Получи документы

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Весна. Изменения в природе»

Маргарита Торопо
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Весна. Изменения в природе»

Цель: Закрепить знания детей о ранее изученных характерных признаках весны.

Задачи:

Образовательные задачи:

- закрепить понимание причинно – следственных связей в явлениях природы, взаимосвязи и временной последовательности происходящего в природе;

- закрепить умение использовать речь – доказательство, речь – рассуждение, объяснительную речь;

- закрепить умение подбирать слова, характеризующие особенности предметов;

- закрепить умение составлять рассказ – описание о птицах, животных.

Развивающие задачи :

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: „Весна, Изменения в природе“» размещена в разделах

- развивать умение использовать разнообразные средства выразительности речи;

- развивать логическое мышление, воображение, память;

- развивать слуховое восприятие, зрительное внимание;

- развитие артикуляционного аппарата.

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей);

- воспитывать любовь к природе, к птицам, бережное отношение к ним.

Предварительная работа:

- наблюдения на прогулке за весенними признаками;

- чтение произведений и рассматривание картин о весне;

- чтение художественной литературы и заучивание стихотворений, примет, пословиц о весне, о птицах;

- чтение стихов, рассказов, загадок о весне;

- беседы на темы: «Весна», «Животные весной», «Птицы»;

- работа в календаре погоды, рассматривание иллюстраций на тему «Весна»;

- наблюдали за грачами, явлениями в живой и неживой природе, читали рассказы Л. Толстого «Пришла весна», А. Толстого «Весна», Д. Садовникова «Весенняя сказка», С. Маршака «12 месяцев», рисовали на весеннюю тематику.

Материалы и оборудование: Проектор, экран, картинки с изображением птиц (снегирь, скворец, грач, ласточка, аудиозапись «Голоса птиц», образец скворечника из палочек, мольберт, картинки с изображением животных, аудиозапись леса, видеоматериал для артикуляционной гимнастики и гимнастики для глаз.

Раздаточный материал: конверт –письмо, счетные палочки на каждого ребёнка, дерево, солнышко, солнышко на ватмане без лучиков, картинки с изображением птиц и животных.

Словарная работа: скворечник, весна, проталина.

Индивидуальная работа: активизировать речь малоактивных детей.

Ход занятия:

Дети входят в группу.

В: Ребята, к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! (Дети здороваются с гостями.)

В: Ой, ребята, мне показалось, что в окно кто-то постучал? Давайте, посмотрим кто там? (На окне лежит письмо, воспитатель его берёт и читает)

«Для ребят старшей группы.

Снег растаял! Снег растаял!

Эта новость непростая!

Это значит, наступает

Настоящая …весна.

Приглашаю в гости я.

Ваша долгожданная Весна

В: Ребята, Весна приглашает нас в гости на прогулку в весенний лес. Скажите, вы любите путешествовать? Хотите отправиться на прогулку в весенний лес?

Но к каждому путешествию надо подготовиться, настроиться.

Стали все в круг и проговорим слова.

Запоминает наша голова

Важные поступки, нужные слова.

Слушаем внимательно,

Смотрим обязательно.

Друг друга не перебиваем

Для ответа. Руку поднимаем

Знаний много получаем.

Лексическое упражнение «Подбери признак».

В: Но сначала я проверю, готовы ли вы путешествовать? Назовите времена года.

Д: Зима, весна, лето, осень.

В: Какое сейчас у нас время года?

Д: Весна.

В: Назовите весенние месяцы.

Д: Март, апрель, май.

В: Давайте послушаем стихи о весенних месяцах.

В: Значит путешествие наше будет весеннее.

В: Надо вспомнить все приметы весны. Что происходит с природой весной? Предлагаю ответить полным предложением, начиная его со слова «Весной».

(Ответы детей. Например: Весной ярко светит солнце. Весной день становиться длиннее. Весной бегут ручьи. Весной тает снег).

В: Очень хорошо, что вы знаете о весне, и о признаках весны.

В: Молодцы! Тогда отправляемся в путь! Для этого надо произнести волшебные слова:

Ты подуй в свои ладошки,

Покружись потом немножко,

Попадёшь тогда ты в лес,

Полный тайны и чудес! Дуют в ладошки.

Кружатся.

Закрывают глаза ладонями.

(Дети повторяют слова вместе с воспитателем и выполняют движения по тексту)

«Грустное солнышко»

В: Смотрите ребята, что это? ( Дети видят: висит солнышко)

В: А что вы скажете о весеннем солнышке: солнышко, какое оно?

(Ответ детей. Например: яркое, ласковое, теплое, лучистое, золотое, приятное, желтое, оранжевое, доброе, весеннее.)

В: Вот сколько хороших слов подобрали вы к слову «солнышко».

Но наше солнышко почему-то грустное. Почему, ребята, как вы думаете?

Д: Идет дождик…

В: А давайте поможем солнышку, чтобы оно стало веселым, лучистым, теплым. Для этого выполним задание. Я буду называть слова, а вы - признаки этого слова. На какой вопрос отвечают признаки предмета?

Д: - Какой? Какая? Какое? Какие?

Небо (каким становится небо) - голубое, чистое, весеннее, ясное, безоблачное.

Капель - весенняя, звонкая, прозрачная, холодная.

День – теплый, светлый, солнечный, весенний, дождливый.

Листочки - первые, молодые, зеленые, клейкие.

Птицы - перелетные, зимующие, весенние, хлопотливые, поющие.

Облака - белые, пушистые, кудрявые, плывущие по небу.

А хотите попробовать, какое солнышко теплое, ласковое? Повторяйте за мной

(Воспитатель, и дети делают массаж лица)

Самомассаж лица

Личико солнышко согрело

Потеплело, потеплело

(поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей)

Наши ручки потянулись (тянемся вверх)

Наши губки улыбнулись (улыбнуться)

В: Наше солнышко потеплело, стало ласковым. А к концу нашего занятия будет веселым.

Аудиозапись «Голоса леса».

В: Ребята, тише, слышите? Это спешит к лесному озеру ручеек и льется теплая вода, попадая в озеро. Ребята, а как льется водичка? Давайте покажем?

Д: С-с-с

В: Кружатся и звенят над озером комарики. Какую песенку они поют?

Д: З-з-з.

В: А, слышите, как квакают лягушки?

В: Давайте поупражняемся вместе с лягушками.

Артикуляционное упражнение «Лягушки»

Улыбаться широко

Очень просто и легко.

Как лягушка,

Тянем к ушкам губы.

Улыбаемся.

Получается отлично!

Молодцы, стараемся!

Пение птиц

В: Дети, какие вы знаете ещё признаки весны?

Д: Прилетают с юга птицы.

В: Слышите, как поют птицы в весеннем лесу?

Дидактическая игра "Кто здесь лишний?"

В: Посмотрите, ребята, сколько разных птиц прилетело к нам. А какие это птицы, мы должны с вами отгадать.

Загадки

1. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Прыг да скок по полю вскачь,

А зовётся птица – …

(Грач). 4. Во дворе стоит дворец,

Там живёт один певец.

Очень ловкий молодец

И зовут его…

(Скворец)

2. Я проворна, легкокрылая,

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит дождик где-то близко.

(Ласточка) 5. Алый низ и черный хвост,

Воробья побольше рост,

Толстый клюв раздался вширь –

До чего красив.

(Снегирь)

3. Гнездо не строит никогда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

(Кукушка)

(Дети вешают птиц на дерево)

В: Ребята, давайте посчитаем сколько же птиц прилетело на дерево? (Дети считают вместе птиц). Посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний? (Ответ детей)

Объясните, почему снегирь лишний здесь? (Ответы детей.)

В: Молодцы, ребята. А давайте вспомним, каких еще перелетных птиц вы знаете? (Ответ детей)

В: А почему этих птиц называют перелетными? (Ответ детей)

Молодцы! Правильно! А когда птицы возвращаются назад, как они встречают весну? Что весной делают птицы?

(Ответ детей) Птицы сразу начинают приводить в порядок свои гнезда, строить новые, выводить птенцов.

В: Какие птицы прилетают с юга в наши края первыми? (Ответ детей)

Д: Грачи, ласточки, скворцы, жаворонки, дикие утки.

В: Какая птица открывает весну, как вы думаете? (ответ детей) Правильно, грач.

В: А какие птицы прилетают последними? (Ответ детей)

Д: Зимородки, варакушки, чеканчики, камышовки, малиновки, иволги.

В: Дети, а какие птицы от нас не улетают на юг?

Д: Ворона, воробей, синица, голубь, сорока, снегирь.

В: И как они называются?

Д: Зимующие птицы.

Деление названий птиц на слоги.

В: Дети, давайте названия птиц разделим на слоги (Хлопки в ладошки).

Д: Во-ро-бей (3 слога, во-ро-на, си-ни-ца, со-ва, дя-тел,го-лубь,гал-ка, сне-гирь.

В: А каких весенних певцов вы знаете? (Ответ детей)

Д: Скворец, соловей, жаворонок, зарянка, иволга.

В: Отгадайте загадку:

У забора, на шесте,

Дом стоит на высоте.

Там появятся птенцы,

Будут их кормить отцы.

Мамы греть их будут нежно,

Называют дом… (скворечник)

В: Кто живет в скворечнике?

В: Кто строит скворечник – люди или птицы? Давайте, и мы построим уютные домики для скворцов.

(Дети садятся за столы, выкладывают скворечники из счетных палочек на столе)

В: Из каких фигур построили скворечник?

Д: Из прямоугольника, квадрата, треугольника, круга.

В: Сейчас мы с вами превратимся в птиц.

Физкультминутка

Перелетные птицы

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Крошки птички собирают. («клюют»)

Пёрышки почистили,

Клювики почистили (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоняются)

Дальше полетели

И на место сели (улетают», садятся)

В: Ребята, но изменения происходят не только в жизни птиц, но и зверей. Пойдемте гулять дальше по весеннему лесу.

В: Ребята, отгадайте, кто живет на этой лесной полянке.

Загадки

Она прыгать мастерица,

Она прыгать не боится.

Небольшой у неё рост,

Но зато пушистый хвост. (Белка) Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной?

Снег разгребает,

Мышек хватает.

(Лисица)

Угадайте, что за шапка

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору

У стволов грызет кору.

(Заяц)

Этот зверь тебе знаком,

Ест мышей и молоко.

Но на кошку не похож

Весь в иголках длинных… (Ёж) Кто позабыв тревоги,

Спал в своей берлоге?

(Медведь)

В: Ребята, давайте подумаем, как меняется жизнь животных с приходом весны.

Д: Звери линяют, просыпаются после зимней спячки, у них появляются детеныши.

В: Какие звери просыпаются весной?

Д: Медведь, еж, барсук.

В: Давайте разбудим медведя чистоговоркой.

Чистоговорка «Весна пришла»

Ла-ла-ла – к нам весна пришла.

Ло-ло-ло – в лесу тепло.

Пель-пель-пель – капает капель.

Ля-ля-ля – расцветай земля!

Леть-леть-леть – просыпайся медведь! Хлопают в ладоши.

Сжимают-разжимают пальцы.

Ударяют указат. пальцем по ладони.

Делают «фонарики».

Топают ногами.

В: Не хочет пока медведь просыпаться. Пусть еще немного поспит, а мы поговорим о лисе и зайчике.

Сценки

Двое детей выходят с картинками лисы и зайца и начинают вести диалог.

В: Сейчас нам ребята расскажут про лису и зайчика.

1 ребенок: У лисы большой пушистый хвост, а у зайца?

2 ребенок: У зайца хвостик маленький, зато у него большие уши, а у лисы какие уши?

1 ребенок: У лисы уши маленькие, но у нее красивая рыжая шубка, а у зайца какая?

2 ребенок: У зайца шубка зимой белая, летом серая, а у лисы шубка меняет цвет?

1 ребенок: Лиса не меняет цвет, а у нее под шерсткой вырастает теплый, мягкий пух.

В: Молодцы, ребята, а кто расскажет про ежика и белочку?

1 ребенок: Белочка – маленький пушистый зверек, а ежик пушистый?

2 ребенок: Ежик не пушистый, у него вместо меха иголки. Ежик серенький, а белочка какого цвета?

1 ребенок: Белочка рыженькая. Она готовит запасы на зиму, а ежик готовит запасы?

2 ребенок: Ежик не готовит запасы, он спит зимой.

В: Молодцы, ребята. А кто появляется у диких животных весной? (Детеныши.)

Сейчас я буду называть вам взрослое животное, а вы будете говорить, как называется у него детеныш.

Воспитатель называет по очереди диких животных, показывая иллюстрации.

Игровое упражнение «Назови малышей» или «У кого кто?»

Один

У медведя - …

У зайца - …

У лисицы - …

У волка - …

У ежа - … медвежонок

зайчонок

лисенок

волчонок

ежонок

Игра «Посчитай, сколько»

В: Молодцы, ребята! Мы с вами вышли на солнечную поляну. Давайте поиграем в игру «Посчитай, сколько». Мы станем в круг, я буду бросать мяч по очереди, называя один предмет, а тот, кто поймает мяч – много этих предметов.

Одна сосулька – две сосульки - пять сосулек

Один ручеек – два ручейка – пять ручейков

Одно дерево – два дерева – пять деревьев

Один листик – два листика – пять листиков

Один подснежник – два подснежника – пять подснежников

Один скворец – два скворца – пять скворцов

Одна проталина – две проталины – пять проталин

Один скворечник – два скворечника – пять скворечников

В: А сейчас закончите предложения:

На высоком дереве гнездо. На высоких деревьях? (гнезда)

В маленьком гнезде птенец. В маленьких гнездах? (птенцы)

В: Что мы с вами только что делали?

Д: Говорили слова в ед. ч, а потом эти слова – во мн. ч.

«Нарисуем ладошками лучики солнышку»

В: Ребята, посмотрите, что это?

Д: Желтый круг.

В: Подумайте, во что его можно превратить?

Д: В солнышко.

В: У нас есть только краски, а кисточек нет. Что будем делать?

Д: Ладошкой нарисуем лучики.

В: Солнышко стало веселым, с красивыми лучиками.

В: Вот и подошла к концу наша прогулка по весеннему лесу. И нам пора возвращаться. Мы вернулись в наш детский сад. Вам понравилось путешествие в весенний лес? А что вам запомнилось? Что вы увидели, гуляя по лесу? (Ответы детей)

В: Лесные жители передали вам вот эти маленькие солнышки за то, что вы побывали у них в гостях и так много рассказали о весне.

Хорошо ребята, вы - молодцы!

Подарки – маленькое солнышко.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе «К нам пришла весна!»Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе «К нам пришла весна!» Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе «К нам пришла весна!» Интеграция образовательных областей:.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Дикие животные» Конспект НОД по речевому развитию. Возрастная котегория: 5-6 лет Тема:«Дикие животные» Образовательная область: речевое развитие. Цель:.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «День народного единства»Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «День народного единства» Цель: ознакомление детей с российским государственным праздником. Задачи: • Проведение патриотическо-воспитательной работы среди воспитанников;.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группе Цель: способствовать обобщению представлений о весне, как времени года, о жизни насекомых, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе «Сюжетные рассказы о природе» Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: Игра-занятие по развитию речи (сюжетные рассказы о природе) Воспитатель.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группыКонспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группы Задачи: учить детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы; упражнять детей в образовании названий детёнышей животных.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему «Домашние животные» Цель: 1. Обогащать и систематизировать словарный запас. 2. Активизировать и закреплять речь по теме «Домашние животные». 3. Развивать внимание,.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Овощи» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Овощи» Воспитатель: Найданова Е. В. Программное содержание: - продолжаем учить.

Проект в старшей группе компенсирующей направленности «Изменения весной в природе»Проект в старшей группе компенсирующей направленности «Изменения весной в природе» 1. Проект в старшей группе компенсирующей направленности "Изменения весной в природе". 2. Проблемное поле проекта. Мониторинг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Весна. Изменения в природе»
Опубликовано: 4 февраля 2021 в 23:30
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД