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)

- Но, чтоб попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований. И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это?

Загадка:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус)

- А что такое глобус?

(Глобус - это модель Земли.)

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый) .

- А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)

- А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?

(Значит, что воды больше)

- Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.

- В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.

Показ презентации «Загадки».

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь это-… (дождь)

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые… (снежинки)

Сверху одеяло

На землю упало,

Самой лучшей ваты

Мягче и белей.

Травкам и козявкам,

Всем зверушкам малым

Спать под одеялом

До весенних дней. (снег)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет-

Гвоздь упадет. (сосулька)

Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан… (иней)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошел искать их днем

Ищем, ищем – не найдем. (роса)

Пушистая вата – плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)

По небесам оравою,

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше,

От дырявой… (тучи)

Прозрачен, как стекло

А не вставишь в окно. (лед)

- Что объединяет все наши отгадки? (Это вода.)

-Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (ответы)

- Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной.

- Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде.

Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.

Без пищи мы можем прожить 3-4недели.

Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.

И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места.

(Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

Практическая часть.

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе

Опыт №1 «Вода – жидкость»

Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку? (ответы детей)

Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.

Вывод: вода - жидкость.

Опыт №2. «Вода не имеет формы»

- Посмотрите у вас на столе, у меня лежит предмет. Что это? (Камушек)

Если мы опустим его в стакан, потом положим на стол, на ладошку, изменит ли он свою форму? (ответы детей) Нет, в любом месте форма его не меняется.

- А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт. Возьмите стаканчик с водой и перелейте из него воду в посуду разной формы. Что происходит с водой? Какую форму она принимает? Правильно, вода приняла форму той посуды, в которую её налили. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода? (ответы детей)

Вывод: вода не имеет собственной формы, она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

Опыт №3. «Вода бесцветная»

- А сейчас возьмите стаканчики с водой с молоком.

- Какого цвета молоко? (белого). А можно ли сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.

Ребята, поставьте стакан с водой на картинку, видно её? Теперь поставьте стакан с молоком. Что вы обнаружили?

Через воду рисунок виден, а через молоко нет.

Вывод: вода – прозрачная жидкость.

Опыт №4. Вода не имеет запаха

-Ребята понюхайте воду и скажите, чем она пахнет.

( У воды нет запаха).

- Понюхайте стакан с соком. (апельсиновый)

- Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т. к. ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт №5. Вода не имеет вкуса.

- Ребята попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? (Нет)

- А теперь попробуйте сок. Есть ли у него, вкус? (Да)

- Да, сок имеет вкус. Он сладкий.

Вывод: Вода не имеет вкуса.

Опыт№6. «Пар – это вода».

- А сейчас я покажу вам опыт, как вода превращается в пар (демонстрация как вода испаряется)

- Посмотрите, как из чайника выходит пар.

- Откуда он взялся в чайнике? Я туда наливала воду.

Вывод: Вода при нагревании превращается в пар.

-Когда пар поднимается и остывает, он снова превращается в воду. Но если поставить над паром зеркало или стекло, то можно пронаблюдать, как скапливается вода.

Вывод: Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.

Такое скопление мелких частичек воды в природе, высоко в небе мы называем облаками.

- Ребята, а сейчас мы немного отдохнем.

Музыкальная физминутка «Тучка».

(сели на стульчики)

- Мы сейчас много узнали о воде, доказали, что вода – это жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса, что вода в природе может быть разной. Твердой как лед, в виде пара и жидкой.

- Свойства воды позволяют воде путешествовать – что это значит?

- А сейчас я расскажу вам об одном интересном законе природы, называется он: «Круговорот воды в природе».

Слайд: «Круговорот воды в природе»

Показываю схему круговорота воды в природе.

- Капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Когда идёт дождик, капельки воды падают на землю. Капелек много, на земле получаются лужи, ручейки. Текут ручейки и попадают в речку, речка течёт в море. В море воды много, много. Когда солнышко греет, вода испаряется, превращается в пар. Пар поднимается вверх, и получаются облака, ветер дует – облака плывут по небу. Там, вверху холодно, капельки воды становятся больше, тяжелее, облака превращаются в тучки. Когда капельки становятся совсем большие и тяжёлые они падают вниз. Много, много капелек падает вниз, получается дождик, дождик идёт, образуются лужи…. и всё начинается сначала.

Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда – снежинки и падают на землю в виде снега.

Дождь и растаявший снег стекают в ручьи, которые несут свои воды в моря и океаны, они питают землю и дают жизнь растениям и животным.

(Жестом показываю «как по кругу движется вода в природе, получается круговорот».)

Так происходит много раз: капельки путешествуют в природе по кругу всегда!

- Такое путешествие называется – «Круговорот воды в природе».

- Давайте вместе скажем: - Круговорот воды в природе.

- Сегодня мы познакомились с некоторыми свойствами воды.

А как вы думаете, смогли бы люди жить без воды? (Нет, вода нужна людям).

- Что может быть привычнее для нас, чем вода? Это самое обычное, самое распространенное вещество на нашей планете. Во все времена жизнь человека тесным образом связана с водой.

- Где человек использует воду? Для чего нужна человеку вода?

(ответы детей)

- Правильно, ребята, человек начинает свой день под освежающей струей холодной воды, пьет ее и готовит пищу, отдыхает у воды. Вода настолько привычная для нас, что мы ее перестаем замечать и ценить.

Без воды не может прожить ни одно живое существо. Вода нужна всем, поэтому к воде нужно относиться бережно.

От загрязненной воды страдает все живое. Засыхают растения, погибают рыбы и птицы, болеют звери и люди. Поэтому нужно беречь воду, не загрязнять реки.

Озера, охранять родники, бережно расходовать водопроводную воду.

Для организации детей предлагаю собраться на ковре, образуя круг, взявшись за руки.

Беседа по вопросам:

– Что интересного узнали?

Вода – может быть жидкой. Когда она жидкая - она текучая.

Вода – бесцветная.

Вода – безвкусная.

Вода – не имеет запаха

Вода - не имеет формы.

Но при желании мы можем изменить цвет, вкус, запах.

- Молодцы, ребята. Вы много знаете о свойствах воды.

Хорошо сегодня поработали в лаборатории.. Спасибо вам за активную работу.

- А сейчас послушайте сказку, про тучку.

Сказка.

Жила - была на небе небольшая туча. У нее было много-много дочек -голубых, синих, фиолетовых капелек. Капельки очень любили свою Маму - Тучку, а Тучка своих дочек. Но однажды на небе загремел гром, засверкали молнии. Туча испугалась и сказала: «Бегите скорее на землю, там вы спасетесь!».

И капельки запрыгали с неба быстрее и быстрее, и пролились веселым дождиком. На земле их радостно встретили. Голубые капельки позвали к себе ручейки, синие поселились в реках и морях, а фиолетовые в океане. Им жилось весело и хорошо. Они резвились, брызгались, переливались в лучах солнышка,

и даже ходили, друг к другу в гости, а всему живому на земле несли радость и прохладу. Плавали - плавали капельки, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх, испарились под лучами солнца, вернулись к маме Тучке. Молодцы капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь побудьте с мамой Тучкой, я без Вас соскучилась

Сюрпризный момент «Волшебная тучка»

Конспект (НОД) по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды».
Фото «Удивительные свойства воды»
Конспект (НОД) по познавательному развитию в старшей группе на тему: . - фото
Фото №1 Конспекты занятий Фото №2 Все конспекты Конспект непосредственной образовательной деятельности НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему Удивительные
Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в подготовительной группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в старшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект (НОД) по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды».
Опубликовано: 15 марта 2013 в 11:14
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД