Лучший педагог года

Конспект НОД «Тигрёнок» (старший дошкольный возраст)

Здорикова Ирина Михайловна
Конспект НОД «Тигрёнок» (старший дошкольный возраст)

Конспект НОД

«Тигрёнок» (старший дошкольный возраст)

Цель: Создать условия, при которых дети познакомятся с амурским тигром, как с животным, занесенным в Красную книгу Хабаровского края

Задачи:

1. Формирование у детей представления (понимания) о бесценности природы и обитателей края, подвести к выводу о необходимости ее сохранять.

2. Систематизировать знания о символике края — гербе Хабаровского края.

Публикация «Конспект НОД „Тигрёнок“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

3. Вызвать эмоциональный отклик, желание защитить природу, воспитывать у детей бережное отношение к природе родного края

4. Расширять представления детей о Ботчинском заповеднике

5. Развивать и тренировать зрительную и слуховую память, концентрацию внимания детей.

6. Развивать аналитическое мышление.

7. Закрепить навык правильного произношения звука «р».

8. Развивать фонематических слух.

Оборудование и материалы:

• мультимедийный проектор, музыкальный центр, детские фотоаппараты, большие наушники. иллюстрации с изображением Ботчинского заповедника, мягкая игрушка тигрёнок; костюм тигра, искусственные деревья (сосна, ель, эфирное масло хвои, кусочки меха, перья, шишки, веточки, звук вертолета, карточки с изображением животных для игры «Фотоохота», звуки животных (медведь, волк, лисица, тигр, змея, лягушка тигренок, карта хабаровского края с ареалом распространения амурских тигров видеоролик об амурском тигре, следы животных (медведь, олень, заяц, тигр, волк) в натуральную величину и загадки о животных, музыка для физкультминутки, изображения Красной книги Хабаровского края, герба Хабаровского края,музыка для релаксации, картинки с изображением тигра для фотоальбома.

Предварительная работа:

• ознакомление с заповедниками Хабаровского края;

• чтение художественной литературы о тиграх и жителях тайги : хрестоматия для детей «Лукошко», «Весёлые бубенчики»;

• знакомство с Красной книгой Хабаровского края;

• прослушивание аудиокассет «Голоса леса»;

• загадывание загадок;

• рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.

Ход

Iчасть Вводная

Действие происходит в музыкальном зале. Вокруг ковра и на сцене расставлены искусственные деревья (ель, сосна)

Воспитатель. Ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие. (воспитатель показывает карту Хабаровского края)

Посмотрите на карту, это же наш родной Хабаровский край. Какой он большой! На многие километры он тянется с Севера на Юг, с Запада на Восток. Он граничит с Якутией, Амурской и Еврейской областями с Приморским краем, а также Китаем. Хабаровский край – один из самых крупных регионов Российской Федерации.

Мы посетим Ботчинский заповедник. Я предлагаю полететь туда на вертолете.

(Звук вертолёта. Имитация посадки на вертолет — дети садятся на стульчики и одевают большие наушники, приземление, выход их вертолета)

Воспитатель. Вот мы и в заповеднике! Посмотрите, какая красота вокруг! Какой воздух чистый и прозрачный! Почувствуйте аромат тайги! (запах хвойного масла). Какие удивительные песни поют птицы (звуки поющих птиц в лесу).

А вы Ребята в нашем с вами Хабаровском крае тоже есть заповедник "Ботчинский "

Заповедник находится на востоке Хабаровского края вблизи реки Ботчи. Эта горно-таежная местность считается северной границей ареала обитания амурского тигра. Но на эмблеме заповедника изображен вовсе не тигр, а обитающая на берегах Ботчи утка-мандаринка. Из других птиц для заповедника типичны рябчик, черный журавль, белокрылая цапля, филин. Из живущих в районе реки Ботчи млекопитающих самым экзотичным является внесенная в международную Красную книгу харза — уссурийская куница. От обычных куниц харза отличается пестрым окрасом и большими размерами — ее вес достигает 6 кг.)

А знаете, зачем нужны заповедники?

Предполагаемые ответы детей. Охранять природу и животных.

Воспитатель. Тайга — это удивительное место на земле. А кто из вас, ребята, знает, какие деревья здесь встречаются чаще всего?

Предполагаемые ответы детей. Хвойные — кедр, сосна, лиственница, ель.

II часть Основная часть

Воспитатель. Мы с вами пройдем по красивейшим местам и сфотографируем всех обитателей тайги, которые нам повстречаются на пути. Из ваших снимков мы сделаем фотоальбом.

Игра «Фотоохота»

(Игра «Фотоохота» — на стульчиках, на полу, на стенах развешены фотографии животных (медведь, рысь, змея, лягушка, волк, лисица, дети услышав звук животного должны определить кому он принадлежит и «сфотографировать» животное. Первый угадавший — фотографирует животное).

(Слышится рычание тигра)

А кто же так может рычать?

Предполагаемые ответы детей. Тигр!

(Слышится урчание кошки)

Воспитатель. Ребята, слышите? Это, кажется, кошка мурлычет? Но разве живут кошки в лесу?

Дети высказывают предположения.

(из-за деревьев появляется тигренок)

Воспитатель. Кто же это там?

Предполагаемые ответы детей. Тигрёнок!

(Воспитатель подходит и берет его на руки)

Воспитатель. Посмотрите, какой он красивый. Шерсть у тигренка оранжевая с черными полосами. Такая пестрая окраска делает его незаметным среди мхов, травы, густого кустарника, бесконечных лесов.

Тигрёнок. Я -Тигрёша. И я не просто тигренок! Я — амурский тигр, еще меня иногда называют уссурийским или сибирским тигром! Называют нас так, потому что мы живем в бассейне рек Амур и Уссури. Тигры тоже кошки только дикие и очень большие. Как и кошки мы языком чистим шерсть и морду, но в отличие от них любим плавать.

Воспитатель. Тигрёша, а почему ты сначала рычал, а потом замурлыкал, как кошка?

Тигрёша. Это потому, что я услышал ребят и захотел познакомиться с ними. Когда тиграм угрожает опасность или они чем-то недовольны мы рычим, но когда опасности нет, то мурчим как домашние коты.

Воспитатель. Как интересно! А где ты живешь?

Тигрёша. Раньше мой дом был очень большим, но из-за вырубки лесов он значительно сократился и сокращается с каждым днем и если бы не заповедники, то, возможно, мне негде было бы жить.

А давайте вместе посмотрим фильм об амурских тиграх! Предлагаю вам присесть на кочки для удобства.

(Просмотр видеоролика. Дети садятся на стульчики в коричневых чехлах.)

Словесная игра «Что ест тигр

Тигрёша. А сейчас мы поиграем и заодно проверим, что вы узнали обо мне!

Ем я мясо, как всегда

Я ведь прав, ребята? (ДА)

Ловлю я рыбу из реки

Чтоб сварить себе ухи? (НЕТ)

В свой любимый день рожденья

Пью я чай с малиновым вареньем? (НЕТ)

И беру с собою в сад

Чипсы, колу, шоколад? (НЕТ)

Я поймаю в два прыжка

И съем оленя, барсука? (ДА)

Могу ведь я, и скушать даже пару лягушек? (ДА)

А на полдник кушаю яблоки и груши? (НЕТ)

Воспитатель. Тигрёша! А где же твоя мама?

Тигрёша. Не знаю! Я потерялся! Мне очень страшно без мамы, ведь тигрёнка в тайге ждут одни неприятности!

Воспитатель. Ребята, а почему тигренку трудно в тайге без мамы?

Предполагаемые ответы детей. Может растерзать кабан, медведь, взрослый тигр или ужалить ядовитая змея. Может попасть в капкан и попасть в руки к браконьерам. Может пострадать от людей, которые вырубают лес и распугают всю добычу и тигренок останется голодным.

(В зависимости от ответов детей, тигренок дополняет и резюмирует.)

Воспитатель. Бедняга! Ребята, поможем найти тигренку его маму?

Предполагаемые ответы детей. Да!

Дидактическая игра «Угадай животное по следу»

Тигрёша. Я могу свою маму найти по следу! Отыщите среди множества следов - следы тигра!

Воспитатель. Посмотрите, ребята, и определите кому принадлежат эти следы. ?

( На столе следы: медведя, птички, зайца, тигра, волка, человека. Дети называют чьи это следы. При затруднении загадываются загадки о животных)

Тигрёша. Спасибо, ребята, что помогли! Это точно следы моей мамы! Давайте пройдем по ним и найдем мою маму!

Физкультминутка «По следам тигрицы…»

Воспитатель. Следы ведут нас по узенькой тропинке, вдоль глубокого обрыва (шаг в одну ногу, держатся за руки, петляют среди деревьев (ходьба змейкой, прерываются небольшим ручейком (перепрыгивают, ветви деревьев мешают нам идти (раздвигаем руки в стороны, на пути много небольших оврагов (перешагивают, мальчики подают руку девочкам при перешагивании).

(Дети идут по следам имитируя хождение по лесу. Звучит музыка: звуки леса.)

(Очень тихо слышится рычание тигра.)

Дидактическая игра «Порычим, как тигры»

Воспитатель. Ребята, слышите? Кто-то рычит вдалеке! Это, наверное, мама-тигрица! Но она очень далеко и может не услышать своего малыша! Давайте поможем Тигрёше позвать маму и будем рычать как тигры!

Дети подражают рычанию тигра (р-р-р-р-р).

Тигрёша. Спасибо, ребята! Какие вы все молодцы! А какие ещё вы знаете рычащие слова?

Предполагаемые ответы детей. Овраг, тигр, дорога, крот, порог, друг…выделяя голосом звук «р».

(Появляется помощник, переодетый в костюм тигрицы.)

Амурский тигр и человек

Тигрица. Спасибо, ребята, что помогли нам найти друг друга. Наша численность крайне мала. В мире нас осталось всего чуть более 400 тигров, это даже меньше, чем людей проживающих в одном 9-ти этажном доме.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, почему амурских тигров так мало осталось?

Предполагаемые ответы детей. Вырубка лесов, уменьшение количества пищи, убивали тигров ради красивой шкуры.

Тигрица. Вы правы, ребята! Человек сделал много плохого, но именно благодаря человеку мы не исчезли с лица земли! Люди тщательно нас охраняют- нас отлавливают и одевают специальные ошейники, с помощью которых следят за тем, чтобы с нами не приключилось беды. Амурские тигры занесены в Красную книгу Хабаровского края.

Воспитатель. Что вы знаете о Красной книге?

Предполагаемые ответы детей. Красная книга-это список охраняемых редких и исчезающих видов растений и животных.

(Показ на слайде изображения Красной книги, воспитатель комментирует

Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах, охраняются законом. Но люди часто нарушают этот закон. Человек бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных становится все меньше и меньше и в этом виноват человек.

Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у неё, всё снова само собой восстановится и просчитались. В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детенышей, выпускали из сетей рыбью молодь и рыб с икрой, рубили только старые и больные деревья.

К сожалению, в наши дни люди забыли об этих добрых традициях предков. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.

Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа.

И придумали «Красную книгу»

Но почему именно красную книгу, а не какого-либо другого цвета?

Предполагаемые ответы детей. Потому что красный цвет – цвет опасности!Тревоги!

Воспитатель. Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? Все только берем и берем.

Ребята, вспомните, на нашем участке стояли до наступления зимы животные, занесённые в Красную книгу. Какие?

Предполагаемые ответы детей. Амурский тигр, гималайский медведь, утка – мандаринка, кабарга, белоплечий орлан, рыбный филин, красный волк.

Воспитатель. Кто охраняет природу, животных?

Предполагаемые ответы детей. Егерь, лесник.

Тигрица. Люди заботятся о нас, даже подкармливают нас в голодные времена. Именно благодаря нашей уникальности, красоте и силе мы стали одним из символов края, вместе с медведем и рыбой.

Амурский тигр на гербе Хабаровского края

(Показ на слайде изображения герба Хабаровского края)

Есть старинное сказание о том, как тигр и медведь спорили кто из них хозяин тайги. Послушайте: однажды медведь ловил рыбу на берегу реки Амур. Вот поймал и тащит ее к себе в берлогу, а навстречу — тигр. Хоть он и не очень любит рыбку, но надо же показать, что он у медведя может отнять добычу. Встали они на задние лапы и давай рыбу друг у друга вырывать. Тигр изо всех сил старается, но и медведь не уступает. Так и по сей день стоят и дерутся. Вот и стали все мы символами хабаровского края.

Тигреша. Нас осталось очень мало, но в ваших силах сохранить Амурских тигров!

Воспитатель. Ребята, а как мы можем помочь амурским тиграм?

Предполагаемые ответы детей Нужно всем рассказать, что тигров осталось мало, можно нарисовать рисунки «Берегите, не убивайте люди тигров»

IIIч. Завершающая

Тигрица. Я вижу, что вы устали и предлагаю вам немного отдохнуть перед обратной дорогой.

(Дети ложатся на ковер и закрывают глаза.)

Тигрица. Прилягте на мягкую зеленую травку, примите удобную позу и закройте глаза. Представьте, как журчит вдалеке ручеек, шумят листва деревьев и травы, как поют птицы и мимо пробегают жители тайги. Почувствуйте дуновение ветерка. Подключите все органы чувств для восприятия того, что происходит в тайге, запомните свои ощущения.

(Дети лежат на ковре, на мягких покрывалах, имитирующих траву. Воспитатель капает несколько капель эфирного масла хвои, прикасается к детям кусочками меха и перьями, в руки вкладывает шишки, веточки)

(слышится вдалеке звук вертолета)

Воспитатель. Нам пора прощаться, ребята, с нашими друзьями!

Тигрица. В память о нашей встрече я дарю вам альбом с фотографиями нашей тигриной семьи. Вы можете дополнить его вашими снимками обитателей тайги!

Давайте вспомним правила охраны природы.

1. Не будем срывать, и топтать цветы. Пусть красивые растения остаются в природе!

2. Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!

3. Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

4. Не будем ловить мальков, обижать лягушек и жаб!

5. Не будем ловить диких животных, и уносить их домой!

6. Будем ходить по тропинкам.

7. В лесу не кричать, не включать громко музыку.

8. Не будем разорять птичьи гнезда.

9. Не разрушать грибницы.

10. Не рвать паутинки.

11. Не оставлять не затушенных костров.

12. Не разорять муравейники.

13. Не оставлять после себя мусор.

14. Нельзя засорять родники и речки.

И самое главное правило любить и охранять природу!

Воспитатель. Давайте мы сами никогда не будем их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и цветах.

Стих ребёнка

Очень щедра и богата,

Горы, леса и поля

Дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету

Другой такой на свете нет

Развеем над нею

и тучи и дым,

В обиду ее никому не дадим!

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей

(Дети прощаются. Слышится звук вертолета, дети имитируют посадку, полет и приземление).

Воспитатель предлагает детям поделиться своими впечатлениями от путешествия, спрашивает у детей, что они смогут рассказать своим друзьям, знакомым и родителям об амурском тигре и о Путешествии.

Публикации по теме:

«Мой любимый посёлок — Понтонный!» Конспект занятия (старший дошкольный возраст)«Мой любимый посёлок — Понтонный!» Конспект занятия (старший дошкольный возраст) Цель: Воспитывать любовь к родному посёлку, гордость за славную историю, вызывая познавательный интерес к родному краю. Задачи: 1. Дать.

Конспект наблюдения: «Черемуха душистая». Старший дошкольный возрастКонспект наблюдения: «Черемуха душистая». Старший дошкольный возраст Конспект наблюдения «Черемуха душистая» Возраст: старшая группа. Цель: расширить представления и знания детей о деревьях, их значении в.

Конспект НОД «Боевая доблесть донских казаков» (старший дошкольный возраст)Конспект НОД «Боевая доблесть донских казаков» (старший дошкольный возраст) Цель: создание условий для духовно – ценностного развития подрастающего поколения посредством знакомства с боевой доблестью донских казаков.

Конспект НОД по ОБЖ «В городском транспорте» (средний, старший дошкольный возраст)Конспект НОД по ОБЖ «В городском транспорте» (средний, старший дошкольный возраст) Цель : сформировать представления о транспорте Уточнить знания о правилах поведения в транспорте Развивать познавательный интерес детей.

Конспект НОД «Хлеб — всему голова» (старший дошкольный возраст)Конспект НОД «Хлеб — всему голова» (старший дошкольный возраст) Конспект НОД. Тема: «Хлеб всему голова». По составлению технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС Цель: Развивать любознательность.

Конспект НОД по познавательной деятельности «Путешествие в лес» (старший дошкольный возраст) Цель: Закреплять знания основных особенностей флоры леса; уметь выразительно с помощью мимики и пантомимики, эмоций, речи отображать представляемые.

Конспект НОД по рисованию «Превращения ладошек» (старший дошкольный возраст)Конспект НОД по рисованию «Превращения ладошек» (старший дошкольный возраст) Цель: развивать креативные способности, учить детей превращать заданную форму (обведенную ладонь) в различные художественные объекты.

Конспект НОД «Золотое правило». Психогимнастика (старший дошкольный возраст)Конспект НОД «Золотое правило». Психогимнастика (старший дошкольный возраст) Продолжение проекта "Всегда иди дорогою добра!" В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая.

Конспект занятия по экологии «Грибы» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по экологии «Грибы» (старший дошкольный возраст) Цель:Продолжать знакомить детей с грибами,их особенностями,внешним видом,местах где они растут. Учить отличать съедобные от ядовитых. Пополнять.

Конспект занятия «Знакомство с флейтой» (старший дошкольный возраст) Знакомство с флейтой. Старший дошкольный возраст. Тема: «Музыка флейты» Цель: Познакомить детей со звучанием флейты. Ход занятия Дети входят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Тигрёнок» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 28 марта 2021 в 13:51
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД