Лучший педагог года

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в страну птиц» (5 фото)

Екатерина Ролдугина
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в страну птиц»

Цель: сформировать представление об образе жизни птиц, строении.

Программные задачи:

образовательные : познакомить детей с пуховыми и маховыми перьями, с их ролью в жизни птиц, расширять и систематизировать знания о зимующих и перелётных птицах. Совершенствовать умение отгадывать загадки, использовать существительные в родительном падеже, отвечать предложениями.

Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе „Путешествие в страну птиц“» размещена в разделах

развивающие : развивать познавательно-исследовательскую деятельность, умение устанавливать элементарные связи. Развивать связную речь, логическое мышление, память, внимание, любознательность.

воспитательные: воспитывать интерес к жизни птиц, умение оказывать им помощь.

Словарная работа: ввести в активный словарь относительные прилагательные: зимующие, перелётные, пуховые, маховые, лёгкие, плотные. Расширять глагольный словарь за счё т глаголов: зимовать, вьют, откладывают, высиживают.

Оборудование:

демонстрационное : предметные картинки с изображениями птиц, два листа бумаги формата А4, один из которых скомкан в шарик, картинки из игры: «Что сначала, что потом?», сундук, ящик для инструментов с предметами: трава, ветки, глина, перышки, вата, нитки, мел, игрушечная пила, молоток, отвертка, пуговица, веер, изображение Жар-птицы.

раздаточное: предметные картинки с изображением зимующих, перелётных, перья пуховые и маховые (дезинфицированные в соответствии с Санитарно-эпидемиологические правила

СП 3.1.7.2815-10, простые карандаши, дневники наблюдения, лупы.

техническое: ноутбук, проектор, телевизор, музыкальная колонка.

Предварительная работа: чтение рассказов Е. И. Чарушина «Воробей», В. Бианки «Чей нос лучше?», «Лесной хор», Г. Скребицкого «Рассказы о птицах для детей», чтение стихотворения «Зимний разговор через форточку» (перевод с немецкого К. Орешина, заучивание стихотворений о птицах, рассматривание репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели», иллюстраций с изображением зимующих, домашних и перелётных птиц, птичьих гнёзд, птенцов, наблюдения за птицами на прогулке.

Используемые методы и приё мы: словесный метод - беседа (приёмы-вопрос, указание, пояснение, оценка, игровой метод (загадывание загадок, наглядный (показ и рассматривание картинок, практический (опыты, рисование перьев).

Технологии: личностно-ориентированные, технологии исследовательской деятельности, игровые.

Ход занятия.

1. Вводно-организационный.

Воспитатель: Здравствуйте ребята и уважаемые взрослые! Мы с вами собрались здесь сегодня, чтобы побывать в чудесной и загадочной стране, но в то же время такой для нас знакомой. А чтобы угадать о какой стране сегодня пойдет речь, предлагаю вам послушать следующую мелодию, которая поможет вам с легкостью определить название этой страны. Закройте глаза и послушайте.

Звучит пение птиц. (Ответы детей).

Воспитатель: Сегодня ребята, наши друзья приглашают нас в путешествие в страну птиц.

2. Открытый вход в деятельность.

Воспитатель вместе с детьми делает круг доброты.

Мы любим природу, (Прижимают руки к груди)

Мы любим мир вокруг! (Разводят руки в стороны).

Мы очень-очень рады (Хлопают в ладоши)

Что рядом с нами друг! (Кивают друг другу).

3. Мотивация на деятельность.

Воспитатель. Ребята, птицы хотят с вами поиграть. Они прислали вам загадки о себе. Будете отгадывать? (Да).

Вы должны давать только правильные ответы на загадки, тогда на доске появятся отгадки. И не забываем золотое правило нашего занятия: Хочешь ответить - не шуми, а только руку подними!

4. Расширение имеющихся знаний.

Проводится игра «Отгадай загадку».

1. Она маленькая птичка.

И зовут её(Синичка)

2. Чик — чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это? …

(Воробей)

3. Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Всё равно ты будешь мой!

Кто это? (Дятел).

4. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

(Грач).

5. На шесте –дворец

Во дворце-певец.

Как зовут его?

(Скворец).

6. Как на доме, на карнизе

Прилепила птичка снизу

Гнёздышко, как вазочка

Эта птичка — …

(Ласточка).

Воспитатель. Дети, вы правильно отгадали все загадки, и птицы появились на доске.

-А скажите мне, какие птицы, из появившихся на доске, с нами зимовали? (Синица, воробей, дятел).

-Как мы можем назвать этих птиц одним словом? (Зимующие).

- Каких еще зимующих птиц вы знаете (Снегирь, голубь, сова).

-А как назовём оставшихся птиц? (Перелётные).

-Почему перелётные птицы улетают на зиму в тёплые края, а весной возвращаются? (Для них нет корма).

- Каких еще перелетных птиц вы знаете (Кукушка, соловей, аист).

-Чем питаются перелётные птицы? (Насекомыми, мелкими обитателями воды).

Игра: «Зимующие или перелетные?».

Перед вами два мольберта, один со снежинками - для зимующих птиц, другой с цветами - для перелетных. Ваша задача правильно распределить птиц по двум мольбертам.

5. Динамическая пауза.

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу. (Руки вверх, плавное покачивание)

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу. (Встряхивание кистей)

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят. (Руки в стороны, движения вверх-вниз)

Как они сядут, тоже покажем

Крылья сложили назад. (Присесть, руки отвести за спину).

Звучит музыка, на ТВ экране появляется картинка с изображением Жар - птицы (звучит голос птицы) : «Здравствуйте ребята, меня зовут Жар-птица! Я случайно услышала, что вы очень умные и сообразительные и умеете справляться с различными заданиями. Поэтому я обращаюсь к вам за помощью. Злая ведьма заключила меня в золотую клетку и велела исполнять все ее желания. Чтобы разрушить чары злой колдуньи нужно пройти сложные испытания, которые под силу самым умным и сообразительным детям. Помогите мне, пожалуйста? Задания для вас в волшебном сундуке».

Воспитатель: Ах, как жаль, ребята, давайте поможем Жар-птице поскорее. А вот и тот самый сундук, посмотрим, какое задание нам предстоит выполнить.

Дидактическая игра: «Что сначала, что потом?»

Правила игры: дети должны выстроить логическую цепочку из картинок: «гнездо», «гнездо с яйцом», «яйцо с птенцами», «взрослые птицы» в определённой последовательности и рассказать по картинкам о развитии птиц.

Воспитатель: Ребята, из предложенных 4-х картинок вам нужно выстроить логическую цепочку и рассказать, как развиваются птицы? (Рассказы детей).

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в страну птиц»

(Звучит звук, который означает, что задание выполнено).

Воспитатель: Задание выполнено! Молодцы! Переходим к следующему! Следующее письмо – задание, здесь нарисован строитель и гнездо, к заданию прилагается ящик с иструментами, что бы это значило, давайте заглянем в него. Я поняла, из этого ящика нам нужно выбрать материалы, из которых птицы строят себе гнездо.

Давайте вспомним, в какое время года птицы вьют гнёзда и выводят птенцов? (Птицы вьют гнёзда и выводят птенцов весной).

Гнездо выполняет очень важную роль. Оно должно быть крепким, теплым, удобным. А как вы думаете, из чего птички строят гнезда?

Дети выбирают из предложенных предметов подходящие.

(Трава, ветки, глина, перышки, вата, нитки).

Фото «Путешествие в страну птиц»

Воспитатель: Молодцы, я хочу напомнить вам одно правило. Если вы где-нибудь увидите гнездо, ни в коем случае не трогайте его, потому что мама-птица это почувствует и покинет свой дом навсегда, а птенцы, погибнут без материнской заботы.

(Звучит звук, который означает, что задание выполнено).

Воспитатель: Переходим к следующему заданию. Новое письмо, здесь нарисован телевизор и части тела.

Появляется изображение на телевизоре. (строение тела птицы).

Воспитатель: Что отличает птиц от остальных животных?

– Тело птиц покрыто перьями.

Воспитатель. А как птицы передвигаются?

- Они летают.

Воспитатель. Какие части тела помогают птицам летать?

- Птицам помогают летать широкие крылья, которыми они опираются на воздух.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе - фото

-Птицам помогают летать хвост, который служит рулем.

Воспитатель. Птицы летают благодаря своему маленькому размеру и весу. Давайте это проверим.

6. Практическая деятельность.

Опыт: «Птица летит, птица приземляется».

Воспитатель: -Дети, что надо сделать птице, чтобы она полетела. (Ей надо расправить крылья, распушить хвост).

-Что будет делать птица, если ей надо приземлиться? (Она сложит крылья и хвост).

Дети наблюдают падение двух листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращён в шарик.

- Почему бумажный шарик падает очень быстро, словно камешек или мячик, а гладкий лист - медленно планируя как самолет?

Делается вывод: гладкий лист - лёгкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного лететь.

Затем воспитатель показывает на примере веера, как складываются и раскрываются крылья и хвост, когда птица взлетает и садится.

Воспитатель. С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой, поэтому ей легко опираться на воздух. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прилипают к телу. ( Рассматривание картинки: «Птица в полёте, птица на земле»).

(Звучит звук, который означает, что задание выполнено).

Воспитатель: Задание выполнено! Ребята, вы просто молодцы! А сейчас я предлагаю вам перенестись в настоящую исследовательскую лабораторию. Вы уже знаете, что в лаборатории все должно быть стерильно, поэтому наденьте халаты и шапочки.

(дети надевают халаты и шапочки и садятся на свои места за столами).

Напоминаю вам правила работы в лаборатории. На ваших рабочих местах есть стеклянные лупы, обращаться с ним нужно осторожно, чтобы они не разбились и не причинили вам вред. В лаборатории запрещено, толкаться и баловаться. Под тарелочками вас ждет сюрприз, переверните их. Это перья, у них есть острые детали, будь те осторожны, не пораньтесь.

Опыт: «Что птицу согревает, а что помогает летать».

У каждого из детей по одному маховому и одному пуховому перу, лупа.

Воспитатель. Предлагаю рассмотреть перья через лупу.

Фото №1 Цель сформировать представление об образе жизни птиц строении

Воспитатель. Перья состоят из стержня и волосков. (Показ).

- Одинаковые ли перья? (Нет).

- Чем они отличаются? (Одни перья длинные, большие, у них длинные волоски. А другие перья короткие, маленькие, у них короткие волоски).

Давайте помашем маленьким пёрышком. Что вы заметили? (При взмахе это перо пропускает воздух через себя, не задерживает его).

- Может птица махать такими перьями? (Нет.) Короткие перья похожи на пух. Их и назвали пуховые. Они помогают согревать тело, защищают птицу от холода.

- А теперь помашем длинным пёрышком. Что вы заметили? (При взмахе оно не пропускает воздух, волоски на стержне пера плотно соединены вместе, птица в полете опирается на него). Эти перья назвали маховыми, от слова «махать», потому что они помогают птице летать.

-Где у птицы растут маховые перья? (На крыльях и хвосте (рулевые).

-А где растут пуховые перья? (Они растут на туловище).

-Для чего нужны птицам маховые и пуховые перья?

Дети делают вывод: маховые перья у птиц служат для полёта, а пуховые перья защищают птицу от холода.

Воспитатель: Молодцы! Перед вами лежат ваши дневники наблюдения, открываем первый чистый лист и схематично зарисовываем маховое и пуховое перо.

Во время рисования закрепляю с детьми названия частей пера (стержень, волоски). Оказываю индивидуальную помощь затрудняющимся детям.

(Звучит звук, который означает, что задание выполнено).

Звучит шорох. Воспитатель выходит за дверь и вносит в группу изображение Жар - птицы!

Жар – птица (запись голоса). Мои юные спасители, спасибо вам, что вы подарили мне свободу! А я, как и обещала, исполню ваше заветное желание! Посмотрите на мой хвост, он не простой, а волшебный, если каждый из вас съест одну конфетку и загадает свое самое заветное желание, то оно обязательно сбудется! Главное верьте в него…. (Воспитатель раздает конфеты детям).

Фото №2 Программные задачи образовательные познакомить детей с пуховыми и маховыми перьями с их ролью в жизни птиц расширять и систематизировать знания о зимующих и перелётных птицах

А мне пора улетать…

Воспитатель. Вот такое замечательное путешествие мы совершили с вами сегодня.

- Какое время года для птиц самое тяжёлое? (Зима).

- Дети, что же спасает птицу от холода? (Пуховые перья и еда).

- Как вы помогали птицам зимой? (Мы развесили кормушки и насыпали в них корм).

- Какую пользу приносят птицы? (Они поедают вредных насекомых, красиво поют, украшают нашу Землю, являются кормом для хищных животных).

- Что вам понравилось и запомнилось больше всего?

7. Открытый выход из деятельности.

Воспитатель. Давайте все вместе вспомним одно из любимых стихотворений о наших друзьях.

О птицах много знаем мы

И в тоже время мало,

И нужно всем: и вам, и нам,-

Чтоб их побольше стало.

Для этого побережем

Своих друзей пернатых,

Иначе мы к нулю сведем

Певцов наших крылатых.

Воспитатель. Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

pticy_vd5g6.pptx | 5239,36 Кб
 
Публикации по теме:

«Покормите птиц зимой». Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе«Покормите птиц зимой». Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе Интеграция областей:познание, коммуникация, социализация, художественное творчество. Цель:Уточнять и закреплять знания и представления детей.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности»Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности» Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности» Цель: закрепить.

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в страну здоровья» для старшей группыКонспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в страну здоровья» для старшей группы Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в страну здоровья"для старшей группы Магомедова Мадина МБДОУ№2 "Гнездышко" Цель:.

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Путешествие в страну Знаний»Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Путешествие в страну Знаний» Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Путешествие в страну Знаний». Программное содержание: Упражнять детей.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в город математических профессий» Программное содержание: совершенствовать умение собирать картинку с помощью числового ряда, развивать умение соотносить цифру с количеством.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе «Деду, бабе помогали, мы Снегурушку искали» Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе «Деду, бабе помогали, мы Снегурушку искали» Программное содержание - Дать первоначальное.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «В гостях у Мойдодыра» Цель: В процессе опыта сформировать у дошкольников знания о свойствах и значение мыла. ЗАДАЧИ: 1. Познакомить детей со способами образования.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе «Маша варежку надела» МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №13 «Чебурашка» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей.

Конспект ОД по познавательному развитию «Летние хлопоты птиц и животных» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект регламентировано образовательной деятельности по познавательному развитию «Найди пару» в первой младшей группе Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в страну птиц»
Опубликовано: 2 апреля 2021 в 13:32
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД