МААМ-картинки

Конспект занятия по постановке и автоматизации звука [ш] в слогах «Змейка»

Валентина Светлакова
Конспект занятия по постановке и автоматизации звука [ш] в слогах «Змейка»

Тема: «Звук [ш]» («Змейка»)

Цель: Постановка звука [ш].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- учить изолированно произносить звук [ш].

Коррекционно-развивающие:

- развивать подвижность артикуляционного аппарата: закреплять круговую мышцу рта; вырабатывать умение быстро менять положение губ, делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии; отрабатывать движения языка вверх; вырабатывать умение загибать края языка и поднимать язык за верхние зубы; учить чередовать движения языка вверх-вниз;

Публикация «Конспект занятия по постановке и автоматизации звука [ш] в слогах „Змейка“» размещена в разделах

- формировать длительную направленную воздушную струю;

- развивать фонематическое восприятие: развивать умение выделять звук [ш] из ряда звуков;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- развивать слуховое внимание.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к занятию;

- воспитывать старательность при выполнении заданий, самоконтроль за речью.

Прогнозирование результатов: ребенок может научиться правильно произносить звук [ш].

Оборудование: зеркало, картинка-символ «Змея», картинки на артикуляционную гимнастику, ватный шарик на нитке, колючий мячик, картинки на артикуляционные признаки звуков, игрушка Змея, шпатель (одноразовый, бусинки, картинка змеи.

Ход занятия:

1. Организационный момент (настрой на занятие) :

Проговаривание речовки:

Вот занятие началось,

Все в порядок привелось (сложить руки на стол,

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем думать, отвечать! (выпрямить спину).

Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре

Ясно, четко говорим, потому что не спешим.

Паузы мы соблюдаем! Звук ударный выделяем!

И легко нам говорить, и не хочется спешить.

Так спокойно, так приятно. Говорим - и всем понятно.

2. Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения) :

- Что нам поможет говорить четко и ясно? (Артикуляционная гимнастика)

- Правильно. Перед тобой картинки, я проговариваю стихотворение - ты выполняешь упражнение:

«Улыбка» : уголки потянем к ушкам, улыбнемся, как лягушка.

«Заборчик» : зубы ровно ты смыкаешь и «заборчик» получаешь. А сейчас раздвинешь губы и увидишь свои зубы.

«Улыбка» - «Заборчик» : наши губки улыбнулись, прямо к ушкам потянулись. Ты попробуй «И-и-и» скажи, свой заборчик покажи.

«Лопаточка» : язык лопаткой положи и спокойно подержи. Язык надо расслаблять и под счет его держать: раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.

«Чистим верхние зубки» : мягкой щеткою с утра чистит зубки детвора. Будут зубки сильные, белые, красивые!

«Маляр» : стал язычок твой маляром, он будет красить старый дом: вперед-назад, вперед-назад… Ремонту каждый будет рад.

«Чашечка» : будешь пить с друзьями чай ты из чашки новой. Эту чашку показать ты сейчас пробуй!

«Качели» : на качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз, и все выше поднимаюсь, а потом вниз.

3. Упражнение на дыхание «Фокус» :

Воздушная Струйка озорница,

Фокус делать мастерица.

Кусочек ваты положи на кончик носа. Подними язык к верхней губе. Выдохни сильную воздушную струю на кончик языка. Смотри, как красиво взлетает пушинка с кончика носа вверх. (Ребенок выполняет упражнение)

4. Объявление темы занятия :

- А теперь пора узнать, кто же к нам пришел:

Поясок – живучий,

Голосок – шипучий.

По траве кривляется,

Кем же он является? (Змея)

- Правильно, змея! (демонстрация игрушки Змеи) Она любит шипеть. Посмотри, как она это делает: ш-ш-ш…

5. Развитие фонематического восприятия:

- Змейка очень любит прятаться. Вот и сейчас она пошипела и спряталась. Давай ее поищем. Я буду произносить звуки, а ты внимательно слушай. Как только услышишь, что Змейка шипит : ш-ш-ш, покажи ее и кричи громко: «Вот ты где!» (карточка-символ «Змея») :

Д-Г-Ш-П-В-М-Ш-К-Ш-Т-Н-Д-Ш

6. Коррекция нарушений звукопроизношения (постановка звука, первичное закрепление звука) :

- Давай покажем, как шипит Змейка., посмотри как я это делаю: ш-ш-ш… Попробуй так же (постановка по подражанию).

В случае, если у ребенка не получается звук по подражанию, то ставим звук [ш] от звука [с] с механической помощью:

- Чтобы Змейка зашипела, ей нужно посвистеть: с-с-с… В это время ты лопаточкой приподними язычок и послушай Змейку. (используем шпатель)

7. Анализ артикуляции по плану (используем картинки на артикуляционные признаки звуков) :

Положение губ: губы вытянуты вперед, округлены;

Положение зубов: зубы видны, между ними небольшая щель;

Положение языка: кончик языка поднят к передней части неба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку.

Выдыхаемая воздушная струя: теплая.

• Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (голоса нет).

8. Характеристика звука [ш] :

Звук [ш] – согласный, твердый, глухой.

Выкладывание буквы Ш из бусинок.

9. Пальчиковая гимнастика:

- Змейка немного устала и хочет отдохнуть. Давай и мы немного отдохнем:

«Змейка»

Между кочек по тропинке (соединить ладони)

Проползает змейка Динка! (изображать движения змеи)

- У Змейки есть друг – Ёжик, он тоже хочет поиграть с тобой:

«Ёж»

Гладь мои ладошки, ёж.

Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить!

(катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных колючек).

10. Закрепление изолированного звука :

- Давай покажем Ёжику, как шипит Змейка : ш-ш-ш… (индивидуальное и сопряженное проговаривание).

11. Развитие фонематического восприятия (продолжение) :

- Давай поиграем с Ёжиком и Змейкой в игру «Охотник». Как только услышишь звук [ш], сразу лови его – хлопай в ладошки:

Ш-Ф-Ш-З-Ш-Ш-Х-С-Ш-Ж-Ш-С

12. Домашнее задание:

- Повтори дома артикуляционную гимнастику и игру «Охотник».

13. Итог:

- Кто к нам приходил на занятие?

- Чью песенку мы с тобой сегодня учились петь?

- У тебя получилось спеть эту песенку? (Да)

- Что надо сделать, чтобы спеть песенку Змейки? (анализ артикуляции по плану).

- Спой песенку Змейки.

- Что тебе больше всего понравилось на этом занятии?

- Что для тебя показалось трудным?

- Змейка дарит тебе картинку с ее изображением, дома повторяй ее песенку.

Тема: «Звук [ш]» («Змейка», продолжение)

Цель: автоматизация звука [ш] в прямых слогах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепить знания об акустико-артикуляционном образе звука [ш];

- закрепить изолированное произношение звука [ш];

- учить произносить звук [ш] в прямых слогах;

- закрепить графический образ буквы Ш.

Коррекционно-развивающие:

- развивать подвижность артикуляционного аппарата: закреплять круговую мышцу рта; движения языка вверх; умение быстро менять положение губ, делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии; умение загибать края языка и поднимать язык за верхние зубы; умения чередовать движения языка вверх-вниз;

- формировать длительную направленную воздушную струю;

- развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание: развивать умение выделять звук [ш] из ряда прямых слогов;

- развивать зрительное внимание;

- упражнять в согласовании существительных с числительными;

- развивать общую и мелкую моторику пальцев рук;

- развивать интонационную и мимическую выразительность.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать самоконтроль за речью.

Прогнозирование результатов: ребенок может научиться правильно произносить звук [ш] в прямых слогах.

Оборудование: мягкая игрушка Змейка, картинки на артикуляционную гимнастику, картинки на артикуляционные признаки звуков, ватный шарик на нитке, карточка-символ «Змея», счетные палочки, изображение змеи, пособие для логопедического упражнения «Шарик», пособие для игры «Лабиринт», воздушный шарик.

Ход занятия:

1. Организационный момент (настрой на занятие) :

Проговаривание речовки:

Вот занятие началось,

Все в порядок привелось (сложить руки на стол,

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем думать, отвечать! (выпрямить спину).

Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре

Ясно, четко говорим, потому что не спешим.

Паузы мы соблюдаем! Звук ударный выделяем!

И легко нам говорить, и не хочется спешить.

Так спокойно, так приятно. Говорим - и всем понятно.

2. Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения) :

- Что нам поможет говорить четко и ясно? (Артикуляционная гимнастика)

- Правильно. Перед тобой картинки, я проговариваю стихотворение - ты выполняешь упражнение:

«Улыбка» : уголки потянем к ушкам, улыбнемся, как лягушка.

«Заборчик» : зубы ровно ты смыкаешь и «заборчик» получаешь. А сейчас раздвинешь губы и увидишь свои зубы.

«Улыбка» - «Заборчик» : наши губки улыбнулись, прямо к ушкам потянулись. Ты попробуй «И-и-и» скажи, свой заборчик покажи.

«Лопаточка» : язык лопаткой положи и спокойно подержи. Язык надо расслаблять и под счет его держать: раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.

«Чистим верхние зубки» : мягкой щеткою с утра чистит зубки детвора. Будут зубки сильные, белые, красивые!

«Маляр» : стал язычок твой маляром, он будет красить старый дом: вперед-назад, вперед-назад… Ремонту каждый будет рад.

«Чашечка» : будешь пить с друзьями чай ты из чашки новой. Эту чашку показать ты сейчас пробуй!

«Качели» : на качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз, и все выше поднимаюсь, а потом вниз.

3. Упражнение на дыхание «Фокус» :

Воздушная Струйка озорница,

Фокус делать мастерица.

Кусочек ваты положи на кончик носа. Подними язык к верхней губе. Выдохни сильную воздушную струю на кончик языка. Смотри, как красиво взлетает пушинка с кончика носа вверх. (Ребенок выполняет упражнение)

4. Объявление темы занятия :

- Давай мы с тобой вспомним, кто к нам приходил в гости на прошлом занятии? (Змейка и Ёжик) Чью песенку мы научились петь? (Змеи.)

- Правильно, песенку Змейки! (демонстрация игрушки Змеи). Сегодня мы с тобой продолжим петь песенку Змейки, потому что ей очень нравиться шипеть: ш-ш-ш… Но она для тебя сегодня приготовила новую песенку. Хочешь научиться ее петь? (Да)

5. Развитие фонематического восприятия:

- Как мы уже говорили, Змейка очень любит прятаться. Вот и сейчас она пошипела и спряталась. Давай ее поищем. Я буду произносить слоги, а ты внимательно слушай. Как только услышишь, что Змейка шипит : ш-ш-ш, покажи ее и кричи громко: «Вот ты где!» (карточка-символ «Змея») :

Ша – ма – па – шу – ту – лу – жу – шо – ша – ба – по – шо – ши

6. Произношение изолированного звука и разбор артикуляции по плану:

- Давай покажем, как шипит Змейка : ш – ш – ш… (Сопряженное проговаривание)

Анализ артикуляции по плану (используем картинки на артикуляционные признаки звуков, ребенок объясняет самостоятельно, в случае затруднения помогаю ему) :

Положение губ: губы вытянуты вперед, округлены;

Положение зубов: зубы видны, между ними небольшая щель;

Положение языка: кончик языка поднят к передней части неба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку.

Выдыхаемая воздушная струя: теплая.

• Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (голоса нет).

Характеристика звука [ш] :

Звук [ш] – согласный, твердый, глухой.

Выкладывание буквы Ш из счетных палочек.

Развитие зрительного внимания, закрепление графического образа буквы Ш:

- Змейка просит тебя подарить ей шарики, но не все, а с буквой Ш. А шарики, на которых не буква Ш пусть улетают. От шариков с буквой Ш нарисуй ниточку и приведи ее к змейке (используем изображение змеи, а из шариков, где не буква Ш, нарисуй выходящий воздух. Не забудь назвать все буквы Ш.

7. Физминутка:

- Змейка немного устала и хочет отдохнуть. Давай и мы немного отдохнем:

Уселась кошка на окошко.

И стала лапкой ушко мыть.

И мы движение за кошкой

Рукою можем вам изобразить.

1, 2, 3 – ну-ка, повтори.

3, 4, 5 – повтори опять.

(Наклоны головы вправо-влево. Круговые движения ладошкой поочерёдно возле правого и левого уха. Хлопки в ладоши. Круговые движения ладошкой поочерёдно возле правого и левого уха)

Змея ползёт лесной тропой,

Как лента по земле скользит.

И мы движение такое

Рукою можем вам изобразить.

1, 2, 3 – ну-ка, повтори.

3, 4, 5 – повтори опять.

(Извивающие движения туловищем. Рукой показываем такое движение.

Волнообразные движения рукой)

Мартышка к нам спустилась с ветки.

Мартышка хочет погулять.

Ведь обезьяны – наши предки,

А предков надо уважать!

1, 2, 3 – ну-ка, повтори.

3, 4, 5 – повтори опять.

(Имитация движения спуска по канату. Подскок на месте. Имитация движения спуска по канату)

8. Закрепление звука в слогах :

- Змейке очень понравилась игра и она хочет тебя научить новой песенке, повторяй за ней:

Ша-шо-шу шу-шо-ша

Шо-шу-ша шо-ша-шо

Шу-шо-ша шу-шу-ша

Ша-шу-шо шу-шо-ша

(индивидуальное и сопряженное проговаривание).

9. Согласование существительных с числительными. Игра «Лабиринт».

В центр лабиринта кладу изображение Змейки.

- У тебя есть возможность подарить Змейке за ее песенку букет цветов. Для этого тебе необходимо пройти по лабиринту, посчитать и собрать все ромашки.

Ребенок водит пальчиком по лабиринту и считает: одна ромашка, две ромашки и т. д.

10. Развитие фонематического восприятия (продолжение) :

- Давай поиграем со Змейкой в игру «Поднимайка». Как только услышишь слоги со звуком [ш], сразу поднимай руку:

ША-ФА-ШО-ЗО-ШУ-ШИ-ХИ-СЫ-ША-ЖА-ШО-СО

11. Коррекция нарушений звукопроизношения : автоматизация в прямых слогах :

- Змейка испугалась, что ты не справишься с заданием и испуганно зашипела: ша, ше, шу, шо, ши. Ребенок произносит слоги с соответствующей мимикой и интонацией, при необходимости продемонстрированными логопедом. Но у тебя все получилось и ты справилась с заданием, и Змейка обрадовалась и весело зашипела: ша, ши, ше, шу, шо. Ребенок произносит слоги с соответствующей интонацией.

12. Домашнее задание:

- Умница. Повтори дома артикуляционную гимнастику, игру «Поднимайка» и новую песенку Змейки.

13. Итог:

- Кто к нам приходил на занятие?

- У тебя получилось спеть новую песенку Змейки? (Да)

- Что тебе больше всего понравилось на этом занятии?

- Что для тебя показалось трудным?

- Змейка прощается с тобой и дарит тебе воздушный шарик. Ей очень весело было играть с тобой.

Публикации по теме:

«Поиграем с Чебурашкой». Конспект занятия по автоматизации звука [р] изолированно, в слогах, словах, предложениях«Поиграем с Чебурашкой». Конспект занятия по автоматизации звука [р] изолированно, в слогах, словах, предложениях .

Конспект занятия «Автоматизация звука [т] в слогах, словах, фразах» Цель: Коррекционно -образовательные цели: уточнение артикуляции звука «Т». Автоматизация звука «Т» в слогах, словах, предложениях. Закреплять.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Тема: Автоматизация звука.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 5 лет по постановке звука [Л] Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Л] Тема: постановка звука [Л]. Время занятия: 15 минут. Цель: ребёнок.

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [р] ЦЕЛИ • Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений. • Продолжать формирование длительной направленной воз душной струи.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях. «Зашифрованное слово»Тема: «Автоматизация.

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [р] «Помоги щенку научиться рычать» Индивидуальное занятие по постановке звука [р] «Помоги щенку научиться рычать» Задачи: Закреплять правильное выполнение артикуляционных.

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш] Конспект индивидуального занятия по постановке звука «Ш» Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука.

Конспект занятия по постановке звука [Р] Тема: Постановка звука Р. Цель: Научить ребенка правильно произносить звук Р. Задачи: Коррекционно -образовательные: • Формирование понятия.

Видеоурок индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука «Р» в слогах, словах, предложениях. .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по постановке и автоматизации звука [ш] в слогах «Змейка»
Опубликовано: 8 января 2017 в 18:35
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД