Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «В мире часов»

Екатерина Резникова
Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «В мире часов»

Цель: Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с историей возникновения часов.

2. Расширить знания детей о различных видах часов.

3. Расширить кругозор детей, обогатить словарный запас.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к часам.

2. Воспитывать способность и умение беречь время.

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

4. Воспитывать ценностное отношение к труду других людей и его результатам.

Развивающие:

1. Развивать внимание, интерес ко всему новому, усидчивость.

2. Развивать исследовательский интерес и любознательность.

3. Развивать фантазию, творчество.

4. Учить чётко и последовательно излагать свои мысли.

5. Закрепить умение рисовать разные часы.

Интеграция:

«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация», «Труд», «Физическая культура».

Предварительная работа:

Чтение сказки о потерянном времени, загадывание загадок, чтение стихов.

Словарная работа:Часовщик, «солнечные», «водяные», «песочные», «часы – цветы», механические, электронные, наручные, карманные, настенные, напольные, башенные, кремлёвские, часы – кулон, инструменты.

Материалы:Использование ИКТ, различные виды часов, фломастеры, альбомные листочки, альбом с изображением часов, книжка про часы.

Ход НОД:

(Дети входят в зал. Я часовых дел мастер - часовщик встречаю их.)

Часовщик:

Здравствуйте ребята. Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с гостями. Я сейчас загадаю вам загадку: «Весь день усами шевелят, и время узнавать велят».

Дети: Часы.

Часовщик: Правильно часы. А я часовых дел мастер – часовщик. Я делаю часы и произвожу ремонт часов, поэтому меня называют часовщиком. Я хочу пригласить вас в свою мастерскую и рассказать Вам, как появились первые часы, какими они были какие стали сейчас. (Приглашаю в мастерскую, дети садятся на стульчики). Я хочу загадать вам ещё одну загадку: «Сапоги со шпорами, хвост с узорами».

Дети: Петушок.

Часовщик: (Слайд петуха со звуком). Правильно «Петух» - это тоже часы, только необыкновенные, живые. В глубокую старину таких часов, как теперь не было. Но время людям знать надо было обязательно. Вот их выручил петушок. Он же кричит в одно и тоже время. Прокукарекает, ни свет, ни заря: «Ку-ка-ре-ку», просыпайтесь люди добрые, скоро рассвет» - все встают, за работу принимаются.

Часовщик: Затем люди стали определять время по солнцу. (Слайд солнца). Всходило солнышко, значит, пора вставать за работу браться, выше – пора обедать, закатилось – пора домой возвращаться, спать ложиться. Однажды человек обратил внимание на то, что тени от всех предметов двигаются вслед за солнцем и придумал часы: вкопал в землю столб, начертил круг и разделил его на равные части. Солнце всходило, и тень от столба двигалась по кругу, отмечая час за часом. Назывались они «солнечными». (Слайд). Дети, как вы думаете, удобно было пользоваться такими часами? (Ответы детей).

Часовщик: Но в пасмурный день и ночью солнечные часы не работали. Это было очень неудобно. И люди придумали «водяные» часы. (Слайд). Они состояли из двух сосудов, по капелькам вода перетекала из одного сосуда в другой. На стенках сосуда были сделаны отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Дети, как вы думаете, удобно было пользоваться такими часами? (Ответ детей). Они оказались неудобными. Чтобы такие часы показывали время, надо постоянно в них подливать воду.

Часовщик: Кроме «водяных» часов люди придумали «песочные». (Слайд и показ настоящих «песочных» часов. Они показывают время и днём и ночью и в любую погоду. У них нет стрелок, ни циферблата, сделаны они из стекла, два стеклянных конуса соединены вместе, внутри насыпан песок. Когда часы работают, песок из верхнего конуса сыплется в нижний. Эти старинные часы дожили до наших дней. Дети, как вы думаете, удобно было пользоваться такими часами? (Ответы детей). Их используют в аптеках, в поликлиниках, в процедурных кабинетах. Приходит больной, медсестра ему говорит: «Вам сегодня принимать процедуру 3 минуты, когда песочный ручеёк иссякнет, можете одеваться и идти домой».

Но узнать по ним который час нельзя. Вот какие были часы и как по ним определяли время. А сейчас давайте отдохнём.

Физкультминутка:

А часы идут, идут: тик – так, тик – так,

(Ходьба на месте)

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт

(Наклоны влево – вправо)

А в часах сидит кукушка.

У неё своя избушка.

(Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью,

(Приседания)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга.

(Вращение туловищем вправо)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой.

(Вращение туловища влево)

А часы идут, идут,

(Ходьба на месте)

Иногда вдруг отстают.

(Замедление темпа ходьбы)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят!

(Бег на месте)

Если их не заведут,

То они совсем встают.

(Дети останавливаются). (2 раза).

Часовщик: Тихонько сели. Дети, а самые необыкновенные часы, это «часы цветы». (Слайд цветов). Это живые часы, бутоны некоторых раскрываются утром, а днём закрыты; у других раскрыты только ночью, а днём всегда закрыты. Открываются, цветы, не когда им вздумается, а в «своё собственное время». Одуванчики дружно раскрываются в 5 часов утра, а к 2-3-ём часам дня они гасят свои золотые фонарики и засыпают. Одуванчики – это цветы луговые. А вот кувшинки – часы речные. Недаром их называют «часами туристов».

И только потом, тысячи лет назад изобрели часы с механизмом. Мы их называем механическими. (Слайд часов). Первые механические часы были с одной стрелкой. А вы знаете, сколько стрелок на современных часах? (Ответы детей). Сейчас часы имеют три стрелки – часовую, минутную, секундную. Дети, как вы думаете, почему их называют механическими? (Ответы детей.) Правильно, потому что внутри часов находится механизм. (Показываю внутренности часов).

Часовщик: Потом человек придумал часы без стрелок. (Слайд часов). Вместо них на лицевой поверхности часов имеется окошко, в котором сменяя друг друга появляются цифры, показывающие часы, минуты и секунды. Это электронные часы.

Сейчас существует, очень много часов. Расскажите мне, какие вы знаете часы. (Ответы детей).

*Если назовут наручные: (слайд, их носят на руке с помощью браслета или ремешка.

*Если назовут карманные: (слайд, эти часы на цепочке и носят их в кармане.

*Если назовут часы - кулон: (слайд, они на цепочке, их носят на шее.

*Если назовут часы с кукушкой: (слайд со звуком, кукушка высовывается из своего домика и кукует, напоминая о том, который час.

*Если назовут настенные: (слайд, часы, висящие на стене.

*Если назовут напольные: (слайд со звуком, часы стоят на полу, у них есть маятник и две гирьки, с помощью которых их заводят.

Часовщик: Дети, а вы знаете, как называются самые большие часы, которые находятся в городе Москва на Красной площади? (Ответы детей). Да, это кремлёвские куранты (слайд со звуком, башенные часы. Вот какие необыкновенные и интересные часы.

Стихотворение:

Часы ведут секундам счёт,

Ведут минутам счёт.

Часы того не подведут,

Кто время бережёт.

За часом час, за годом год,

Часы всегда идут вперёд.

Всё надо делать по часам,

Тогда доволен будешь сам.

Кто жить умеет по часам,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

Часовщик: Молодцы. А сейчас давайте встанем и посмотрим, какие ещё часы есть в моей мастерской, какой они формы, размера.

(Ответы детей). Дети посмотрите, это мои инструменты, которыми я произвожу ремонт часов (пружинки, гаечки, винтики, щипчики, отвёрточки, батарейки, пилочки). А теперь дети, скажите мне, пожалуйста, с какими часами мы познакомились сегодня? (Ответы детей). Молодцы. Дети, а вы хотите поработать мастерами? Тогда садитесь за столы и мы с вами сделаем наручные часы.

Пальчиковая гимнастика:

«Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(ритмичное касание пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять.

(поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)

Начинай считать опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

Часовщик: (Хвалю детей, рассматриваем часы). Понравилось вам в моей мастерской? (Ответы детей).

Дети, я часовых дел мастер, я много учился, читал книжки и сегодня я хочу подарить вам свою книжку и альбом про часы, чтобы вы могли её прочитать и больше узнать о часах и времени, которое нужно беречь и не надо тратить попусту. Даже есть такая пословица: «Делу время, потехе час». В этой пословице говорится, что всё нужно делать вовремя. Мы с вами в детском саду время зря не теряем. У нас есть для игр, и для отдыха, и для сна. Значит, мы с вами делаем всё вовремя. (Хвалю детей и угощаю сладостями).

Публикации по теме:

Презентация для педагогов «Мини-музей «Часы» в подготовительной к школе группе»Презентация для педагогов «Мини-музей «Часы» в подготовительной к школе группе» Презентация составлена для педагогов дошкольного учреждения и представляет собой обобщенный опыт работы при создании мини-музея "Часы" в.

Презентация. «Фотоотчёт о работе по познавательно-речевому развитию» Добрый день, дорогие коллеги! Как и у всех, в конце года,мы отчитываемся о своей работе за учебный год на итоговом педагогическом совете.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
  • Наша армия
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «В мире часов»
Опубликовано: 16 октября 2013 в 12:03
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «В гостях у бабушки»
С целью расширения представления детей о самих себе, о родственных отношениях в семье, воспитания любви к членам семьи, в нашем детском саду с 21 ноября по...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема занятия: «Письмо от Незнайки ». Программное содержание. Развивать умение...
Фотоотчёт «Творческая мастерская с родителями»
Семья и детский сад – две составляющие, каждая из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные...
Дидактическая игра «Найди половинку»
Уважаемые коллеги продолжаю знакомить вас с дидактическими играми изготовленными родителями на конкурс «Разноцветная сенсорика». Дидактическую игру «Найди...
Конспект занятия в средней группе «Путешествие в Москву».
Образовательные области: социально - коммуникативная, речевая, познавательная, художественно-эстетическая Цель: дать элементарные представление о главном...