Конспект интегрированной ООД по экологии для детей подготовительной к школе группы «Волшебная вода»

Татьяна Волынцева
Конспект интегрированной ООД по экологии для детей подготовительной к школе группы «Волшебная вода»

МДОУ «Новомичуринский детский сад №1»

Пронского района, Рязанской области

Конспект интегрированной ООД по экологии.

Тема: «Волшебница вода».

для детей подготовительной к школе группы.

Воспитатель 1 квалификационной категории Волынцева Татьяна Сергеевна

Ведущая образовательная область: «Познание»

Цель: Способствовать закреплению знаний детей о свойствах воды: отсутствие собственной формы, текучесть, пар – тоже вода, вода может растворять вещества, очистка воды.

Тип ООД: Интегрированное

Ведущая образовательная область: «Познание»

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»

«Социально - коммуникативное развитие»

«Художественно - эстетическое развитие»

«Речевое развитие»

«Физическое развитие».

Место проведения: Музыкальный зал.

Участники: Дети подготовительной группы, воспитатель, музыкальный работник.

Цель: Способствовать закреплению знаний детей о свойствах воды: отсутствие собственной формы, текучесть, пар – тоже вода, вода может растворять вещества, очистка воды.

Задачи:

Образовательные:

• Ознакомить детей со свойствами воды, которая не растворяет вещества; почему вода нуждается в очистке; дать элементарные представления о процессе фильтрации.

• Способствовать закреплению знаний детей о том, для чего нужна вода.

• Способствовать активизации и обогащению словаря детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Развивающие:

• Способствовать развитию навыков элементарных опытов, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

• Способствовать развитию связной грамматически правильной речи, умению выстраивать логические цепочки.

Воспитательные:

• Способствовать развитию социальных навыков: умение работать в группе, учитывать мнение партнёра, отстаивать своё мнение.

• Способствовать воспитанию бережного, рачительного отношения к воде.

Словарная работа: жидкость, воронка, фильтр, кипятильник, вода - журчит, льётся, булькает, переливается, плещется, кипит, булькает, шипит, безвкусная, солёная, сладкая, растворяется.

Способы организации коллективной деятельности: работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей:

• Опытно-экспериментальная деятельность.

• Решение проблемных ситуаций.

• Рассматривание картинок на тему «Вода».

• Дидактическая игра «Разрезные картинки» (две команды).

• Словесная игра «Хорошо – плохо», «Какая вода».

• Фикультминутка: «Дождик».

• Подвижная игра под музыку «Ходит капелька по кругу».

• Самостоятельная деятельность детей.

Предварительная работа:

1. Беседа о воде, её роли в жизни человека.

2. Беседа о бережном отношении к воде и водоёмам.

3. Проведение экспериментирования с водой.

4. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

5. Развивающие игры: «Какая бывает вода», «Хорошо – плохо», «Разрезные картинки», «Ходят капельки по кругу», «Волшебная палочка» и др.

6. Чтение художественной литературы, стихов и поговорок о воде.

7. Наблюдение во время прогулок. Ведение календаря наблюдений.

8. Знакомство со схемой круговорота воды в природе.

9. Рассматривание глобуса, карты России, иллюстративного материала.

10. Разгадывание кроссвордов, загадок.

Оборудование и материалы для занятий:

1. Кроссворд на листе ватмана.

2. Иллюстрации с изображением воды, водоёмов, разрезные картинки, схемы.

3. «Костюм» «Глобусник» - модель карты мира.

4. Прозрачные ёмкости разной формы, салфетки, две ложечки.

5. Соль, сахар, вода.

6. Кипятильник, зеркало, предметы разной формы.

7. Раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, два одноразовых стаканчика (один с водой, другой пустой, пипетки, фильтровальная бумага, ватные диски, растительное масло в баночке, салфетки.

8. Шапочки для игры: тучка, солнышко.

9. Призы: кулончик, в виде капельки, с надписью - «Береги воду!».

Индивидуальная работа: Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы. Активизировать Пашу, Егора, Валю, Мишу, Серёжу в повторении отдельных слов и фраз.

Виды детской деятельности: познавательно - исследовательская, продуктивная, коммуникативная, игровая, трудовая, двигательная.

Методические приемы:

• Словесный (вводная беседа, вопросы поискового характера, загадки, стихотворения, опросы, уточнения, художественное слово, вопросы, загадки, кроссворд, игровые моменты, ситуационные задачи, обращение к жизненному опыту детей, поощрения.

• Наглядно - практический (картинки, схемы для проведения опытов, исследовательские действия - опыты, кроссворд)

• Игровой (игра-инсценировка под музыку, физкультминутка,).

• Сюрпризный момент (появление «Глобусника»)

Ход занятия:

I.Мотивация к деятельности:

Воспитатель: - Дети, у нас сегодня не совсем обычное занятие по экологии. Оно необычно, потому что вы сами скажете тему занятия. Посмотрите на иллюстрации, которые объединены по одному общему признаку. Какому?

Дети: - Везде на картинках вода: река, озеро, болото, ручей, море и т. д.

Воспитатель: - Послушайте загадку:

«В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять» (ответы детей)

Воспитатель: - Значит, сегодня будем говорить о воде.

Воспитатель: - Давайте поиграем в игру «Разрезные картинки». Дети складывают, из отдельных фрагментов целую картинку. Делаем вывод, что полученные изображения объединяет одна тема – вода.

- А сейчас, дети пройдём за столы. Рассмотрите кроссворд, попробуем разгадать. (Кроссворд на мольберте). Отгадаем загадки. (Отгадки в кроссворде расположены по горизонтали, ключевое слово – по вертикале).

По морю шумно идёт, к берегу подойдёт – сразу пропадёт? (Волна).

Кругом вода, а с питьём беда? (мОре)

Из-под земли в подарок людям чистое оконце. (роДник)

Течёт, течёт, не вытечет, бежит, бежит не выбежит. (рекА)

II. Основная часть:

(Стук в дверь, воспитатель надевает «костюм» «Глобусника»)

Глобусник: - Здравствуйте, ребята, это я, «Глобусник». А что вы тут делаете? (ответы детей). Сейчас я посмотрю, что у вас получилось. Вижу пять отгаданных слов. (Дети ищут пятое слово «ВОДА»).

- Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Посмотрите на меня. (Кружится. Дети рассматривают «костюм» «Глобусника»).

- Какого цвета у меня больше? (ответы) Да. Синего и голубого больше - это цвет воды. Вода занимает большую часть поверхности Земли – 3/4, а остальное – 1/4 - суша, на которой мы живём (показ схемы долей: суши и воды). Воде принадлежит важнейшая роль и в природе, и в жизни человека. И сегодня я помогу вам вспомнить и познакомить с новыми свойствами воды. Вы делали уже опыты? А что это такое – опыт? (ответы детей).

- Так что же такое вода? (жидкость, без вкуса, запаха, цвета)

- Что делает вода? (льётся, течёт, журчит, бежит, плещется и т. д.)

- Вы сказали: - Вода льётся, течёт. Давайте проверим.

Опыт №1. Переливание воды в разные сосуды, в блюдечко.

Глобусник: - Почему вода растеклась по блюдечку? (жидкая)

- Правильно. Если бы вода не была жидкая, она бы не могла течь в реках, ручьях, из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. (Показать схему №1).

- У меня на столе кубик и шарик. Какой формы эти предметы? (ответы детей). Если я положу на стол, в стакан, на ладонь, на блюдце – они изменят свою форму?

- А теперь посмотрите на эти сосуды, какие они все разные. В них налита вода, но имеет ли она форму? Вода принимает форму сосуда, в котором она находится – банки, бутылки, пузырька и т. д. значит. Вывод: Вода не имеет собственной формы. (Показать схему №2.)

- А теперь мы поиграем. Игра: «Хорошо – плохо».

Вода – это хорошо, потому что. (ответы детей)

Вода – это плохо, потому что. (ответы детей)

Опыт №2. Кипячение воды.

Глобусник: - Ребята, ответьте на вопрос – когда вода булькает, шипит, кипит?

- Чем можно нагреть воду?

- У меня есть кипятильник, я сейчас опущу его в воду и подсоединю к розетке. Вода нагревается. Что ещё происходит с водой? (Вода булькает, закипает, бурлит).

- Как вы думаете, вода, кипящая опасна или нет? Приведите примеры, где можно встретить тёплую, горячую воду.

- Итак, мы узнали из опыта, что вода может нагреваться. (Посмотреть схему №3).

- Сейчас я выключу кипятильник. Вода становится спокойной, но остаётся горячей. А что это поднимается над банкой? (ответы). Правильно, это пар. А откуда он взялся, ведь в банке была только вода? (ответы). Сейчас приложим зеркало к горлышку банки. Оно запотело, появились капельки (дать детям потрогать). Какой можно сделать вывод? Вода может превратиться в пар. Вывод: пар – это тоже вода, только сильно нагретая.

- Дети, вы внимательно слушаете и хорошо работаете, но неплохо бы немножко отдохнуть.

Физкультминутка «Дождик».

Дождик капнул на ладошку, на цветы и на дорожку.

Льётся, льётся, ой-ёй-ёй. Побежали мы домой.

Опыт №3. Растворение в воде веществ.

Глобусник: - Отгадайте на вкус, что у меня спрятано под салфеткой (соль, сахар). (Дети пальчиком пробуют на вкус, что под салфеткой)

- Соль и сахар боятся воды? Давайте проверим. (Дети самостоятельно растворяют в воде соль и сахар, пользуясь ложечкой).

- Посмотрите, соль видна? (Да.) Помешайте воду в стакане. Видите ли вы соль? (Нет.) Куда же она исчезла? (Она растворилась.) А теперь попробуйте воду? Какая стала вода по вкусу? (Солёная.) Вода растворила соль. Тот же опыт с сахарным песком. Вода растворила песок.

- А все ли вещества растворимы в воде? У вас на столе есть стакан с водой и пипетка. А в другом стаканчике, что такое жёлтое, а не солнце, льётся, а не вода, на сковороде шипит и пенится. (Масло). Наберите в пипетку несколько капель масла и капнете его в воду, размешайте палочкой. (Работа детей).

- Что происходит с маслом? (Плавает на поверхности, не растворяется).

Вывод: вода одни вещества растворяет, а другие – не растворяет совсем. (Показать схему №4)

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».

Правила: дети выполняют движения соответственно словам под музыку.

«Тучка»: - Пора отправляться в путь. Прыгайте, радуйтесь, танцуйте.

Ведущий: - Полетели капельки на землю, поиграли, попрыгали (дети двигаются поодиночке, врассыпную).

Скучно им стало поодиночке играть, собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (по парам).

Встретились ручейки и стали большой рекой (дети держатся за плечи, колонна по одному).

Плывут капельки в большой реке, путешествуют (дети делают круг, взявшись за руки, идут шагом).

Текла, текла речка и попала в большой океан. Капельки в океане плавали и вспомнили, что мама «Тучка» наказывала им домой вернуться (дети приседают в кругу).

А тут, как раз, «Солнышко» пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (Дети встают, руки тянут вверх, испарились они под лучами «Солнышка», вернулись к маме «Тучке».

«Тучка»: - Молодцы, капельки, хорошо себя вели. Прохожим за воротники не лезли, не брызгались, теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась. А потом вас опять отпущу погулять.

Опыт №4. Очистка воды.

Глобусник: - Ребята, пока мы играли, масло так и не растворилось, так и осталось на поверхности воды. Такую воду можно пить? Хотя с этим маслом вода и не ядовитая, это не пищевой продукт. А вот если в воду попадёт машинное масло или бензин, или нефть?

- Что нужно сделать, чтобы вода стала пригодной для питья? (ответы детей).

- Правильно, её нужно очистить. Очищают воду с помощью прибора – фильтра.

(Дети изготавливают простейший кулёк из бумаги, по технике оригами, и закладывают в него ватные диски, установив всё это в одноразовый стаканчик).

- Фильтр готов, попробуем, как он работает.

(Дети сливают воду с маслом сквозь фильтр, наблюдают за результатом).

- Какая стала вода? Куда делось масло? Всё масло осталось на фильтре.

- Мы с вами познакомились с самым простым способом очистки воды. Но с фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Где? (ответы). Да, в водопроводе вода уже очищенная. Сначала воду берут из рек или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью больших сложных фильтров, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. Затем вода попадает в водопровод, которую, после очистки, можно употреблять в пищу. Вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Всё живое на земле нуждается в воде, поэтому её надо беречь и охранять!

- Ребята, вода у нас есть везде. Как охранять воду? Как будем беречь воду?

(Примерные ответы детей):

Нужно не забывать закрывать краны.

Если заметили, что кран неисправен, сразу сообщить взрослым.

Не засорять водоемы.

Не мусорить на берегах рек.

Не мыть в водоемах машины.

- Правильно, ребята, воду нужно беречь! Вода – это жизнь!

- Запас пресной воды на нашей планете уменьшается в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают небольшие речки, а глубоководные реки становятся мелкими.

Игра: «Какая вода» (подбор прилагательных о воде)

- Какие же свойства воды мы сегодня вспомнили и узнали? (ответы по схемам).

III. Заключительная часть:

Рефлексия: - Ребята, а что вы поняли о воде, в чём разобрались? Что особенно понравилось? Что вам больше всего запомнилось? Чему вы научились и сможете научить других? (ответы детей).

Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. О своих знаниях вы можете рассказать своим родителям. Вода имеет и другие свойства. О них вы узнаете на наших следующих занятиях.

Итог: Вода – добрый друг и помощник человека.

(Дети читают строчки стихотворения «О воде» Н. Рыжовой, по очереди).

Вы слыхали о воде? Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте, и в сыром лесном болоте,

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,

На плите у вас кипит, паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить – без неё нам не прожить!

Прозрачная, чистая, струйкою льётся,

Плещется в море, мерцает в колодце.

Зверей и людей и растения напоит,

И дождиком чистым всю землю умоет.

В реке, в океане прохладой ласкает,

Под душем и в ванне теплом согревает.

Нужна она всем на Земле и всегда,

Прозрачная, чистая эта вода!

Глобусник: - Молодцы, ребята, вы сегодня были очень внимательными, активными, любознательными. Ребята, спасибо вам за то, что вы столько много рассказали о воде, мне очень понравилось с вами работать. Я дарю вам на память о себе частичку своей воды – капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и берегите её. А мне пора. До свидания!

(Каждому ребёнку дарится кулон в виде капли, с надписью «Береги воду!»).

Воспитатель: Дети вы хорошо потрудились, много полезного узнали, спасибо вам!

Список литературы.

1. Аксёнова З. Ф., «Войти в природу другом» М., 2008г.

2. Бондаренко Т. М., «Экологические занятия» Воронеж, 2004г.

3. Горбатенко О. Ф., «Система экологического воспитания в ДОУ», Волгоград, Учитель, 2007г.

4. Журавлёва Л. С., «Солнечная тропинка». Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. М., 2006г.

5. Илларионова Ю. Г., «Учите детей отгадывать загадки» М., 1985г.

6. Коломина Н. В., «Воспитание основ экологической культуры в д/саду», М., 2003г.

7. Кондратьева Н. Н., «Программа экологического образования детей», «Мы», СНб., 2001г.

8. Молодова Л. П., «Игровые экологические занятия с детьми», Минск, 1996г.

9. Николаева С. Н., «Юный эколог» «Программа экологического воспитания в детском саду», М., 2010г.

10. Потапова Л. М., Экология в играх. «Детям о природе», Ярославль, 2002г.

11. Скоролупова О. А., «Вода», М., 2003г.

12. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной ООД для детей старшей группы «Домашние животные» Цель: Уточнять и расширять представления о домашних животных. Задачи: 1. Обогащать представления о домашних животных (польза для человека,.

Конспект интегрированной ООД в подготовительной к школе группе «Сказка о потерянной красоте»Конспект интегрированной ООД в подготовительной к школе группе «Сказка о потерянной красоте» Воспитатель 1 квалификационной категории Борисова И. И. Целевые ориентиры: - познакомить воспитанников с нетрадиционной техникой изодеятельности.

Конспект интегрированной ООД Зимнее развлечение для детей первой младшей группы Цель: мотивировать детей к самостоятельному проведению простейших опытов, наблюдению, установлению причинно-следственных связей, воспитывать.

Конспект итоговой интегрированной ООД для детей подготовительной группы в форме КВН Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные за год. Программные задачи: Коррекционно-обучающие: • Выявить умение детей производить.

Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования «Вода в природе» для подготовительной группы. Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования «Вода в природе» для подготовительной группы. Цель: систематизировать и уточнить.

Конспект ООД для подготовительной к школе группы «Клуб весёлых музыкантов» Конспект организованной образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы «Клуб весёлых музыкантов» МБДОУ «Детский сад.

Конспект ООД «Магнит-фокусник» для детей подготовительной к школе группы МАОУ Тоболовская общеобразовательная школа филиал Карасульский детский сад Конспект ООД с использованием опытно-экспериментальной.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию для подготовительной к школе группы «Улетает наше лето» ТЕМА: «Улетает наше лето» ЦЕЛЬ: развивать воображение и творчество. ЗАДАЧИ: • создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений;.

Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе «Вода вокруг нас» Цели: 1. Образовательные: = закрепить представления детей о свойствах воды - отсутствие собственной формы; - прозрачность; - без вкуса и.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект интегрированной ООД по экологии для детей подготовительной к школе группы «Волшебная вода»
Опубликовано: 17 октября 2017 в 15:42
+219Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 92.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт о музыкально-спортивном развлечении для детей дошкольного возраста «В...
Фотоотчёт музыкально спортивного развлечения «В гостях у Клёпы» для детей дошкольного возраста С 1 июня мы стараемся проводить все летние мероприятия на...
Фотоотчёт о летнем развлечении для разновозрастных групп «День Нептуна»
Лето в самом разгаре и праздники для детей на свежем воздухе продолжаются. Очередным стало развлечение для всех возрастных групп "День Нептуна". Нептун...
Экологический проект для дошкольников средней группы «Мир насекомых»
Экологический проект для дошкольников средней группы «Мир насекомых» Составитель: воспитатель Н. А. Нестеренко Актуальность темы: Экологическое...
Наш участок. Лето-2018
Всем доброго вечера! Приглашаю посетить наш участок. На участке все постройки сделаны руками воспитателей и родителей. Из построек на участке домик, машина,...
Презентация «Использование куклотерапии на основе русской обрядовой куклы»
Моя тема по которой я работаю "Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в условиях санатория для детей с родителями на основе использовании приемов...