Получи документы

Конспект занятия по подготовке к освоению элементов грамоты в старшей группе «Звук [ш] и буква Ш»

Ольга Суханова
Конспект занятия по подготовке к освоению элементов грамоты в старшей группе «Звук [ш] и буква Ш»

Цели: Закрепить знания о звуке «Ш», познакомить с буквой Ш.

Коррекционно-образовательные:

Закрепить артикуляцию и характеристику звука «Ш»; расширение представлений об органах артикуляции и их участии в произнесении слов;

Продолжать обучение детей звуковому анализу слов; учить определять первый звук в слове, уметь определять местоположение звука «Ш» в словах; познакомить с буквой Ш; закрепить умение соотносить звук и его графический образ на письме; упражнять в чтении слогов и слов со звуком «Ш»;

Публикация «Конспект занятия по подготовке к освоению элементов грамоты в старшей группе „Звук [ш] и буква Ш“» размещена в разделах

Коррекционно - развивающие:

развивать связную речь, грамматический строй речи, фонематическое восприятие, внимание и память; развивать способности манипулировать звуковым и слоговым составом слов; умение выделять букву Ш среди других букв.

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать нравственные качества: доброту, чувство коллективизма (умение дружить); воспитывать умение выслушивать ответы товарища.

Оборудование: предметы: шапка, мишка, шишки, брошь; бланки исследований; клей, простые карандаши по количеству детей; по количеству детей: модель звука «Ш», картинки: шапка, мишка, шишки, брошь, квадраты синего цвета, наборы для разбора предложения, буква Ш, фасоль, картинки для игры шифровальщик.

Здравствуйте дети! Какое прекрасное утро! Давайте поприветствуем друг друга, встанем в круг. Посмотрите, кто стоит справа, кто слева от вас. Повторяйте, пожалуйста, за мной:

Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)

Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)

- Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какие новые предметы появились у нас в группе?

Дети: шапка, мишка, шишки, брошь.

- Что объединяет эти предметы?

Дети: в названии этих предметов слышится звук «Ш».

- Какой звук «Ш»?

Дети: Согласный, глухой, твердый.

- Я предлагаю вам сегодня стать настоящими исследователями. Вы согласны? (ответы детей). Тогда предлагаю исследовать звук «Ш». Согласны? (ответы детей)

Исследователи заполняют специальный бланк. Возьмите по бланку. Приступим.

- Первое, что мы исследуем, это наши органы артикуляции, что с ними происходит, когда мы произносим звук «Ш». Произнесем звук «Ш».

Дети: При произнесении звука «Ш» губы в форме «окошка», кончик языка за верхними зубами, воздушная струя не свободно выходит изо рта и встречает преграду кончик языка и зубы, горлышко не работает. Из этого мы делаем вывод, что звук «Ш» - согласный, глухой, твердый, на письме обозначаем квадратом синего цвета.

- Давайте вклеим модель звука «Ш» в бланк.

- Второе, что мы исследуем – это можно ли отличить звук «Ш» на слух от других звуков. Хлопните в ладоши, когда услышите звук «Ш».

Среди других звуков : ш, в, ф, ш, к, ш.

Среди слогов: аш, ар, шу, ту, ву, ши.

Среди слов: мак, шаг, мышь, бык, шут.

- Отлично. Вы отличаете звук «Ш» от других звуков на слух. Вклеим в наш бланк чуткое ухо.

- Давайте проведем следующее исследование. Сможем ли мы определить место звука «Ш» в словах. У вас в бланках уже есть звуковые линейки. Рядом с линейками приклейте картинки: шапка, брошь, мишка, шишка. А теперь давайте определим место звука «Ш» в слове шапка.

Дети: в слове шапка звук «Ш» слышится в начале слова.

- Приклеим квадрат синего цвета в начале слова на звуковой линейке. Почему мы используем квадрат синего цвета, потому что звук «Ш»?

Дети: Квадрат синего цвета, потому что звук «Ш» - согласный и твердый.

- Сколько слогов в слове шапка.

Дети: в слове шапка два слога.

- Значит рядом с шапкой нарисуем две точки по количеству слогов.

Аналогично разбираем слова брошь, мишка, шишка.

- И это исследование мы выполнили.

- Следующее, что мы исследуем это можно ли составить предложение со словами со звуком «Ш». Вам нужно составить предложение со словами предыдущего исследования шапка, брошь, мишка, шишка.

Дети: Мишке подарили шапку, брошку, шишку.

Далее составляем схему составленного предложения и разбираем его.

Дети: в предложение первое слово мишка, начало предложения пишем с большой буквы, второе слово – подарили, третье – шапку, четвертое – брошку, пятое-шишку, в конце предложения ставится точка.

Вклеим схему предложения в наш бланк. Пока ребята вклеивают схему еще раз проговариваем анализ предложения.

- Отлично, мы выяснили, что можно составлять предложения со словами, в которых слышится звук «Ш».

- Следующие исследование - чем еще кроме квадрата синего цвета на письме можно мы можем обозначить звук «Ш».

Дети: буквой Ш.

- Вклеим букву Ш в наш бланк. На что похожа буква Ш.

Дети: на расческу, на ползущую змею, сложенную ленту и т. п.

- Давайте выложим букву Ш из фасоли. А давайте сами превратимся в букву Ш.

- Отлично. Звук «Ш» на письме мы обозначаем буквой Ш.

- Следующее исследование – можно ли играть со звуком «Ш» и буквой Ш.

- Я знаю одну игру «Шифровальщик», вам нужно отгадать слово, зашифрованное первыми звуками названий картинок.

Картинки: шарф, утка, бочка, арбуз.

Дети: в слове шарф первый звук «Ш», на письме обозначаем квадратом синего цвета или буковой Ш.

Один ребенок выходит и держит в руке букву Ш.

Аналогично со следующими картинками.

Дети: в слове утка первый звук «У», на письме обозначаем квадратом красного цвета или буковой У.

Один ребенок выходит и держит в руке букву У.

Дети: в слове бочка первый звук «Б», на письме обозначаем квадратом синего цвета или буковой Б.

Один ребенок выходит и держит в руке букву Б.

Дети: в слове арбуз первый звук «А», на письме обозначаем квадратом красного цвета или буковой А.

Один ребенок выходит и держит в руке букву А.

- Какое слово зашифровано? Дети читают: шуба.

- Сколько слогов в слове (2). Как мы определяем количество слогов (сколько в слове гласных столько и слогов). Какой первый слог (шу, а второй (БА). Вклеим шифровку в наш бланк.

- Отлично! Мы подходим к итоговому результату нашего исследования. Послушайте слова: апка, мика, бро, ика. Вы поняли меня? (ответы детей). Какой звук потерялся в этих словах («Ш»). Какой вывод мы делаем?

Дети: звук «Ш» необходим в нашей речи без него будет трудно понимать друг друга.

- Правильно, кто же научился произносить звук «Ш» должны проговаривать его в словах, а кто еще не научился должны старательно заниматься, чтобы он появился в речи.

- Понравилось вам быть исследователями (ответы детей). Дома познакомьте родителей с результатами своих исследований.

Публикации по теме:

Дидактический материал для занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [П] и буква П»Дидактический материал для занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [П] и буква П» Петрушка принёс звуки - символы (артикуляционная гимнастика). Паровозик для определения слогов в слове. Слова со звуком П. На улице.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [ц]. • Продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа.

Конспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]. Буква «У» Совушка в гости пришлаКонспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]. Буква «У» Совушка в гости пришла Задачи: Коррекционно-образовательные: • Продолжать формировать понятие «слово», «звук». • Закреплять, уточнять произношение звука [у] изолированно,.

Конспект НОД по подготовке дошкольника к обучению чтению и письму для старшей группы «Звук [Д] и буква «Д» Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке дошкольника к обучению чтению и письму Разработал: Воспитатель МКДОУ.

Конспект НОД по подготовке к обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе «Звуки [д] — [т]» Цель: Закрепить навыки чёткого произношения и различения звуков [д] - [т]. Учить детей дифференцировать звуки (т-д) в слогах, словах..

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С» Цели: - закрепить навыки правильного произношения звуков «С» и «С'», закрепить в памяти детей графический образ буквы «С». - учить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» Цель: закрепить понятие о букве Е Задачи: познакомить детей с буквой Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по грамоте «Согласный звук [Д], [Д’] и буква Д» в подготовительной группе Цель: закрепить знания детей о букве Д и звуке Д. ДЬ Задачи: Формировать умение детей сопоставлять звук по твердости и мягкости звучания,.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: -Уточнить артикуляцию звука Ц. -Познакомить с буквой Ц; -Учить проводить анализ простого предложения, использовать интонацию обращения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по подготовке к освоению элементов грамоты в старшей группе «Звук [ш] и буква Ш»
Опубликовано: 18 мая 2021 в 14:43
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД