Конспект урока русского языка. Обучающее сочинение

Елена Борисова
Конспект урока русского языка. Обучающее сочинение

Памятка к сочинению по картине С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство».

Вступление. (1-2 предложения)

(Я смотрю на картину… .Передо мной картина художника….. На картине…. .(свой вариант)

Художник Тутунов свои детские воспоминания о первом снеге изобразил на картине.

Почему художник дал картине такое название?

Основная часть. - Описание картины

Мальчик двор снег

Проснулся, подошёл к окну;

застыл на месте от неожиданности;

стоит как заколдованный

(заворожённый);

не может пошевелиться;

не может глаз оторвать Опишите мальчика. В чём одет? Почему? Как стоит? Куда смотрит? Как смотрит? Чему удивлён он (выпал первый снег) А у мальчика какое настроение? О чём он думает? Вчера:

-Представьте, что он видел вчера во дворе? Унылая картина;

всё тёмное,

мрачное;

грязь;

сырая, тёмная

земля;

голые деревья;

последние листочки на деревьях не радовали взгляд Сегодня:

- А сегодня выпавший снег как изменил вид из окна?

Необычайно светло;

очень яркий свет;

больно глазам;

двор весь белый, чистый;

как в сказке;

чудесное превращение из грязного в белоснежное, нарядное запорошил

как лебяжий пух;

порхает, кружится,

тихо танцует;

пушистый,

как вата;

повис клоками на заборе

Чувства: Как вы думаете, какое чувство испытывает малыш? Передалось ли вам это чувство? изумление,

волнение, интерес, очарование,

восхищение восторг, радость,

удивление

3. Заключение, концовка. (1-2 предложения) – (Мне нравится ….. Мне радостно смотреть… .

Картина вызывает у меня …. Смотрю на картину и ….. После знакомства с этой картиной….

Памятка к сочинению по картине С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство».

Вступление. (1-2 предложения)

(Я смотрю на картину… Передо мной картина художника….. На картине…. .(свой вариант)

Художник Тутунов свои детские воспоминания о первом снеге изобразил на картине.

Почему художник дал картине такое название?

Основная часть. - Описание картины

Мальчик двор снег

Проснулся, подошёл к окну;

застыл на месте от неожиданности;

стоит как заколдованный

(заворожённый);

не может пошевелиться;

не может глаз оторвать Опишите мальчика. В чём одет? Почему? Как стоит? Куда смотрит? Как смотрит? Чему удивлён он (выпал первый снег) А у мальчика какое настроение? О чём он думает? Вчера:

-Представьте, что он видел вчера во дворе? Унылая картина;

всё тёмное,

мрачное;

грязь;

сырая, тёмная

земля;

голые деревья;

последние листочки на деревьях не радовали взгляд Сегодня:

- А сегодня выпавший снег как изменил вид из окна?

Необычайно светло;

очень яркий свет;

больно глазам;

двор весь белый, чистый;

как в сказке;

чудесное превращение из грязного в белоснежное, нарядное запорошил

как лебяжий пух;

порхает, кружится,

тихо танцует;

пушистый,

как вата;

повис клоками на заборе

Чувства: Как вы думаете, какое чувство испытывает малыш? Передалось ли вам это чувство? изумление,

волнение, интерес, очарование,

восхищение восторг, радость,

удивление

3. Заключение, концовка. (1-2 предложения) – (Мне нравится ….. Мне радостно смотреть… .

Картина вызывает у меня …. Смотрю на картину и ….. После знакомства с этой картиной….

Русский язык №41 4класс

Тема «Сочинение - описание по картине»

Цель: научить детей составлению описательного рассказа по картине известного художника с опорой на план.

Планируемые результаты:

Познавательные

познакомить с картиной художника Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство»;

Регулятивные

учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению.

Коммуникативные

Организовывать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке, развивать устную и письменную речь учащихся, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения;

Личностные

развивать у детей наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение. Искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений.

