Конспект занятия в форме специально организованного обучения элементам грамоты в старшей группе для детей с ОНР

Елена Тимофеева
Конспект занятия в форме специально организованного обучения элементам грамоты в старшей группе для детей с ОНР

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье», «Социализация», «Физическая культура».

Цель занятия: формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Коррекционно-образовательные задачи:

1) Образовательная область «Коммуникация»:

· Закрепить умение четко артикулировать согласный звук [С];

· Продолжать обучать детей звуковому анализу и синтезу слов односложной слоговой структуры на материале слов со звуком [С]

· Закреплять умение определять местоположение звука [С] в словах,

· (начало, середина, конец, делить слова на слоги;

Закреплять умение дифференцировать понятия: гласный – согласный; твердый - мягкий; звонкий - глухой звук.

Коррекционно-развивающие задачи:

Образовательная область «Коммуникация»

совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память, тактильную чувствительность;

развивать фонематическое восприятие.

Образовательная область «Здоровье»

продолжить совершенствовать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление детей, развивать общую и мелкую моторику;

совершенствовать пространственно-зрительный гнозис.

Образовательная область «Социализация»

совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности

Образовательная область «Физическая культура»

Накопление и обогащение двигательного опыта детей.

Образовательная область «Музыка»

Развивать общую музыкальность детей (ладовысотный слух, чувство ритма).

Коррекционно-воспитательные задачи:

Образовательная область «Социализация»

воспитывать навыки инициативности и самостоятельности, дружеские взаимоотношения;

воспитывать навыки культуры поведения.

Индивидуальная работа:

Следить за четкостью произнесения звука С в словах у Мелании П., Леши И.

Оборудование:

- демонстрационный: буквы А, О, И, У, С; замок красного цвета для гласных букв, замок синего цвета для согласных букв, «слоговой» поезд, картинки со звуком «С»: лиса, сорока, сом; игрушка собачка, ноутбук.

- раздаточный: фишки красного и синего цветов, «звуковые» дорожки, листочки с пластилином, семечки арбуза, изображения колокольчиков, изготовленные из картона и желтого оракала.

Подготовка педагога к образовательной деятельности: изучение методической литературы по данной теме, изготовление демонстрационного и раздаточного материала.

Предшествующая работа с детьми: закрепление понятий «гласные», «согласные» буквы, закрепление понятий «буква», «звук».

Методы и приемы по ходу образовательной деятельности:

1. Проблемная ситуация: Как помочь букве С.

Фонетическая ритмика.

Игровая мотивация «Путешествие детей.

Магнитофонная запись «Песенка паровозика».

Игра «Слоговой поезд».

Звуковой анализ слова «Сом».

Динамическая пауза.

Сюрпризный момент «Встреча с собачкой».

Игра «В начале, в середине, в конце».

Гимнастика для глаз.

Пальчиковая гимнастика.

Выкладывание букв.

Анализ деятельности.

Ход специально организованного обучения грамоте:

1. Вводная часть.

Логопед: Ребята, посмотрите, сегодня у нас гости. Поздоровайтесь с ними.

Логопед раздает детям половинки букв А, О, У, И, С.

Логопед: Каждому из вас я раздала половинку от буквы. Вам нужно сесть на тот стульчик, где находится вторая половина вашей буквы. Дети ищут вторую половинку на стульях и садятся.

Логопед:- Ребята, посмотрим, какие буквы у вас получились. Саша, подойди, пожалуйста, ко мне. Скажи, какая буква у тебя получилась?

Саша: Буква А.

Логопед: Правильно. Теперь найди здесь такую же букву и прикрепи ее на доску. Садись.

(Опрашивается каждый ребенок. На доске буквы: А, О, У, И, С)

Логопед: - Как вы думаете, какая буква здесь лишняя?

Дети: - Буква С.

Логопед: - Почему?

Дети: Потому что это согласная буква.

Логопед: Я согласна с вами. А остальные буквы?

Дети: Гласные.

Логопед: А почему вы думаете, что они гласные?

Дети: Потому что их можно пропеть.

Логопед: Где живут гласные буквы?

Дети: В красном замке.

На доске появляется красный замок.

Логопед: - Как вы думаете, в каком замке живет буква С?

Дети: В синем замке.

Логопед: - Ой, а замка для нашей буквы С нет. Наша буква заблудилась.

Ребята, поможем букве С отыскать свой замок?

2. Основная часть.

Логопед: «Ребята, сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране со буквой «С», чтобы отыскать замок для нашей буквы С.

Логопед:- «Произнесем вместе звук С, и посмотрим как работают наш язычок и губы, когда мы произносим звук С? (вместе с детьми произносим звук С, индивидуальная работа с Меланией П., Лешей И.

Фонетическая ритмика.

И. П.: стоя, поднять пальцы рук ко рту и тут же опустить их вниз плавным, слегка давящим движением, при одновременном произнесении звука [СС…. ] Движение слегка напряженное, плавное, длительное.

Логопед: Мы отправляемся в путешествие.

Логопед: - Вот и первая остановка.

3)Игра «Слоговой поезд»

Логопед: Посмотрите, какой сказочный поезд здесь. В нем едут волшебные картинки. Картинки нечаянно перепутали свои вагоны. Картинкам нужно помочь найти свой вагон. В первом вагоне поедут картинки, в названии которых один слог, во втором вагоне с двумя слогами, в третий – с тремя слогами.

Слова-картинки: сорока, лиса, сом.

Логопед: Ребята, назовите пожалуйста самое короткое слово в этом поезде.

Дети: «Сом».

4) Задание на звуковой анализ слова.

Логопед: А теперь садитесь за столы.

- Я предлагаю вам рассказать какие звуки живут в слове сом, в каком порядке они располагаются.

-Назовите первый звук. (С). Он какой? (согласный твердый, мы его обозначим синим кружочком)

- Назовите следующий звук. (О). Он какой? (гласный, обозначается красным кружочком)

Назовите последний звук? (М). Он какой? (согласный твердый, обозначается синим кружочком)

Саша, назови звуки по порядку.

- Сколько всего звуков в этом слове? Сколько гласных звуков, сколько согласных? Молодцы!

5) Динамическая пауза.

Детям раздаются по две карточки (колокольчик и зачеркнутый колокольчик) Включается музыка, дети танцуют. Как только музыка выключается, логопед называет звук. Дети поднимают соответствующую карточку (если звук звонкий – карточку с колокольчиком, если звук глухой - карточку с перечеркнутым колокольчиком).

Логопед: Вы слышите? Кажется, кто-то плачет. Я выйду, посмотрю.

Это умная Собачка След. Она пришла по нашему следу, чтобы помочь нам отыскать замок для буквы С.

7) Гимнастика для глаз

8) Выкладывание буквы С из семян арбуза

Логопед: «Вот и отдохнули наши глазки. Попробуем вместе построить букву «С» из пальцев рук.

«Пальцы рук в полуовале

Перед собой направим вправо.

Полукруг, ну просто класс!

Получилась С у нас.»

Логопед: «Вот и получилась буква С

Выкладывание буквы С из семян арбуза. Я предлагаю вам выложить букву из семян арбуза по контуру».

Дети выкладывают. Логопед просматривает букву каждого, хвалит детей за старание.

Логопед:- Посмотрите, пока вы выкладывали, собачка След отыскала новое задание.

6) Игра «В начале, в середине, в конце».

определить, где находится звук С в слове на картинке: в начале, середине или конце. Возьмите картинку, объясните Собачке следу, где находится звук С, и положите картинку к нужной схеме.

Дети выполняют задание.

Логопед: Вот мы с вами и собачкой Следом отыскали замок для нашей буквы С.

8) Итог занятия.

Скажите, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Что нового узнали? Вы справились со всеми заданиями. Молодцы! Ребята, а теперь нам с вами пора возвращаться из нашего путешествия обратно в детский сад.

Публикации по теме:

Что такое звуковой анализ слова? Печатная консультация для родителей.Что такое звуковой анализ слова? Печатная консультация для родителей. ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА? Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – Исогласный,.

Подготовка детей к обучению грамоте в ДОУ. Конспект занятия «Звук [т] и [т’], буква Т»Подготовка детей к обучению грамоте в ДОУ. Конспект занятия «Звук [т] и [т’], буква Т» Непосредственная образовательная область «Коммуникация» Подготовка к обучению грамоты. Тема: «Звук [т] и[т’], буква Т» Доминирующая область:.

Библиотека изображений:
  • 23 февраля
  • Времена года и погода
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Конспект занятия в форме специально организованного обучения элементам грамоты в старшей группе для детей с ОНР
Опубликовано: 2 июня 2013 в 14:22
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий летнего развлечения «Цветик — семицветик»
Материал будет полезен педагогам и музыкальным руководителям при организации летнего досуга с детьми среднего дошкольного возраста. Досуг рекомендуется...
Конкурс «Лучшая дорожка здоровья»
В нашем ДОУ 30 июня 2017 прошёл конкурс на лучшую «Дорожку здоровья». Разработано положение которое определяет порядок организации и проведения...
Легкоатлетическая эстафета. Фотоотчет.
Легкоатлетическая эстафета. Фотоотчет. В нашем любимом городе Козловка на набережной реки Волга прошла легкоатлетическая эстафета на призы районной газеты...
Коллаж «Лето, лето яркого цвета!»
Доброе время суток всем, кто заглянул на мою страничку! Желаю вам приятного летнего настроения! Лето! Замечательная пора для игр, наблюдений, исследований,...
Фотоотчет о создании настольной игры своими руками
В нашем детском саду прошел день безопасности дорожного движения. И мы с ребятами решили своими руками сделать настольную игру "Водители, пешеходы,...