Папки-передвижки

Консультация для родителей и педагогов «Игра и развитие ребенка с умственной отсталостью»

Елена Смирнова
Консультация для родителей и педагогов «Игра и развитие ребенка с умственной отсталостью»

Игра, являясь ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, занимает важное место в их жизни. Это связано с тем, что игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, совершенствуют свою речь. В игре с первых этапов её развития формируется личность ребенка, развиваются те качества, которые потребуются ему в учебной деятельности, в труде, в общении с людьми.

Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Игра и развитие ребенка с умственной отсталостью“» размещена в разделах

Говоря о нормально развивающемся ребенке, все это представляется как нечто естественное, изначально присущее детству и не требующее никаких воспитательных усилий.

Совсем иначе происходит у детей с нарушением интеллекта. Причины этого: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно-деловым общением с взрослыми, но все же, развитие детей с умственной отсталостью проходит те, же стадии, что и развитие нормально развивающегося ребенка.

Умственно отсталый ребёнок, если он научился играть, увлекается игровой деятельностью, как и все его нормальные сверстники. Но, в отличие от их игра, его игра часто носит примитивный характер, она лишена инициативы и творчества. У детей с нарушением интеллекта на первых стадиях обучения преобладает интерес к индивидуальным играм, так как они не умеют играть в коллективе, по причине неумения сотрудничества с сверстниками, ограничения речевых и коммуникативных способностей, не придерживаются правил, поэтому часто нарушают их. К примеру, у мальчика или девочки с нарушением интеллекта часто можно найти в кармашке фантик, шнурочек, колесико от машинки. Эти дети испытывают удовольствие, играя с такими вещицами в свободное время, на занятиях, во время дневного сна. Так же в свободное время дети с нарушением интеллекта, если они предоставлены сами себе, делают беспорядочные передвижения, затевают возню, устраивают свалки. Часто можно наблюдать навязчивые движения, такие как: раскачивание на стуле, перебирание пальцев на руке и др.

Игра может заинтересовать умственно отсталого ребёнка, только тогда, когда она доступна его пониманию. Поэтому прежде всего нужно понаблюдать за ребенком, во что и как он играет, а точнее производит манипуляции и только затем стремиться повторять и закреплять те игры, которые ребёнку знакомы. Условно говоря, если вы увидели, что малыш постоянно теребит в руках колесико, то можно научить его играть в машинки. То есть начать действовать с его предметом (отремонтировать машинку и продемонстрировать ребенку как словесно, так и наглядно как вы приделываете колесико, сопровождая какой либо небольшой историей (Наш грузовик ехал по дороге. Он попал в ямку. У машины отвалилось колесо. Надо ехать в мастерскую. Колесо нужно починить.). Затем можно научить его строить гараж из блоков и загонять машину в гараж. Затем машина может чем-то грузиться и возить что-то на фабрику или в магазины и т. д. Если все это будет постепенно, то ребенок усвоит это и начнет играть, а не просто манипулировать предметами.

Совершая совместные игровые действия, взрослый обращает внимание ребенка на последовательность производимых действий, например: «Сначала мы включим водичку, куклу Машу мы умоем, а потом вытрем. Вытри ее полотенцем. Вот так, хорошо. А теперь оденем ей трусики, маечку и положим куклу спать» и т. д.

Игра должна быть не сложная и спокойная. Вероятно, этим она и увлекает детей. Игры умственно отсталых детей однообразны и бедны, так же как бедны их фантазия и воображение. Дети любят повторять игры, но взрослому следует игры постепенно разнообразить, чередовать. Например, можно поиграть в подвижные игры «У медведя во бору», игры – эстафеты и др.

Создавая игровые ситуации и обучая детей осмысленным действиям с игрушками и предметами, взрослый должен вызвать у ребенка радостное отношение и интерес к игрушке. Этого можно достичь только в том случае, если родитель искренен в своем положительном эмоциональном настрое к детской игре. Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом. Взрослый должен ласково прикоснуться к каждому малышу, погладить его, взять за руку и т. п.

Рекомендации педагогам и родителям при работе с умственно отсталыми детьми :

1. Взрослым необходимо стараться не занимать время игр другими видами деятельности.

2. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте.

3. Эффективным приемом обучения игре детей дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребенком, и только потом рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.

4. Взрослый должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по конструированию из бумаги для детей с умственной отсталостью в развитии «Лягушка-квакушка»Детский мастер-класс по конструированию из бумаги для детей с умственной отсталостью в развитии «Лягушка-квакушка» Цель: изготовление поделки из бумаги Задачи: - формировать умение складывать пополам лист бумаги, складывать углы в разных направлениях;.

Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с легкой умственной отсталостью 5 класс Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся и воспитанников.

Конспект занятия по рисованию для детей с умственной отсталостью «Красивые бусы»Конспект занятия по рисованию для детей с умственной отсталостью «Красивые бусы» Тема: " Красивые бусы" Программное содержание: 1. Изобразительная задача: Формировать умение изображать предметы круглой формы. 2. Техническая.

Конспект занятия по рисованию с использованием штампа «Скачет зайка в белой шубке» с детьми с умственной отсталостьюКонспект занятия по рисованию с использованием штампа «Скачет зайка в белой шубке» с детьми с умственной отсталостью Тема: " Скачет зайка в белой шубке" Цель: продолжать знакомить с нетрадиционной техникой в рисовании Задачи: - учить передавать в рисунке.

Консультация для педагогов «Конструирование в развитие ребенка в 3–4 года»Консультация для педагогов «Конструирование в развитие ребенка в 3–4 года» Консультация для педагогов «Конструирование в развитие ребенка в 3-4 года». Конструирование —важное средство умственного воспитания детей.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы»Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы» В детских садах используется огромное количество различных дидактических и настольных игр для полноценного умственного, речевого и общего.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Тематическое планирование по ФГОС. 2 класс для детей с умственной отсталостью Тематическое планирование 2 класс по ФГОС I четверть 2 раза в неделю 16 часов № Тема занятий Коррекция нарушений звукопроизношения Лексические.

Занятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостьюЗанятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостью Конспект занятия "Путешествия в мир сказок" Цели: - соотносить движения, жесты, мимику, интонации с настроением и эмоциональным состоянием;.

Автор публикации:
Консультация для родителей и педагогов «Игра и развитие ребенка с умственной отсталостью»
Опубликовано: 25 февраля 2023 в 16:50
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД