Папки-передвижки

Конспект НОД с детьми старшей и средней группы. «Гуляет русская зима». (14 фото)

Елена Михайлова
Конспект НОД с детьми старшей и средней группы. «Гуляет русская зима».

Интеграция образовательных областей: Познание, Музыка, Здоровье, ОБЖ,Коммуникация, Художественное творчество

Тип НОД: интегрированный

Возраст: 4-5 лет и 5-6 лет.

Форма организации: две возрастные подгруппы.

Формы непосредственной образовательной деятельности:

• Беседа,

• Дидактические и словесные игры,

• Экспериментальная деятельность.

Задачи для детей 5-6 лет:

Образовательные:

Публикация «Конспект НОД с детьми старшей и средней группы, „Гуляет русская зима“,» размещена в разделах

познакомить детей с понятием Рождественские Святки, с традициями, обычаями и обрядами, связанными с их организацией и проведением: гадания, народные гуляния, колядование, украшение елки.

Закрепить знания детей о событиях Рождества Христова и других народных праздниках: Масленица, Пасха, Красная горка, Вербное воскресенье и др.

Развивающие:

закреплять умения детей подбирать к праздникам соответствующие символы; называть профессии по схеме. Упражнять в образовании прилагательных от существительного.

Развивать понимание названий праздников.

Воспитательные:

прививать любовь к русским народным праздникам и традициям.

Воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня, радуя малышей подарками, сделанными своими руками.

Воспитывать личные качества: активность, самостоятельность, аккуратность и умение доводить начатое дело до конца.

Словарь новых слов: Святки, Святочные вечера, Рождество, козули, колядовать, колядки, гадание, ряженые.

Задачи для детей 4-5 лет:

Образовательные:

Продолжать знакомить детей с празднованием народных праздников Нового года, Рождества (украшение елки, колядование).

Развивающие:

Формировать желание детей принимать участие в праздничных колядованиях в группе старших дошкольников.

Воспитательные:

Воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня, выполняя общие действия по изготовлению поделок.

Словарь новых слов: Колядки, колядовать, козули, растворилась.

Предварительная работа:

С детьми 5-6 лет:

• Изготовление угощений «Козули»,

• Словесная игра «Назови профессию»

• Разучивание народной игры «Согревалочка»

• Дидактическая игра «Угадай праздник».

• Придумывание символов-схем к профессиям.

• Придумывание символов к народным праздникам.

• Домашнее задание: расспросить бабушек и дедушек о русских народных праздниках

• Беседа «Традиции россиян».

• Опытно-эксперементальная работа по изготовлению цветных льдинок.

С детьми 4-5 лет:

• Разучивание рождественских колядок.

• Разучивание народной игры «Согревалочка»

• Опытно-экспериментальная работа по окрашиванию воды.

Оборудование и материал:

• Дидактическая игра «Угадай праздник по символу»

• Глиняные горшочки с пшеном - 8 штук

• Карточки- схемы с обозначением предметов, характерных для определения профессий,

• Корзина с «Козулями»

• Формочки для льда- 8 штук

• Прозрачные баночки с водой – 8 штук

• Гуашь красного, желтого, синего, зеленого, оранжевого и белого цвета.

• Кисточки- 8 штук

• Бусинки и другие мелкие предметы для украшения льдинок

• Веревочки для льдинок

• Коробка с елочными игрушками из стекла, бумаги и металла.

• Елка, установленная на участке.

Ход непосредственной образовательной деятельности (НОД):

Воспитатель старшей группы читает стихотворение:

Гуляет русская зима

Останови ее, попробуй!

Махнет рукой – бела зима,

Махнет другой - растут сугробы

Белит деревья и дома

Морозит устали не зная!

Гуляет русская зима

Морозная, не злая!

Воспитатель старшей группы

- Ребята сейчас в России стоит снежная морозная зима. Именно на это время года приходятся большие всеми любимые праздники.

- Какие зимние праздники вы знаете? (Ответы детей)

- Молодцы! Но кроме этих праздников мы с вами знаем еще много других народных праздников.

- Давайте сейчас поиграем с вами в игру «Угадай праздник по символу» ,

ИГРА «УГАДАЙ ПРАЗДНИК ПО СИМВОЛУ»,

К картинке с праздником нужно подобрать карточку с символом этого праздника. Например, у меня на картинке праздник Новый год, символ этого праздника – елка.