Универсальные учебные действия

учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, обогащать словарь детей новой лексикой, способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе.

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

II. Тема урока

- Сегодня мы познакомимся с репродукцией картины Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство» и составим рассказ о том, что на ней изображено.

III. Беседа о художнике и его картине.

Рассказ о художнике. Живописец. Член Союза художников СССР. Автор тематических картин бытового жанра, портретов. Родился 30 октября 1925 года в Москве. Обучался в Московской средней художественной школе, 1939-45).

В 1945 поступил и в 1951 году окончил Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова. В 1988 состоялась персональная выставка в Москве.

С. А. Тутунов умер 12 октября 1998 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Картины художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Русском музее Киева, во многих музеях России, а также в частных коллекциях за рубежом: Германии, Японии, США, Франции.

Выразительное чтение стихотворений.

Звучит пьеса из цикла «Времена года» П. И. Чайковского «Зима»

Поутру вчера дождь

В стекла окон стучал,

Над землею туман

Облаками вставал.

… В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух легок и чист,

И замерзла река.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнем…

И. Никитин

Первый снег

Первый снег обнимает траву,

Ветер, словно из сказочных тем.

А я счастлив и радостен тем,

Что смеюсь и живу наяву.

Разлохматил прически берез

Ветер буйный.

Доносится смех.

И уже не из сказок и грез

Выпал первый искрящийся снег.

Николай Селезнёв

3. Беседа.

О каком времени года идет речь?

Назовите зимние месяцы.

- Декабрь, январь, февраль — зимние месяцы. Их не спутаешь друг с другом. У каждого свой характер и цвет.

Какие цвета зимы отметили поэты? (белый, искрящийся, разноцветный)

Объясните значение этих слов.

Какой вы видите зиму, читая строки поэтов?

- Мы увидели, как поэты «раскрасили» зиму с помощью слов, и попали под обаяние этого времени года. А теперь рассмотрим репродукцию художника, обратим внимание на краски и почувствуем переданное им настроение.

4Рассматривание картины.

Какие краски здесь преобладают?

Созвучны ли строки стихотворений данной картине?

Ваши впечатления от представленной картины?

Нам предстоит описать картину С. А. Тутунова. В чем ее своеобразие? (Необычная, сказочная; белоснежное чудо)

5. - Давайте попробуем войти в картину. Закройте глаза и послушайте чудесную музыку. Представьте, что мы подошли к окну и увидели падающие снежинки, деревья, укрытые первым снегом. Подставьте свои ладошки и поймайте снежинку. Что вы слышите? Какие запахи вы можете почувствовать? Что вы видите вокруг себя?

Дети поочередно дают ответы.

- Откройте глаза. Понравилось ли вам путешествие в картину?

IV. Собирание рабочих материалов.

Посмотрите на картину и ответьте на вопросы.

— Это натюрморт, пейзаж или портрет? Почему?

— Где происходит действие картины?

— Что на ней изображено (что на переднем плане, что в центральной части, на заднем плане?

— Какое время года, изобразил художник? По каким признакам можно это определить?

- Как бы вы назвали эту картину?

- А художник назвал ее «Зима пришла. Детство». Как вы думаете почему?

- К какому жанру изобразительного искусства принадлежит эта картина?

- Правильно, это пейзаж, но это пейзаж зимний (по времени года, пейзаж сельский (по месту изображенного).

- Какие краски использует художник для изображения природы?

Мне кажется, автор изобразил себя:

“В детстве зиму ждешь с особым нетерпением.

Каждое утро, только открыв глаза, я уже бежал к окну и прильнув лицом к стеклу, всматривался в хмурый день. Опять темно и сыро, черная земля, озябшие деревья.

И вот однажды я проснулся навстречу волшебству. В комнате было особенно уютно, а из окна лился мягкий свет. Я бросился к окну. Двор изменился до неузнаваемости! Чистый, пушистый снег ковром укрыл землю, укутал деревья в белоснежные шали. А как светло и празднично вокруг!

