МААМ-картинки

Конспект занятия «Звук [М]» для детей с общим недоразвитием речи комбинированной группы

Ольга Короткова
Конспект занятия «Звук [М]» для детей с общим недоразвитием речи комбинированной группы

Конспект образовательной деятельности

по «Речевому развитию» (формирование фонетических средств речи)

для детей с общим недоразвитием речи

комбинированной группы

(5-6 лет)

Тема: «Звук [м]» (закрепление)

Автор:

Короткова Ольга Николаевна,

учитель-логопед,

первая квалификационная категория

Цель: автоматизация звука [м].

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Закреплять навыки произношения звука [м] в словах, предложениях.

Публикация «Конспект занятия „Звук [М]“ для детей с общим недоразвитием речи комбинированной группы» размещена в разделах

2. Развивать умение детей давать характеристику звука.

3. Дифференцировать понятия «гласные» и «согласные звуки».

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Активизировать словарный запас.

2. Развивать умение соотносить усвоенные знания с текстом загадки; учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

3. Упражнять детей в образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

6. Упражнять в согласовании имен существительных с именами числительными.

7. Совершенствовать умение употреблять имена существительные в различных падежах.

8. Развивать внимание, память, логическое мышление.

9. Активизировать пространственные представления.

10. Совершенствовать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, самостоятельность, взаимоуважение, инициативность, навыки сотрудничества.

Оборудование и материалы (приложение) : две куклы, шкатулка, бусы (синего, красного, зеленого цвета, «домик гласных звуков», зеркала и подушечки для каждого ребенка, «фонарики» синего цвета, елка, рукавица Деда Мороза, снежинки с картинками, игрушка Гном, разрезные картинки с изображением елочных шаров, фишки – сердечки.

Методы и приемы:

• Наглядные (показ, демонстрация)

• Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ)

• Игровые (использование «сюрпризных» элементов)

• Практические (занимательные упражнения, динамическая пауза)

Ход ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Дети стоят около логопеда

Логопед. - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет очень интересное занятие. Я уверена, что вы будете стараться, у вас все получится.

(Обратить внимание детей на стол, где сидят две куклы)

Логопед. - У нас в гостях две куклы-подружки – Вика и Таня. Подойдём к ним поближе.

(Логопед и дети подходят к столу, на котором сидят две куклы и лежит закрытая шкатулка). (Приложение 1)

Логопед. – Это Вика. (Логопед показывает куклу)

– Это Таня. (Логопед показывает куклу)

– Кто запомнил, как зовут кукол? Кто это? (Это Вика) Кто это? (Это Таня)

– Вика и Таня собираются на новогодний праздник. Какие они нарядные! Не хватает только бус. Давайте им их подарим.

(Логопед открывает шкатулку и показывает бусы)

Логопед. – В шкатулке есть бусы разного цвета. Назовите, какого они цвета (синего, красного, зелёного)

– Какие бусы подарим кукле, если её имя начинается с твёрдого согласного звука?

Воспитанники. – Синие бусы.

Логопед. – Какие бусы подарим кукле, если её имя начинается с мягкого согласного звука?

Воспитанники. – Зелёные бусы.

(Логопед достает и показывает детям синие бусы.)

Логопед. – Это чьи бусы?

Воспитанники. – Это Танины бусы.

Логопед. – Олеся, надень Тане бусы.

(Олеся надевает Тане синие бусы)

(Логопед достает и показывает детям зеленые бусы)

Логопед. – А это чьи бусы?

Воспитанники. – Это Викины бусы.

Логопед. – Правильно. Богдан, надень Вике бусы.

(Богдан надевает Вике зеленые бусы)

Логопед. – Куклы наши нарядились, преобразились и стали какие?

Воспитанники. – Нарядные, красивые, весёлые, счастливые, радостные…

Логопед. – Теперь все в порядке. Вика и Таня готовы к празднику.

Логопед. – Скажите мне, какие ещё есть звуки в русском языке, кроме согласных звуков?

Воспитанники. – Гласные.

(Логопед выставляет «домик гласных звуков»). (Приложение 2)

Логопед. – Рома, назови гласные звуки.

Рома. – [а], [о], [у], [ы], [э], [и]

Логопед. – Назовём их все вместе - [а], [о], [у], [ы], [э], [и]

II. Основная часть.

1. Выделение звука из конца слова.

Логопед. – А теперь садитесь за столы. Сядьте правильно, удобно. Будьте внимательны.

Послушайте и отгадайте загадку.

Стены, крыша, дверь, замок –

Всё знакомо нам, дружок.

Вечером к нему идём,

Ждёт меня мой милый…

Воспитанники. – Дом.

(Логопед выставляет картинку, на которой изображен дом)

Логопед. – Назовите последний звук в слове дом.

Воспитанники. – Последний звук [м].

Логопед. – Правильно. Звук [м] будет сегодня главным на нашем занятии. Возьмите зеркала.

(Дети берут в руки зеркала, которые лежат на их столах.)

Логопед. – Давайте произнесём звук [м] вместе.

(Логопед и дети произносят звук [м])

Логопед. – Когда мы произносим звук [м], что происходит с губками?

Воспитанники. – Губки смыкаются, соединяются.

(Групповое и индивидуальное произнесение звука)

Логопед. – Положите зеркала на стол.

Звук [м] согласный или гласный?

Воспитанники. – Звук [м] согласный.

Логопед. – А как мы его произносим? Твердо или мягко?

Воспитанники. – Твердо.

Логопед. – Значит звук [м] какой?

Воспитанники. – Твердый.

Логопед. – Каким цветом обозначаем твердый согласный звук?

Воспитанники. – Синим цветом.

Логопед. – Звук [м] звонкий или глухой?

Воспитанники. – Звонкий.

(При наличии ошибок у детей используется тактильно-вибрационный контроль).

2. Выделение звука [м] из ряда слогов. (Приложение 3)

Логопед. – Поиграем в игру «Включи фонарик». Она требует вашего внимания. Если услышите звук [м], поднимите синий фонарик. Возьмите фонарики в руки.

АМ – ИП – ОК – УМ – ЭМ – УТ – ИХ – ОМ – ЫК – АМ

Логопед. - Молодцы. Все справились. Положите фонарики на край стола.

3. Активизация словаря признаков.

Логопед. - Скоро, скоро Новый год,

И нас ёлка с вами ждёт.

У нас тоже есть ёлочка. Подойдите к ёлочке.

(Дети встают полукругом у стола, на котором стоит ненаряженная ёлочка).

Логопед. – Встаньте так, чтобы не мешать друг другу. Посмотрите, под ёлкой что-то лежит.

(Логопед достаёт рукавицу Деда Мороза, в которой лежат снежинки с картинками). (Приложение 4)

– Это, наверное, Дед Мороз обронил, пока обходил свои владения. В рукавице что-то есть. Посмотрим?

(Логопед достаёт из рукавицы снежинки).

Логопед. – Здесь снежинки. Какие бывают снежинки?

Воспитанники. – Лёгкие, резные, пушистые, маленькие, красивые, холодные, серебристые, белые.

4. Выделение звука [м] из слов. Игра «Снежинки»

Логопед. – Давайте поможем Деду Морозу украсить ёлку снежинками. Снежинки необычные, на них картинки. Нам нужны только те картинки, в названиях которых слышим звук [м].

Первой картинку выберет девочка.

Логопед. – Олеся, какую картинку ты выбрала?

Олеся. – Я выберу дом.

Логопед. – Олеся, куда бы ты хотела ее повесить?

Олеся. – Сюда.

Логопед. – Объясни, где это вверху или внизу?

Олеся. – Вверху.

Логопед. – Богдан, какую картинку выбрал ты?

Богдан. – Я выбрал малину.

Логопед. – Найди место для своей картинки.

(Каждый ребёнок выбирает и вешает на ёлку снежинку с картинкой).

(Логопед обращает внимание детей на оставшиеся снежинки)

Логопед. – А эти картинки мы будем использовать?

Воспитанники. – Нет.

Логопед. – Почему?

Воспитанники. – Потому что в их названиях нет звука [м].

Логопед. – Эти снежинки мы оставим под ёлкой для красоты.

(Логопед переворачивает снежинки картинками вниз)

Логопед. – Какая теперь стала ёлочка?

Воспитанники. – Нарядная, красивая, новогодняя, праздничная, яркая…

5. Практическое использование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Логопед. – Очень хочется назвать нашу елку ласково.

Воспитанники. – Ёлочка.

Логопед. – А иголки у ёлки как ласково назовём?

Воспитанники. – Иголочки.

Логопед. – А ветки?

Воспитанники. – Веточки.

Логопед. – Представьте, что вы оказались в лесу, где растут только ёлки. Как такой лес называется?

Воспитанники. – Ельник. Еловый лес.

Динамическая пауза

Логопед. – Ёлка, ёлка, ёлочка,

Колкая иголочка.

Возле ёлки в Новый год

Водим, водим хоровод.

Логопед. – Встаньте вокруг ёлочки, возьмитесь за руки. Повернитесь направо.

Ёлочка – красавица (Идут вокруг ёлки,

Детям очень нравится. держась за руки)

Вот она какая – (Показывают на елку)

Стройная, большая. (Тянемся за руками вверх, потом

разводим их в стороны)

Ватный снег внизу лежит (Присели, ладошки на полу)

Наверху звезда блестит (Встали. Показываем руками)

А на ветках шарики (Показывают руками шары)

Пёстрые фонарики. (Показывают «фонарики»)

6. Работа с предложением.

Логопед. – Сядьте на подушечки. Если вы ещё отгадаете одну загадку, то узнаете любимое слово Тани и Вики. (Логопед и дети садятся на подушечки около елки)

К нам всегда стучится в дом

В Новый год весёлый …

Воспитанники. – Гном.

Логопед. – Правильно.

(Логопед достаёт из-под ёлки гнома)

Логопед. – Сейчас я буду начинать предложения, а вы будете добавлять слово гном так, чтобы предложение стало понятным.

Логопед. – Это весёлый…

Воспитанники. – Гном.

Логопед. – Дома нет весёлого…

Воспитанники. – Гнома.

Логопед. - Давайте найдём весёлого…

Воспитанники. – Гнома.

Логопед. – Мы дадим конфету весёлому …

Воспитанники. – Гному.

Логопед. – Я любуюсь весёлым …

Воспитанники. – Гномом.

Логопед. – Мы вспомним о весёлом …

Воспитанники. – Гноме.

7. Согласование имен существительных с именами числительными.

Логопед. –Молодцы. Нам этот гном давно знаком, но с ним ещё есть гномы. Где же они? А вот под ёлкой.

(Логопед достаёт из-под ёлки карточку, на которой изображены пять гномов). (Приложение 5)

Логопед. – Сколько их здесь, давайте посчитаем.

(Дети вместе с логопедом считают гномов)

Один гном, два гнома, три гнома, четыре гнома, пять (логопед делает паузу).

Воспитанники. – Гномов.

Логопед. – А кто может посчитать сам?

(Далее дети пересчитают гномов индивидуально)

8. Работа с разрезной картинкой.

Логопед. – Наш гном неосторожен был

И несколько шаров разбил.

Расстроился весёлый гном,

Детей зовёт на помощь он.

Давайте поможем гному, соберём шары, и он украсит ими свой дом.

(Логопед берет гнома с собой. Дети садятся за столы)

Логопед. – А шары были вот такие.

(Показ образцов). (Приложение 6)

Логопед. – На ваших подносах лежат части шаров. Собирайте шары вдвоём, помогайте друг другу.

(Дети собирают шары).

Логопед. – Молодцы. Все шары собраны. Гном очень доволен.

9. Закрепление звука [м] в коротком стихотворении.

Логопед. – Давайте вместе с ним порадуемся. Расскажем о нём стишок.

Бом – бом – бом, бом – бом – бом.

Гном идёт в свой новый дом.

(Вместе с логопедом дети проговаривают стихотворение и прохлопывают ритм.)

10. Игра «Соревнование».

Логопед. – Внимание, внимание! Игра «Соревнование». Кто больше назовёт слов со звуком [м]? Каждое правильно названное слово мы будем обозначать фишкой. Победит тот, кто наберет больше всех фишек.

(Проведение игры. В конце - подсчет фишек. Выявление победителя. Поощрение его аплодисментами)

III. Итог.

Логопед. – Вы все молодцы, так хорошо играли и, конечно же, запомнили, какой звук был сегодня главным.

Логопед. – Дома подберите еще слова, в которых слышится звук [м].

(Далее логопед предлагает детям рассказать, что их особенно заинтересовало на занятии, какие были трудности, оценивает работу каждого из детей).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект игры-путешествия по лексической теме «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Цель: Обогащение словаря детей на тему «Посуда». Задачи: 1) коррекционно-образовательные задачи: - Развивать связную речь при составлении.

Интегрированное занятие для детей с общим недоразвитием речи «Здоровье — большое богатство человека» Интегрированное занятие для детей с общим недоразвитием речи. Тема: «Здоровье – большое богатство человека» Цель: Воспитывать у детей.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему «Звук [Г] и буква Г» Коррекционно-образовательные цели. 1. Закрепить знание детей о звуках: гласных, согласных. 2. Познакомить со звуком и буквой «Г». 3. Упражнять.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи в нетрадиционной технике Конспект НОД по рисованию в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи в нетрадиционной технике: «Традесканция» с использованием.

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи подготовительной группы «Транспорт» Логопедическая тема: работа над слоговой структурой слова. Лексическая тема: «Транспорт» Цели: Коррекционно-образовательные цели: • Активизировать.

Конспект занятия по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи в старшей группе «Дикие животные» Тема занятия: Дикие животные. Цель: систематизация и уточнение знаний детей о диких животных. Задачи: Образовательные: 1. Упражнять в образовании.

Методическая разработка программы «Умелые пальчики» для детей с общим недоразвитием речи 5–6 лет 1. Пояснительная записка Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь и пищу, защищали,.

План-конспект занятия по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи Программное содержание: • Коррекционно-образовательные задачи: расширение и конкретизация представлений о домашних животных. Совершенствование.

Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи Дети с тяжелыми нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное.

НОД «Зимние развлечения» в средней группе для детей с общим недоразвитием речи Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в средней.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Звук [М]» для детей с общим недоразвитием речи комбинированной группы
Опубликовано: 30 апреля 2018 в 19:28
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД