Конспект (НОД) по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды».

Ольга Шишаева
Конспект (НОД) по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды».

Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД)

по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды».

Интеграция: ОО «Познание», ОО «Социализация», ОО «Коммуникация», ОО «Здоровье».

Задачи:

ОО «Познание» Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три агрегатных состояния - твердая, жидкая, газообразная - пар); познакомить с круговоротом воды в природе. Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

ОО «Коммуникация» - развивать фонематический слух; Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными, наречиями по теме, способствовать развитию мышления, любознательности.

ОО «Социализация» - Развивать желание участвовать в совместной коллективной деятельности, воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнера, доказывать свою правоту).

ОО «Здоровье» - Формировать привычку к здоровому образу жизни. Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;

Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.

Оборудование и материалы:

- Презентации –«Загадки», «Круговорот воды в природе».Глобус, чайник, зеркало.

Раздаточный материал на каждого ребёнка: одноразовые, прозрачные стаканчики с водой, тарелочки, пластиковые контейнеры, салфетки, апельсиновый сок, молоко, камешки, картинки.

Место проведения – Музыкальный зал.

Методические приемы:

Беседа;

Вопросы;

Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность);

Загадки;

Сюрпризный момент.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о значении воды

Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ»

Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой

Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»

Чтение сказки «Путешествие Капельки»

Проведение отдельных опытов с водой.

Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)

Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»

Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»

Наблюдение за водой на прогулке.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

I часть: Вводная (информационно-познавательная)

Организационный момент:

Доброе утро! Я вам говорю.

Доброе утро! Я всех вас люблю!

Желаю вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, ума набираться!

Приветствие гостей.

Предлагаю собраться на ковре образуя круг взявшись за руки. В центре круга глобус накрыт большой салфеткой.

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.

- Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)

- Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают себе вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.

- Где работают ученые? (в научной лаборатории)

- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)

- Но, чтоб попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований. И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это?

Загадка:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус)

- А что такое глобус?

(Глобус - это модель Земли.)

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый) .

- А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)

- А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?

(Значит, что воды больше)

- Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.

- В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.

Показ презентации «Загадки».

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь это-… (дождь)

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые… (снежинки)

Сверху одеяло

На землю упало,

Самой лучшей ваты

Мягче и белей.

Травкам и козявкам,

Всем зверушкам малым

Спать под одеялом

До весенних дней. (снег)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет-

Гвоздь упадет. (сосулька)

Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан… (иней)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошел искать их днем

Ищем, ищем – не найдем. (роса)

Пушистая вата – плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)

По небесам оравою,

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше,

От дырявой… (тучи)

Прозрачен, как стекло

А не вставишь в окно. (лед)

- Что объединяет все наши отгадки? (Это вода.)

-Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (ответы)

- Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной.

- Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде.

Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.

Без пищи мы можем прожить 3-4недели.

Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.

И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места.

(Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

Практическая часть.

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе

Опыт №1 «Вода – жидкость»

Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку? (ответы детей)

Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.

Вывод: вода - жидкость.

Опыт №2. «Вода не имеет формы»

- Посмотрите у вас на столе, у меня лежит предмет. Что это? (Камушек)

Если мы опустим его в стакан, потом положим на стол, на ладошку, изменит ли он свою форму? (ответы детей) Нет, в любом месте форма его не меняется.

- А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт. Возьмите стаканчик с водой и перелейте из него воду в посуду разной формы. Что происходит с водой? Какую форму она принимает? Правильно, вода приняла форму той посуды, в которую её налили. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода? (ответы детей)

Вывод: вода не имеет собственной формы, она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

Опыт №3. «Вода бесцветная»

- А сейчас возьмите стаканчики с водой с молоком.

- Какого цвета молоко? (белого). А можно ли сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.

Ребята, поставьте стакан с водой на картинку, видно её? Теперь поставьте стакан с молоком. Что вы обнаружили?

Через воду рисунок виден, а через молоко нет.

Вывод: вода – прозрачная жидкость.

Опыт №4. Вода не имеет запаха

-Ребята понюхайте воду и скажите, чем она пахнет.

( У воды нет запаха).

- Понюхайте стакан с соком. (апельсиновый)

- Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т. к. ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт №5. Вода не имеет вкуса.

- Ребята попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? (Нет)

- А теперь попробуйте сок. Есть ли у него, вкус? (Да)

- Да, сок имеет вкус. Он сладкий.

Вывод: Вода не имеет вкуса.

Опыт№6. «Пар – это вода».

- А сейчас я покажу вам опыт, как вода превращается в пар (демонстрация как вода испаряется)

- Посмотрите, как из чайника выходит пар.

- Откуда он взялся в чайнике? Я туда наливала воду.

Вывод: Вода при нагревании превращается в пар.

-Когда пар поднимается и остывает, он снова превращается в воду. Но если поставить над паром зеркало или стекло, то можно пронаблюдать, как скапливается вода.

Вывод: Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.

Такое скопление мелких частичек воды в природе, высоко в небе мы называем облаками.

- Ребята, а сейчас мы немного отдохнем.

Музыкальная физминутка «Тучка».

(сели на стульчики)

- Мы сейчас много узнали о воде, доказали, что вода – это жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса, что вода в природе может быть разной. Твердой как лед, в виде пара и жидкой.

- Свойства воды позволяют воде путешествовать – что это значит?

- А сейчас я расскажу вам об одном интересном законе природы, называется он: «Круговорот воды в природе».

Слайд: «Круговорот воды в природе»

Показываю схему круговорота воды в природе.

- Капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Когда идёт дождик, капельки воды падают на землю. Капелек много, на земле получаются лужи, ручейки. Текут ручейки и попадают в речку, речка течёт в море. В море воды много, много. Когда солнышко греет, вода испаряется, превращается в пар. Пар поднимается вверх, и получаются облака, ветер дует – облака плывут по небу. Там, вверху холодно, капельки воды становятся больше, тяжелее, облака превращаются в тучки. Когда капельки становятся совсем большие и тяжёлые они падают вниз. Много, много капелек падает вниз, получается дождик, дождик идёт, образуются лужи…. и всё начинается сначала.

Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда – снежинки и падают на землю в виде снега.

Дождь и растаявший снег стекают в ручьи, которые несут свои воды в моря и океаны, они питают землю и дают жизнь растениям и животным.

(Жестом показываю «как по кругу движется вода в природе, получается круговорот».)

Так происходит много раз: капельки путешествуют в природе по кругу всегда!

- Такое путешествие называется – «Круговорот воды в природе».

- Давайте вместе скажем: - Круговорот воды в природе.

- Сегодня мы познакомились с некоторыми свойствами воды.

А как вы думаете, смогли бы люди жить без воды? (Нет, вода нужна людям).

- Что может быть привычнее для нас, чем вода? Это самое обычное, самое распространенное вещество на нашей планете. Во все времена жизнь человека тесным образом связана с водой.

- Где человек использует воду? Для чего нужна человеку вода?

(ответы детей)

- Правильно, ребята, человек начинает свой день под освежающей струей холодной воды, пьет ее и готовит пищу, отдыхает у воды. Вода настолько привычная для нас, что мы ее перестаем замечать и ценить.

Без воды не может прожить ни одно живое существо. Вода нужна всем, поэтому к воде нужно относиться бережно.

От загрязненной воды страдает все живое. Засыхают растения, погибают рыбы и птицы, болеют звери и люди. Поэтому нужно беречь воду, не загрязнять реки.

Озера, охранять родники, бережно расходовать водопроводную воду.

Для организации детей предлагаю собраться на ковре, образуя круг, взявшись за руки.

Беседа по вопросам:

– Что интересного узнали?

Вода – может быть жидкой. Когда она жидкая - она текучая.

Вода – бесцветная.

Вода – безвкусная.

Вода – не имеет запаха

Вода - не имеет формы.

Но при желании мы можем изменить цвет, вкус, запах.

- Молодцы, ребята. Вы много знаете о свойствах воды.

Хорошо сегодня поработали в лаборатории.. Спасибо вам за активную работу.

- А сейчас послушайте сказку, про тучку.

Сказка.

Жила - была на небе небольшая туча. У нее было много-много дочек -голубых, синих, фиолетовых капелек. Капельки очень любили свою Маму - Тучку, а Тучка своих дочек. Но однажды на небе загремел гром, засверкали молнии. Туча испугалась и сказала: «Бегите скорее на землю, там вы спасетесь!».

И капельки запрыгали с неба быстрее и быстрее, и пролились веселым дождиком. На земле их радостно встретили. Голубые капельки позвали к себе ручейки, синие поселились в реках и морях, а фиолетовые в океане. Им жилось весело и хорошо. Они резвились, брызгались, переливались в лучах солнышка,

и даже ходили, друг к другу в гости, а всему живому на земле несли радость и прохладу. Плавали - плавали капельки, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх, испарились под лучами солнца, вернулись к маме Тучке. Молодцы капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь побудьте с мамой Тучкой, я без Вас соскучилась

Сюрпризный момент «Волшебная тучка»

Конспект (НОД) по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды».
Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в подготовительной группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в старшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект (НОД) по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды».
Опубликовано: 15 марта 2013 в 11:14
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке рябины». ( Для детей 6-7 лет) Доброго времени суток, коллеги! Я...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...