Я застыл и не дыша смотрел на зимнюю сказку. Сколько чудес таит в себе природа!”

РАССМОТРИТЕ КАРТИНУ. Как бы вы сами описали ТО,ЧТО видите?

А теперь, глядя на картину, подберите подходящие образные выражения и признаки к словам:

снег – белый, легкий, как пух, …

деревья — с черными крепкими стволами, накрыты первым снегом, на некоторых ветках остались желтые листья,.

листья — желтые, зеленые, …

Кусты - спрятались под снегом, …

- Что вы видите на этой части картины?

Что изображено на картине? Давайте охарактеризуем зиму на картине

С. А. Тутунова и заполним таблицу.

Что изображено Рабочие материалы

Мальчик маленький

Время ранним утром,

Зима волшебная, праздничная

Снег пушистый и мохнатый снег, волшебство кружащихся на ветру снежинок, повсюду: на деревьях и на земле

Деревья и кусты Сказочные, необычные, похожи на белоснежное чудо, таинственные, загадочные,

Тонкие, гибкие веточки, раскидистые, гибкие ветви,

Напоминают чудовище, гигантского паука, покрыты снегом

Земля, забор все белым-бело; снег, устилающий землю; лег на землю первый снег,

Воздух чистым, свежим воздухом

Настроение Радостное, праздничное, восторженное

Это план, по которому мы будем составлять рассказы по частям картины. Мы с вами сегодня превратимся в писателей и постараемся написать картину словами и красивыми предложениями.

V. Составление плана.

- Чтобы получился рассказ по картине, составим план сочинения.

В этом поможет памятка «Как составить рассказ по картине?»

- Как начать сочинение по картине? (об авторе, как писалась картина, о природе в картине).

- О чем скажем в основной части? (опишем героя).

- Чем закончить рассказ? О чем сказать в заключительной части? (о настроении, о чувствах, которые вызывает картина)

ПЛАН.

1. Художник и картина.

2. Описание картины /Мальчик у окна. Зима/

3. Мое отношение к картине.

- При написании сочинения не обязательно использовать все опорные слова. Вы можете описать героя по-своему.

VI. Запись рассказа по картине с опорой на план.

VII. Итог урока.

Какие мысли. Чувства возникли у вас при рассматривании картины?

На картине «Зима пришла» мы видим маленького мальчика, который задумчиво стоит у окна. Такое ощущение, что на картине утро и маленький мальчик проснувшись, подбежал к окну и увидел свой первый снег. А за окном открывает просто таки необычайная картина, так как еще вчера вечером весь двор дома был невзрачного темно – черного цвета, а сегодня этот же двор выглядит как белоснежный пуховой платок, так как все вокруг укрывает белоснежный снег. Белый снег кружится большими хлопьями в медленном и очень тихом танце. А мальчик стоит с таким задумчивым видом, потому что он наверняка мечтает о новогодних подарках и о том, что в совсем скоро придет такой долгожданный праздник Новый Год.

А на дальнем плане этой картины за плотной снежной пеленой еле виден другой дом.

Наконец-то такая долгожданная и любимая всеми зима пришла… Вся земля стала абсолютно белая как чистый лист бумаги, а на ветках деревьев лежит небольшой серебристый иней. Практически для каждого человека, зима – это волшебный блеск снега, морозный воздух и абсолютное спокойствие души. Также зима – это безбрежный океан белоснежного снега, который тихо хрустит под ногами, морозный воздух, которым просто невозможно надышаться. А еще у многих наверняка зима ассоциируется с несколько терпким запахом мандарин, и, конечно же, елка, наряженная старинными бабушкиными игрушками, которые уже достаточно много лет украшали новогоднюю красавицу, а дополняет новогоднюю елку современное мерцание гирлянд. Ведь, правда нет ничего лучше новогоднего настроения, празднично наряженной елки и ароматного и несколько терпкого запаха мандарин?

Картина С. А. Тутунова «Зима пришла» четко показывает то, что зима – это самая загадочное и, пожалуй, самое красивое время года. Такую пору года обожают абсолютно все люди, от мала до велика.

В зимнее время года каждый человек верит в осуществление своей самой заветной мечты, верит, что произойдет какое - либо приятное чудо, которое запомнится на длительное время. А душу будут согревать отлично проведенные дни зимней поры года. А картина С. А. Тутунова помогает поверить в настоящее непредвиденное чудо, которое оставит теплый отпечаток в душе человека на всю жизнь.

Публикации по теме:

Дидактический материал для уроков русского языка в 3–4 классах «Синонимы» Упражнения с именами существительными – синонимами Упражнение № 1 Прочитайте, назовите слова, употреблённые в значении «дорога». Что общего.

Конспект урока русского языка «Повторение. Имя существительное» Тема урока: «Повторение. Имя существительное» Цель обучения: повторение и систематизация знаний об имени существительном Задачи урока:.

Конспект урока русского языка «Предложения с прямой речью» (4 класс) РУССКИЙ ЯЗЫК ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ Тема: Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора.

Конспект урока русского языка в специальной (коррекционной) школе «Состав слова» Открытый урок письма на тему: «Состав слова. Приставка, корень, суффикс, окончание» в 7 классе специальной (коррекционной) школе 8 вида.

Конспект урока русского языка во 2 классе «Обобщение и систематизация знаний об имени существительном» Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об имени суще-ствительном; закрепить орфографические навыки; повторить категории.

План-конспект урока английского языка в 9 классе «Кто ваши любимые писатели?» План – конспект урока английского языка в 9 классе. Учебник «English 9», В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа и т. д. Тема урока: «Who are your favourite.

Лэпбук по обучению грамоте «Буквы и звуки русского языка»Лэпбук по обучению грамоте «Буквы и звуки русского языка» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию уже ставшую популярной тематическую (интерактивную) папку - лэпбук! Увидев варианты лэпбука.

План — конспект урока французского языка в 7 классе на тему «À la mode de chez nous» УМК “L’oiseau bleu 7” Селиванова Н. А. Цели урока: Практическая: - закрепить лексику на тему «Les vetments»; - проиллюстрировать.

Стенгазета к Неделе русского языкаСтенгазета к Неделе русского языка Одним из средств привития любви и внимания к школьным предметам является проведение предметных недель. В школе,в которой учится моя дочь,с.

Конспект урока русского языка «Начальная форма глагола» Тема урока: Начальная форма глагола Учитель начальных национальных классов: Сендажы Антонина Петровна Цели урока: познакомить учащихся с.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект урока русского языка. Обучающее сочинение
Опубликовано: 4 апреля 2016 в 19:11
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Развивающая доска или Бизиборд
Любопытство малыша не знает границ! Всё нужно попробовать открыть, захлопнуть, расстегнуть. Бизиборд надолго увлекает ребенка, ставит перед ним много...
Краткосрочный проект по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями родного...
Краткосрочный проект по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями родного города «Памятник Колобку" Цель работы: формирование у детей интереса к...
Консультация для воспитателей ДОУ «Роль речи воспитателя в развитии речи детей»
Роль речи воспитателя в развитии речи детей Характерной особенностью детей дошкольного возра¬ста является подражательная речь, которая обусловлена...
Новогодний утренник для младшей группы.
МБДОУ№1 Новогодний утренник Воспитатель: Макаова Р. А. 2017г Ведущий : Здравствуй праздник Новогодний! Гости к нам пришли сегодня! Детки выучили...
Конспект итогового занятия по развитию речи «Ох, уж эти сказки…»
Образовательная область «Речевое развитие» Тема: Ох, уж эти сказки Цель: закрепить и расширить знания детей о хорошо знакомых сказках; создать у детей...