Получи документы

Конспект НОД «Посуда вчера и сегодня» (старшая группа)

Елена Сызранцева
Конспект НОД «Посуда вчера и сегодня» (старшая группа)

НОД по познавательному развитию в старшей группе "Посуда вчера и сегодня" МБДОУ -детский сад "Берёзка" р. п. Лысые Горы Лысогорского района Саратовской области, воспитатель: Сызранцева Е. Е.

Познавательное развитие.

Основная образовательная программа МБДОУ д/сад «Берёзка» с учётом общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А.

Возрастная группа: старшая группа

Публикация «Конспект НОД „Посуда вчера и сегодня“ (старшая группа)» размещена в разделах

Тема НОД: «Посуда вчера и сегодня»

Цель: создание условий для формирования у детей целостного представления о посуде, её многообразии по материалу и назначению.

Задачи:

• Познакомить детей с историей возникновения и развития посуды.

• Формировать у детей представления о том, какая посуда была раньше, познакомить с новым атрибутом – чугунком и ухватом.

• Развивать декоративное творчество, умение создавать узоры по мотивам народной росписи.

• Развивать у детей любознательность, основные психические процессы (память, внимание, мышление). Развивать интерес к народным играм.

• Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

• Приобщать детей к истокам народной культуры.

Виды деятельности: игровая, ситуативный разговор, общение со взрослыми, совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.

Форма организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: создание игровой ситуации.

Оборудование: фото старинной посуды, серебряные ложки, чугунок, ухват, деревянные ложки по количеству детей и мешочки для ложек, краски гуашь, кисти, тряпочки, стаканы для воды. Куклы: Знайка и Незнайка. Макет печи.

Предварительная работа: отгадывание загадок, разучивание потешек, рассматривание иллюстраций о посуде, русская народная игра «Горшки».

Ход НОД:

Ребята, к нам пришли гости. Скажем: «Здравствуйте!».

1. Вводная часть

- Сегодня к нам в гости пришёл ещё учёный – малыш по имени Знайка.

-Как вы думаете, почему его так зовут? Правильно, он всё знает.

Знайка: Здравствуйте, ребята! Хочу спросить вас: - Знаете ли вы, что есть вещи и предметы, далёкой старины, без которых люди не могут обойтись в жизни?

Появляется Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте! Что это вы тут собрались? Почему меня - знаменитого Незнайку не позвали? Я ведь столько всего знаю, даже представить трудно.

Знайка: Знаешь ли ты, Незнайка, что есть вещи и предметы, далёкой старины, без которых люди не могут обойтись в жизни?

Незнайка: Я, без чего я не могу обойтись? Да, знаю, что не знаю.

Знайка: Тогда отгадайте загадку:

Сама не ем, а всех людей кормлю. Что это?

- Ребята, помогите Незнайке. Что это?

Правильно, это ложка.

Знайка: А кто знает для чего нужна ложка? Правильно, для еды.

Незнайка: А что можно ею кушать? Правильно, это суп, кашу, щи…

Знайка: А вот давным - давно на Руси у людей не было таких ложек совсем.

Незнайка: Очень хочется узнать, с помощью чего ели раньше?

Знайка: Я предлагаю всем отправимся в путешествие, в далёкую старину, и тогда узнаем рождение ложки.

- А давайте отправимся в это путешествие на самолёте.

- Расправим крылья и произнесём такие слова:

«Самолёт летит, самолёт гудит: У-У-У – мы летим в далёкую старину».

Дети садятся на стулья, которые стоят полукругом.

-Ребята, мы приземлились в музей истории ложек.

– Давайте по удобнее сядем и послушаем интересную историю.

2. Основная часть

-Одному гениальному древнему человеку пришла в голову мысль, что зачерпывать еду из горшка лучше, чем пить через край и доставать руками со дна то, что на нём осталось, например мясо или овощи.

Дети рассматривают образцы ложек

-Первую ложку человек вытесал из камня. Она была тяжёлая и неровная. Она обжигала губы, ведь камень быстро нагревался и держал тепло.

-Потом появились ложки из кости животного. Они были лёгкими, гладкими, уже не обжигали губы во время еды, как каменные.

-Много позже для богатых людей стали изготавливать ложки из бронзы и серебра.

-Простые бедные люди ели щи и кашу деревянными ложками. Их вырезали из липы. Они были лёгкие, не нагревались от горячей пищи.

Незнайка: Я могу на ощупь определить, из чего же они сделаны?

Определи на ощупь. -Вот возьмите ложки на ощупь определите, из чего же они сделаны? Правильно, из дерева.

-Лёгкие или тяжёлые? Правильно, лёгкие.

-Правильно. Вот такими ложками ели раньше простые бедные люди.

- Да и носили ложки в специальном мешочке у пояса. Ложки всегда носили при себе, за поясом. В гости ходили тоже со своей ложкой.

Повяжи мешочек.

-Выйди, Артемий, ко мне, я тебе повяжу мешочек.

И положи в него ложку рукояткой вверх.

-Я приготовила для каждого такой мешочек.

- Сейчас мы вам их повяжем.

- Кладите все туда ложки рукояткой вверх.

Дети подходят и подвязывают

-Потом народные умельцы стали ложки расписывать и раскрашивать. Достаньте ложку из мешочка и посмотрите, какие они стали яркие, красивые, расписные.

-Умельцы были рукодельные и расписывали их в ручную: вырезали из липы,пропитывали льняным маслом,сушили и раскрашивали.

-Давайте рассмотрим, что же нарисовано на ложках?

Правильно, цветы,ягодки,травка, рыбки.

- Умельцы не только украшали ложки но и сочиняли песни, потешки о них. Может кто-то знает из вас потешку о ложке? Раскажите.

В плошку налей окрошку,

Возьми ложку, хлебай понемножку.

Дуйте в дудки, бейте в ложки,

В гости к нам пришли матрёшки.

Ложки деревянные, матрёшки румяные.

- Ребята, давайте оставим эти ложки в «музее истории ложек».

-До сегодняшнего дня остались ложки из серебра. Во многих семьях сохранился такой обычай, как дарить серебряную ложку малышу, у которого появился первый зубик.

- Прошло много времени, сегодня

-Ребята, а вы какими ложками кушаете? Из чего они сделаны? Правильно, из металла.

- А какие они – тяжёлые или лёгкие? Подержите ложку в руках, какая она? Правильно, ложка тяжёлая.

-Вы можете её сравнить с деревянной. Какая легче? Правильно, деревянная.

-Кто знает, какие бывают ложки по размеру? Правильно, большие и маленькие, маленькие для чая, большие для каши и супов.

-Правильно вы мне ответили.

-Сейчас деревянные ложки служат как музыкальные инструменты.

Знайка: Ребята, а вы знаете, как нужно держать ложки, что бы получился звук? Нужно ложки держать вот так – щёчка к щёчке.

Это выпуклое место называется щёчка.

Незнайка: А, давайте надуем свои щёчки и потрогаем, какие они у нас выпуклые, а указательный палец положить между рукоятками ложек. Ручка у ложки называется рукояткой.

Знайка: - Я хочу задать вам вопрос. На чем сегодня ваши мамы варят обед и ужин? (на плите)

-Ребята, давайте, покажем нашим друзьям плиту.

(Дети идут к диванчикам, макетам)

Знайка: А какие у вас дома плиты? (газовые, электрические)

Незнайка: А вот раньше не было таких плит.

-Как вы думаете, на чем готовили еду в старину? Правильно, на печке, на костре.

-У меня для вас есть загадка:

Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча. (Печь)

-Скажите, может быть вы где-то видели печь?

-Я для вас приготовила макет печи. Правда, она маленькая.

-Ребята, а в чём ваши мамы готовят обед?

В чём варят кашу, щи? (В кастрюлях).

-А раньше кастрюль не было. Суп и кашу варили вот в таких горшках. Назывался такой горшок-чугунок.

Чугунки были разных размеров. Подержите, тяжёлый или лёгкий? Правильно, тяжёлый.

-Чугунок ставили в печку, а когда он нагревался, его из печи доставали ухватом, чтобы не обжечь руки. А вот и ухват.

- Хотите подержать? После я разрешу вам каждому подержать ухват с чугунком.

-А вот и современный чугунок. В нём можно готовить на плите и в духовке. Как называется этот горшок? (чугунок)

- А чем вытаскивали чугунок из печи? (ухватом) - Молодцы.

(Вспомнить правила игры, рассматривая горшок)

Дети играют в русскую народную игру «Горшки"

Подвижная игра «Горшки»

-Вот и поиграли дружно.

-Предлагаю отправиться в творческую мастерскую, к умельцам.

- Как много здесь ложек. Но что же в них не хватает?

Правильно, они не раскрашены.

- Скажите, а какую мы использовали роспись?

- Правильно, ложки расписывают только хохломской росписью.

- Правильно, мы уже нанесли на ложки жёлтый тон, который присутствует только в хохломе.

Дети ушными палочками дорисовывают ягоды – смородину. Работа детей.

Знайка хвалит детские работы. Все молодцы.

3. Заключительная часть

Незнайка: Друзья, спасибо вам за интересный рассказ.

И мы теперь знаем, какая посуда была вчера и сегодня.

- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад, а нашим друзьям в свою сказочную страну.

Дети садятся на стульчики.

-Как называется этот горшок? Правильно, чугунок.

- А чем вытаскивали чугунок из печи? Правильно, ухватом.

-Если ложка сделана из дерева, то она какая!

Правильно, ложка деревянная.

Из камня (кости, бронзы, серебра, металла, пластмассы, дерева, то она какая? Правильно, каменная, костяная, бронзовая, серебряная, металлическая, пластмассовая, деревянная … Молодцы.

-С тех пор менялась мода, но цель оставалась прежней:

есть аккуратно и красиво!

Публикации по теме:

Консультация «Преемственность ДОУ и школы: вчера, сегодня, завтра» «Преемственность ДОУ и школы: вчера, сегодня, завтра» Красовская Е. А., воспитатель первой категории МКДОУ Кутуликский детский сад №1.

ФЦКМ «Защитники Отечества вчера и сегодня» в подготовительной группе .

Конспект занятия по математике «Вчера, сегодня, завтра» Конспект занятия по математике в средней группе "Вчера, сегодня, завтра" Задачи: Образовательные: 1. Упражнять в счёте предметов на ощупь.

Методическая разработка планирования «Гулькевичи вчера и сегодня» (старший дошкольный возраст) Актуальность. Общеизвестно, что ребёнок познаёт мир из ближайшего окружения. Его любовь к Родине начинается с любви к отцу и матери, родному.

Конспект занятия по ознакомлению с предметным окружением на тему «Посуда» (старшая группа) Познавательное развитие Раздел: ознакомление с предметным окружением старшая группа Тема: «посуда» Цель: Закрепить познания детей о посуде.

Проект «Уфа — вчера, сегодня, завтра» в подготовительной группе Проект подготовительной к школе группы. "Уфа- вчера, сегодня, завтра". Актуальность: У каждого счастливого человека есть свой любимый город.

Проект «Книга: вчера, сегодня, завтра». 4 класс Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лаганская средняя общеобразовательная школа №1 им. Люлякина И. М.» Проектная.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Карачев: вчера, сегодня, завтра» Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Карачев-вчера, сегодня, завтра». Автор: Михеева Валентина Николаевна.

Сценарий Лего-фестиваля «Улан-Удэ вчера, сегодня, завтра» Сценарий Лего – фестиваля «Улан –Удэ вчера, сегодня, завтра» Под бурятскую музыку заходят дети, родители и гости. Слайд №1 «Улан –Удэ вчера,.

Эссе «Модернизация российского образования: вчера, сегодня, завтра» Эссе Модернизация российского образования: вчера, сегодня, завтра Во все времена, во всяком народе, государстве, стране ценились люди, обладающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Посуда вчера и сегодня» (старшая группа)
Опубликовано: 15 марта 2018 в 12:58
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД