Конспект НОД с детьми старшей и средней группы. «Гуляет русская зима».

Елена Михайлова
Конспект НОД с детьми старшей и средней группы. «Гуляет русская зима».

Интеграция образовательных областей: Познание, Музыка, Здоровье, ОБЖ,Коммуникация, Художественное творчество

Тип НОД: интегрированный

Возраст: 4-5 лет и 5-6 лет.

Форма организации: две возрастные подгруппы.

Формы непосредственной образовательной деятельности:

• Беседа,

• Дидактические и словесные игры,

• Экспериментальная деятельность.

Задачи для детей 5-6 лет:

Образовательные:

познакомить детей с понятием Рождественские Святки, с традициями, обычаями и обрядами, связанными с их организацией и проведением: гадания, народные гуляния, колядование, украшение елки.

Закрепить знания детей о событиях Рождества Христова и других народных праздниках: Масленица, Пасха, Красная горка, Вербное воскресенье и др.

Развивающие:

закреплять умения детей подбирать к праздникам соответствующие символы; называть профессии по схеме. Упражнять в образовании прилагательных от существительного.

Развивать понимание названий праздников.

Воспитательные:

прививать любовь к русским народным праздникам и традициям.

Воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня, радуя малышей подарками, сделанными своими руками.

Воспитывать личные качества: активность, самостоятельность, аккуратность и умение доводить начатое дело до конца.

Словарь новых слов: Святки, Святочные вечера, Рождество, козули, колядовать, колядки, гадание, ряженые.

Задачи для детей 4-5 лет:

Образовательные:

Продолжать знакомить детей с празднованием народных праздников Нового года, Рождества (украшение елки, колядование).

Развивающие:

Формировать желание детей принимать участие в праздничных колядованиях в группе старших дошкольников.

Воспитательные:

Воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня, выполняя общие действия по изготовлению поделок.

Словарь новых слов: Колядки, колядовать, козули, растворилась.

Предварительная работа:

С детьми 5-6 лет:

• Изготовление угощений «Козули»,

• Словесная игра «Назови профессию»

• Разучивание народной игры «Согревалочка»

• Дидактическая игра «Угадай праздник».

• Придумывание символов-схем к профессиям.

• Придумывание символов к народным праздникам.

• Домашнее задание: расспросить бабушек и дедушек о русских народных праздниках

• Беседа «Традиции россиян».

• Опытно-эксперементальная работа по изготовлению цветных льдинок.

С детьми 4-5 лет:

• Разучивание рождественских колядок.

• Разучивание народной игры «Согревалочка»

• Опытно-экспериментальная работа по окрашиванию воды.

Оборудование и материал:

• Дидактическая игра «Угадай праздник по символу»

• Глиняные горшочки с пшеном - 8 штук

• Карточки- схемы с обозначением предметов, характерных для определения профессий,

• Корзина с «Козулями»

• Формочки для льда- 8 штук

• Прозрачные баночки с водой – 8 штук

• Гуашь красного, желтого, синего, зеленого, оранжевого и белого цвета.

• Кисточки- 8 штук

• Бусинки и другие мелкие предметы для украшения льдинок

• Веревочки для льдинок

• Коробка с елочными игрушками из стекла, бумаги и металла.

• Елка, установленная на участке.

Ход непосредственной образовательной деятельности (НОД):

Воспитатель старшей группы читает стихотворение:

Гуляет русская зима

Останови ее, попробуй!

Махнет рукой – бела зима,

Махнет другой - растут сугробы

Белит деревья и дома

Морозит устали не зная!

Гуляет русская зима

Морозная, не злая!

Воспитатель старшей группы

- Ребята сейчас в России стоит снежная морозная зима. Именно на это время года приходятся большие всеми любимые праздники.

- Какие зимние праздники вы знаете? (Ответы детей)

- Молодцы! Но кроме этих праздников мы с вами знаем еще много других народных праздников.

- Давайте сейчас поиграем с вами в игру «Угадай праздник по символу» ,

ИГРА «УГАДАЙ ПРАЗДНИК ПО СИМВОЛУ»,

К картинке с праздником нужно подобрать карточку с символом этого праздника. Например, у меня на картинке праздник Новый год, символ этого праздника – елка.

(аналогично дети подбирают символы праздников: Масленица, Пасха, Красная горка, Крещение, Троица, Иван Купала, Вербное воскресение, последнюю карточку рассматривают с Рождеством.

Конспект НОД с детьми старшей и средней группы. «Гуляет русская зима».

Воспитатель старшей группы

- Молодцы ребята, все справились с заданием!

- Скажите, пожалуйста, какие праздники вы отметили недавно? (Новый год и Рождество)

- Ребята, а почему один из этих праздников назвали Рождество? (Ответы детей)

- Да, ребята со дня рождения Иисуса Христа все стали отмечать Рождество, после которого наступали Святки или как их еще называют Святочные вечера, у разных народов эти праздничные дни отмечались по- разному, но самое главное то, что у всех людей на Земле принято перед этими праздниками прощать друг другу обиды, желать только мира добра и здоровья.

- А хотите узнать, как отмечали эти праздники на Руси наши прадедушки и прабабушки?

Тогда, слушайте:

Праздник этот самый длинный,

Он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели.

От Рождества до Крещения,

Приготовив угощения

Пели разные колядки

По дворам ходили Святки,

Наряжались и шутили

Праздник ждали и любили!

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас!

Воспитатель старшей группы

- Кто, ребята запомнил, сколько длились Святки? (Две недели)

- На Руси в ночь на Рождество люди гадали. Все очень любили эту забаву, не все верили в гадание, но все равно гадали для веселья.

- А вы, хотите погадать? (Да)

- Тогда сейчас мы погадаем, что вас ждет - сейчас узнаем!

ГАДАНИЕ «ПРОФЕССИИ».

- Посмотрите, на лавке стоят горшочки, в которых насыпано пшено. Давайте подойдем и погадаем, кем же вы станете, когда вырастите.

Дети идут вокруг лавочки и произносят слова:

Горшочек с вершочек,

Скажи нам дружочек,

Что сбудется, станется?

Плохое, пусть останется!

Дети находят в горшочках с пшеном карточки со схематичным изображением предметов и по ним называют профессию (летчик, капитан, врач, спасатель, музыкант, кондитер, астроном, ученый, художник)

IMG]/upload/blogs/80ecd859137cdf1f482dbcac7d4bfa29.jpg.jpg[/IMG]

- Ну что, понравилось вам гадать?

- А теперь пришла пора узнать, как на Руси колядовали.

- В ночь перед Рождеством дети ходили колядовать. Они не просто ходили по дворам, а пели специальные песни - колядки.

Раздается стук в дверь, заходят ряженые дети средней группы с воспитателем.

Воспитатель средней группы:

- Дома ли хозяева? Разрешите коляду прославить?

Воспитатель старшей группы

- Заходите, гостям рады!

Дети средней группы поют колядки:

Коляда - маляда

Уроди пирога.

Уроди пшеничку,

На всякую птичку.

Отворяйте сундучки

Вынимайте пяточки.

По копеечке давайте,

Малым детям раздавайте.

Воспитатель старшей группы

- Спасибо, ребятки, мы для вас припасли специальные прянички (обращается к старшим детям)

- Как они называются, ребята? (Козули)

Воспитатель средней группы:

- А я знаю еще один, самый главный обычай - это обычай наряжать елку.

- А вы наряжали дома елку? (Да)

- А вот у нас на участке стоит очень грустная елочка. Она грустит, наверное, потому что на ней нет ни одной игрушки.

- Ребята, а что же нужно сделать, чтобы елочка перестала грустить и стала веселой? (Нарядить)

- Конечно же, ее надо нарядить, вот мы и игрушки с ребятами уже приготовили.

Воспитатель старшей группы

- Давайте посмотрим, что же это за игрушки. (достают из коробки стеклянные шары)

- Из чего сделаны эти шары? (Из стекла)

- Значит они какие? (Стеклянные)

- Ребята, как вы думаете можно ли повесить стеклянные шары на елку, которая растет на улице? (Нет)

- Почему? (Ответы детей)

- Ребята, посмотрите, а вот эти фонарики из какого материала сделаны (Из бумаги)

- Значит,они какие? (Бумажные)

- А ими можно украсить елку на улице? (Нет)

- Почему? (Ответы детей)

-Ребята, а вот тут еще остались игрушки, посмотрите, из чего сделаны они? (Из металла)

- Значит они какие? (Металлические)

- Так может быть эти игрушки можно повесить на нашу елку? (Нет)

- Почему? (Ответы детей)

Воспитатель средней группы:

- Ребята, а какими же игрушками нам тогда украсить елочку? (Ответы детей)

Воспитатель старшей группы

- А поможет ответить нам на этот вопрос загадка:

Он сковал большую реку, ровный гладкий, красота!

Он поможет человеку обходиться без моста.

А в каникулы, зимой, в эти славные деньки

Приглашает нас с тобой поскорей надеть коньки. (Лед)

Воспитатель старшей группы:

- Давайте вспомним, что такое лед?

- Какой он?

- Ну а теперь давайте пройдем в нашу лабораторию, приглашайте младших ребят с нами.

ЭКСПЕРИМЕНТ «ЦВЕТНЫЕ ЛЬДИНКИ»,

Воспитатель старшей группы:

- Ребята, как же мы можем сделать ледяную игрушку? (Ответы детей)

Выслушав версии детей, воспитатель выявляет алгоритм, который проговаривает вместе с детьми: налить воду в формочки, положить веревочку и поставить на мороз.

- Добавить краску в воду мы поручим малышам, а старшие ребята аккуратно размешают ее.

-Куда делась краска? (Растворилась)

Воспитатель старшей группы:

- А у меня есть еще разноцветные бусинки, ими тоже можно украсить льдинки.

Дети ср. гр красят воду, а дети ст. гр раскладывают бусинки и веревочки в формочки.

- Теперь давайте разольем цветную водичку по формочкам. В ячейки наливать воду нужно аккуратно, главное не перелить воду.

- Ну, вот все готово, что будем делать дальше.

- Сейчас, я отнесу льдинки на мороз. А пока вода будет замерзать я предлагаю поиграть, согласны?

ИГРА «СОГРЕВАЛОЧКА»

Идем-идем с тобой вдвоем (парами по кругу)

Идем дорогой длинною к зайчишкам, мишкам, снегирям.

Идем дорогой зимнею.

Мы руками хлоп-хлоп, (поворачиваются лицом друг к другу, выполняют движение по тексту)

И ногами топ-топ.

Головою круть-круть,

Постучали в грудь - в грудь.

А на улице мороз

Отморозит деткам нос (закрывают нос ладошкой)

Отморозит ушки, (закрывают ладошкой ушки)

Щечки, словно плюшки (надувают щечки, и нажимают на них пальчиками)

Не боимся мы зимы

Если вместе с тобой мы.

После игры заносят льдинки.

Воспитатель средней группы:

- Ребята, посмотрите, какая красота у нас получилась. Льдинки прямо как конфетки, так и хочется их облизать.

Воспитатель старшей группы:

- А скажите можно облизывать лед (Нет)

- Почему? (Ответы детей)

- Молодцы! Ну, давайте прямо сейчас пойдем с вами на улицу и украсим нашу елочку.

Воспитатель средней группы:

-Подождите ребята, а разве можно так идти зимой на улицу? (Нет)

- Почему? (Ответы детей)

- Конечно же, ребята, давайте не будем спешить, спокойно оденемся и тогда пойдем на улицу, украшать елочку.

Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в старшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
Конспект НОД с детьми старшей и средней группы. «Гуляет русская зима».
Опубликовано: 8 февраля 2013 в 21:50
+15
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие для развития фонематических процессов «Ромашка»
Хочу с Вами поделиться своим пособием, для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Развитие фонематических процессов является...
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...
Детский мастер-класс «Шар»
Меньше месяца осталось до наступления главного праздника, которого ждут все дети и даже взрослые - Нового года. В детском саду все уже начали усердно...
Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста...
( Дети заходят в зал, встают полукругом) Муз. руководитель. Здравствуйте, дети! Посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними,...
Конспект занятия по рельефной лепке в средней группе на тему: «Зима в лесу»
Программное содержание: - закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе; - расширить и закрепить знания детей о диких животных, об...