(аналогично дети подбирают символы праздников: Масленица, Пасха, Красная горка, Крещение, Троица, Иван Купала, Вербное воскресение, последнюю карточку рассматривают с Рождеством.

Конспект НОД с детьми старшей и средней группы. «Гуляет русская зима».
Фото «Гуляет русская зима»
Конспект НОД с детьми старшей и средней группы. . - фото

Воспитатель старшей группы

- Молодцы ребята, все справились с заданием!

- Скажите, пожалуйста, какие праздники вы отметили недавно? (Новый год и Рождество)

- Ребята, а почему один из этих праздников назвали Рождество? (Ответы детей)

- Да, ребята со дня рождения Иисуса Христа все стали отмечать Рождество, после которого наступали Святки или как их еще называют Святочные вечера, у разных народов эти праздничные дни отмечались по- разному, но самое главное то, что у всех людей на Земле принято перед этими праздниками прощать друг другу обиды, желать только мира добра и здоровья.

- А хотите узнать, как отмечали эти праздники на Руси наши прадедушки и прабабушки?

Тогда, слушайте:

Праздник этот самый длинный,

Он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели.

От Рождества до Крещения,

Приготовив угощения

Пели разные колядки

По дворам ходили Святки,

Наряжались и шутили

Праздник ждали и любили!

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас!

Воспитатель старшей группы

- Кто, ребята запомнил, сколько длились Святки? (Две недели)

- На Руси в ночь на Рождество люди гадали. Все очень любили эту забаву, не все верили в гадание, но все равно гадали для веселья.

- А вы, хотите погадать? (Да)

- Тогда сейчас мы погадаем, что вас ждет - сейчас узнаем!

ГАДАНИЕ «ПРОФЕССИИ».

- Посмотрите, на лавке стоят горшочки, в которых насыпано пшено. Давайте подойдем и погадаем, кем же вы станете, когда вырастите.

Дети идут вокруг лавочки и произносят слова:

Горшочек с вершочек,

Скажи нам дружочек,

Что сбудется, станется?

Плохое, пусть останется!

Дети находят в горшочках с пшеном карточки со схематичным изображением предметов и по ним называют профессию (летчик, капитан, врач, спасатель, музыкант, кондитер, астроном, ученый, художник)

Фото №1 Интеграция образовательных областей Познание Музыка Здоровье ОБЖ Коммуникация Художественное творчество Тип НОД интегрированный Возраст лет и лет Фото №2 Форма организации две возрастные подгруппы

IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/80ecd859137cdf1f482dbcac7d4bfa29.jpg.jpg[/IMG]

- Ну что, понравилось вам гадать?

- А теперь пришла пора узнать, как на Руси колядовали.

- В ночь перед Рождеством дети ходили колядовать. Они не просто ходили по дворам, а пели специальные песни - колядки.

Раздается стук в дверь, заходят ряженые дети средней группы с воспитателем.

Фото №3 Формы непосредственной образовательной деятельности Беседа Дидактические и словесные игры Экспериментальная деятельность Фото №4 Задачи для детей лет Образовательные Публикация Конспект НОД с детьми старшей и средней группы Гуляет русская зима размещена в разделах Зима Зима

Воспитатель средней группы:

- Дома ли хозяева? Разрешите коляду прославить?

Воспитатель старшей группы

- Заходите, гостям рады!

Дети средней группы поют колядки:

Коляда - маляда

Уроди пирога.

Уроди пшеничку,

На всякую птичку.

Отворяйте сундучки

Вынимайте пяточки.

По копеечке давайте,

Малым детям раздавайте.

Воспитатель старшей группы

- Спасибо, ребятки, мы для вас припасли специальные прянички (обращается к старшим детям)

- Как они называются, ребята? (Козули)

Воспитатель средней группы:

- А я знаю еще один, самый главный обычай - это обычай наряжать елку.

- А вы наряжали дома елку? (Да)

- А вот у нас на участке стоит очень грустная елочка. Она грустит, наверное, потому что на ней нет ни одной игрушки.

- Ребята, а что же нужно сделать, чтобы елочка перестала грустить и стала веселой? (Нарядить)

- Конечно же, ее надо нарядить, вот мы и игрушки с ребятами уже приготовили.

Воспитатель старшей группы

- Давайте посмотрим, что же это за игрушки. (достают из коробки стеклянные шары)

- Из чего сделаны эти шары? (Из стекла)

- Значит они какие? (Стеклянные)

- Ребята, как вы думаете можно ли повесить стеклянные шары на елку, которая растет на улице? (Нет)

- Почему? (Ответы детей)

- Ребята, посмотрите, а вот эти фонарики из какого материала сделаны (Из бумаги)

- Значит,они какие? (Бумажные)

- А ими можно украсить елку на улице? (Нет)

- Почему? (Ответы детей)

-Ребята, а вот тут еще остались игрушки, посмотрите, из чего сделаны они? (Из металла)

- Значит они какие? (Металлические)

- Так может быть эти игрушки можно повесить на нашу елку? (Нет)

- Почему? (Ответы детей)

Воспитатель средней группы:

- Ребята, а какими же игрушками нам тогда украсить елочку? (Ответы детей)

Воспитатель старшей группы

- А поможет ответить нам на этот вопрос загадка:

Он сковал большую реку, ровный гладкий, красота!

Он поможет человеку обходиться без моста.

А в каникулы, зимой, в эти славные деньки

Приглашает нас с тобой поскорей надеть коньки. (Лед)

Воспитатель старшей группы:

- Давайте вспомним, что такое лед?

- Какой он?

- Ну а теперь давайте пройдем в нашу лабораторию, приглашайте младших ребят с нами.

ЭКСПЕРИМЕНТ «ЦВЕТНЫЕ ЛЬДИНКИ»,

Фото №5 Конспекты зимних занятий НОД Конспекты занятий Фото №6 Закрепить знания детей о событиях Рождества Христова и других народных праздниках Масленица Пасха Красная горка Вербное воскресенье и др Фото №7 Развивающие закреплять умения детей подбирать к праздникам соответствующие символы называть профессии по схеме

Воспитатель старшей группы:

- Ребята, как же мы можем сделать ледяную игрушку? (Ответы детей)

Выслушав версии детей, воспитатель выявляет алгоритм, который проговаривает вместе с детьми: налить воду в формочки, положить веревочку и поставить на мороз.

- Добавить краску в воду мы поручим малышам, а старшие ребята аккуратно размешают ее.

-Куда делась краска? (Растворилась)

Воспитатель старшей группы:

- А у меня есть еще разноцветные бусинки, ими тоже можно украсить льдинки.

Дети ср. гр красят воду, а дети ст. гр раскладывают бусинки и веревочки в формочки.

- Теперь давайте разольем цветную водичку по формочкам. В ячейки наливать воду нужно аккуратно, главное не перелить воду.

- Ну, вот все готово, что будем делать дальше.

- Сейчас, я отнесу льдинки на мороз. А пока вода будет замерзать я предлагаю поиграть, согласны?

Фото №8 Упражнять в образовании прилагательных от существительного

ИГРА «СОГРЕВАЛОЧКА»

Идем-идем с тобой вдвоем (парами по кругу)

Идем дорогой длинною к зайчишкам, мишкам, снегирям.

Идем дорогой зимнею.

Мы руками хлоп-хлоп, (поворачиваются лицом друг к другу, выполняют движение по тексту)

И ногами топ-топ.

Головою круть-круть,

Постучали в грудь - в грудь.

А на улице мороз

Отморозит деткам нос (закрывают нос ладошкой)

Отморозит ушки, (закрывают ладошкой ушки)

Щечки, словно плюшки (надувают щечки, и нажимают на них пальчиками)

Не боимся мы зимы

Если вместе с тобой мы.

Фото №9 Развивать понимание названий праздников

После игры заносят льдинки.

Фото №10 Воспитательные прививать любовь к русским народным праздникам и традициям Фото №11 Воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня радуя малышей подарками сделанными своими руками

Воспитатель средней группы:

- Ребята, посмотрите, какая красота у нас получилась. Льдинки прямо как конфетки, так и хочется их облизать.

Воспитатель старшей группы:

- А скажите можно облизывать лед (Нет)

- Почему? (Ответы детей)

- Молодцы! Ну, давайте прямо сейчас пойдем с вами на улицу и украсим нашу елочку.

Воспитатель средней группы:

-Подождите ребята, а разве можно так идти зимой на улицу? (Нет)

- Почему? (Ответы детей)

- Конечно же, ребята, давайте не будем спешить, спокойно оденемся и тогда пойдем на улицу, украшать елочку.

Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в старшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД с детьми старшей и средней группы. «Гуляет русская зима».
Опубликовано: 8 февраля 2013 в 21:50
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД