МААМ-картинки

Конспект НОД «Путешествие по старинным предметам» для детей подготовительной группы

Князькина Марина Павловна
Конспект НОД «Путешествие по старинным предметам» для детей подготовительной группы

Цель: Знакомство детей с традиционными видами женского

рукоделия – прядение и ткачество.

Задачи:

- Воспитывать у детей любовь к Родине, к ее традициям и

народной культуре.

- Расширять знания детей о предметах старины, их

назначении.

- Активизировать в речи слова: прялка, веретено, пряха,

кудель и др.

- Развивать двигательную активность.

- Научить детей видеть в предметах знаковые символы эпохи

- Создавать на занятии атмосферу радости от общения с прошлым.

Публикация «Конспект НОД „Путешествие по старинным предметам“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах

Предварительная работа: знакомство с предметами быта, обычаями и традициями на других занятиях в «уголке русской избы»; чтение рассказа К. Д Ушинского «Как рубашка в поле выросла», беседа по содержанию; знакомство детей с технологией изготовления крестьянами одежды; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр («Заря –заряница», «Горелки», «Клубок», «Ткацкий станок» и др.)

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие Цель: Закрепить знание детей с предметами крестьянского быта: прялкой, веретеном, ткацким станком, рубелем, вальком.

Речевое развитие Цель: Активизировать в речи слова: прялка,

прясть, веретено, ткацкий станок, ткать, рубель, валек и т. д. ;Обогащать словарь пословицами, поговорками, загадками,потешками.

Социально-коммуникативное развитие Цель: Прививать интерес к культуре родного народа, народным традициям,русскому фольклору, вызвать атмосферу радости от общения с прошлым.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, трудовая, восприятие художественной литературы и фольклора.

Материалы и оборудование:

1. Аудиозаписи с русской народной музыкой;

2. «Уголок русской избы» с предметами быта: прялка, веретено, пряжа, моток ниток, ткацкий станок, валек, скалка, рубель, угольный утюг и т. д. и деревенской утварью.

3. «Уголок ряжения»: русский народный сарафан, девичья повязка, холщовые онучи, суконные онучи, лапти.

Ход НОД (в «уголке русской избы»):

- Здравствуйте, гости дорогие, гости званные, гости желанные! Вовремя вы к нам пришли! Заходя в нашу избу, вы оказываетесь в круговороте времени, где связано настоящее и прошлое. Каждый предмет здесь рассказывает о себе, имеет свою историю: откуда он появился и как человек им работал. Я вам все расскажу и покажу.

- Сначала я вам хочу задать вопрос: какое сейчас время года?

(Ответ детей)

- Правильно, осень. Значит, закончилась тяжелая работа в поле: хлеб убран, к зиме все подготовлено. Начинаются в деревнях веселые посиделки. А что такое посиделки? Кто это где сидел и что делал?

(Ответы детей)

- Оказывается, это девушки собирались вместе в одном доме, чтобы рукодельничать: прясть, вязать, вышивать, а чтоб не скучно было работать – песни пели. Приходили парни, плясали,

рукодельниц развлекали. Давайте мы с вами посмотрим как все это было происходило. Садитесь, пожалуйста. (Дети садятся)

- Вот девушки сели за прялки. А что это такое? Найдите среди экспонатов прялку. У нее есть гребень, который расчесывает волокна (показ) и донце, на которое садится пряха (показ). Но для того, чтобы спрясть нить, одной прялки недостаточно, нужен еще один предмет. Вот и загадка про него: «Чем больше кручусь – тем больше становлюсь».

Ответ детей

- Правильно, веретено. Я вам покажу: как надо прясть. (Показ.)

Пальцы проворно тянут из кудели тонкий пучок овечьей шерсти. Жгутик этот скручивался одним движением, а родившаяся тонкая нить наматывалась на веретено. Учились прясть еще детьми:

лет с 8-ми, 9-ти, а потом уже с прялкой не расставались всю жизнь. (Вызов ребенка. Практическая работа)

- Когда спрядено было много ниток, начинали ткать.

- Ребята, а в какой сказке животные помогают людям ткать?

(Ответ детей)

- Правильно, сказка «Крошечка – Хаврошечка». Ей помогала добрая коровушка-матушка.

Вспомните, ребята, как обращалась Крошечка-Хаврошечка к коровушке? (Ребята вспоминая сказку, отвечают)

- Коровушка – матушка! Меня бьют, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню надо пять пудов (80 кг.) напрясть, наткать, побелить, погладить и в трубы скатать.

- Давайте, ребята, посмотрим, как же ткали? Ткали холст – грубую ткань - на специальном станке из дерева, который называется ткацкий станок. (Показ) Сначала в стан заправляли нити (показ), потом вручную при помощи челнока протягивали поперечную нить (показ), и движением решетки ее уплотняли (показ). Нажимая на педаль, меняли уровни нитей (показ). Так постепенно рождалось полотно. (Показ)

(Вызов ребенка. Практическая работа)

- Ну, как? Быстро ли ткать? Могла ли Крошечка – Хаврошечка пять пудов ткани за ночь наткать? А ведь это 80 кг. (Ответы детей)

Физкультминутка

«Уж вы, девицы»

Уж вы, девицы,

Милые подруженьки!

Ты скажи-ка, девица,

Расскажи, красавица,

Как лен сеют,

Как лен сеют,

Вот так, вот сяк,

Вот и эдак, вот и так!

ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ: Идут по кругу хороводным шагом, взявшись за руки.

То же самое «дробным» шагом.

– сужают круг;

– расходятся.

Имитируют движение: «сеяние льна».

(в последующих куплетах – имитация движения, как лет «терплют», «чешут»,

«прядут», «ткут»)

- Вот наткали полотна, оно у вас получилось грубоватое. (Дать потрогать).

Стирать руками это полотно было тяжело. И поэтому придумали такой инструмент, как валек. с

- А знаете ли вы, ребята, что одежду отстирывали при помощи речного песка? Ведь в те времена не было стиральных порошков. Посыпали чистый песок на полотно и отбивали

деревянным вальком. (Показ) Так выбивалась грязь.

- Посмотрите на валек, от ударов он даже изогнулся, когда-то он был прямым. Видимо, он много стирок видел на своем веку.

- Нитки мы напряли, из них ткань соткали, ее постирали, а погладить чем же? Вот вам и задание: найти среди экспонатов инструмент для глажки. (Ответ детей)

- В давние времена не было железных утюгов и, тем более, электричества. Утюг заменяли скалка и рубель. (Показ). Слегка влажную ткань наматывали на скалку и рубелем вот

таким образом прокатывали. (Показ. Вызов ребенка. Практическая работа)

- А во что была одета Крошечка - Хаврошечка? (Ответ детей)

- Правильно, в сарафан, рубаху, плато, лапти. (Показ манекена). А кто шил одежду? (Ответы детей)

- Девочки сами шили себе сарафаны, потому что с пяти лет учились рукодельничать.

- А сейчас выберем Крошечку - Хаврошечку и оденем ее в праздничный русский народный костюм. (Вызов девочки)

- Сейчас вы носите летом летнюю обувь, зимой – зимнюю обувь. А в старину были только лапти, носили лапти и зимой, и летом. Летом лапти надевались на холщовые онучи, а зимой

поверх холщовых наматывались суконные. (Вызов ребенка) Все это привязывалось крест-накрест к ноге (Показ).

Плетение лаптей занимались мужчины. Лапти старались делать прочными, чтобы дольше носились, потому, как срок годности их был недолгий – от 3-х до 10 дней.

- Ребята, сегодня мы с вами познакомились с предметами старины, которые хранятся в нашей сказочной избе. Это были предметы хозяйственные, которые были необходимы для человека. Все они сделаны из чего? Из какого материала?

(Ответы детей)

- Правильно из дерева.

-А как вы думаете, почему в старину многие инструменты изготовлялись именно из дерева? (Ответы детей)

- Каждый человек должен был многое уметь делать.

Рефлексия с показом предметов старины:

Чтобы прясть нити – человек придумал что? (ответ детей) Правильно,прялку и веретено, соткать полотно? - (ответ детей), постирать одежду? (ответ детей) Чтобы погладить одежду он придумал. (ответ детей)

И все это было сделано из дерева. Самый доступный материал, как известно, было дерево.

Каждый предмет имеет свою ценность, потому что рассказывает о жизни в давние времена. И мы должны знать, как это было. Сохраняя предметы старины, мы сохраняем историю и культуру нашего края. Но это еще не все: здесь вы можете открыть для себя много нового и интересного.

- Спасибо вам, ребята, за внимание. До новых встреч!

Список используемой литературы:

Э. Емельянова. Наглядно-дидактическое пособие «Как наши

предки шили одежду».- Москва. Мозаика-Синтез, 2012

О. Л. Князева, М. Д. Маханева Приобщение детей к истокам

русской народной культуры. - Санкт-Петербург. Издательство

«Детство Пресс».- 2010

И. Г. Гаврилова Истоки русской народной культуры в детском

саду. - Санкт-Петербург. Издательство «Издательство

«Детство Пресс».- 2010

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия для детей с ФФН для подготовительной группы «Путешествие по Москве» Занятие 22. Тема: «Прогулка по Москве» Цели: 1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики. 2. Расширение словарного запаса и его актуализация.

Конспект музыкального развлечения «Путешествие в музыкальный город» для детей подготовительной группы Цель: Способствовать патриотическому воспитанию детей, привить любовь к родному городу через художественно-эстетическое и познавательное.

Конспект НОД по ФЭМП для детей подготовительной группы. Тема: «Путешествие по сказке «Теремок». Путешествие по сказке «Теремок» для детей подготовительной группы Знакомство со знаками «+», «–», «=». Задачи: Познакомить детей со знаками.

Конспект НОД по ИЗО деятельности для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Рисовандию» Дети входят в зал В. Наверное, на свете нет таких детей, которые не любили бы рисовать. Где они только не умудрялись рисовать: на бумаге,.

Конспект НОД по развитию экологических представлений для детей подготовительной группы «Путешествие по тундре» Конспект НОД по развитию экологических представлений для детей подготовительной группы «Путешествие по тундре» Задачи: -Знакомить детей.

Конспект по математике для детей подготовительной группы «Путешествие в сказочный лес» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.

Конспект театрализованного представления «Путешествие в страну Театралию» для детей подготовительной группы Конспект театрализованного представления «Путешествие в страну Театралию» (для подготовительных групп) Автор: Коноплёва Наталия Витальевна,.

Конспект занятия по ФЭМП для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Математики» Цель: систематизировать знания детей по формированию элементарных математических представлений. Задачи 1. Закреплять умение составлять.

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей подготовительной группы «Путешествие в подводный мир» ВидеоКонспект занятия по изобразительной деятельности для детей подготовительной группы «Путешествие в подводный мир» Видео Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей подготовительной группы «Путешествие в подводный мир» (коллективная лепка с.

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Путешествие по родному селу» Тема: «Путешествие по родному селу». Цель: Уточнить знания детей о названиях улиц родного села. Задачи: Образовательная: Закреплять знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Путешествие по старинным предметам» для детей подготовительной группы
Опубликовано: 12 апреля 2016 в 23:05
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД