Получи документы

Консультация для родителей «Логосказки в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение речи»

Наталья Капустина
Консультация для родителей «Логосказки в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение речи»

Целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизацию психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, называют логосказка.

Их могут применять в своей работе, воспитатели логопедических и общеобразовательных групп, как делаю это я. Логосказки могут представлять собой целое занятие, часть занятия или дидактическую игру.

Виды логосказок :

1. Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики) .

Публикация «Консультация для родителей „Логосказки в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение речи“» размещена в разделах

2. Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков) .

3. Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков) .

4. Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знания грамматических категорий) .

5. Сказки, способствующие формированию связной речи.

6. Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах) .

Виды театров подходящие для логосказки :

• с куклами на палочках; • пальчиковый театр, • би-ба-бо, и другие

Декорациями могут служить объемные ширмы, мини-макеты, дидактические пособия.

Процесс коррекции речи у детей часто бывает длительным и сложным, который требует от ребенка внимания, усидчивости, устойчивой работоспособности. Игровое общение является необходимым базисом, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.

Логосказки на постановку звуков включают упражнения на развитие мелкой моторики, речевого дыхания и артикуляционную гимнастику. Для детей создаются игровые ситуации, требующие точного выполнения заданий. Пример, мы катались на велосипеде, спустило колесо. Нужно накачать его, правильно артикулируя звук [с]. Пока ребенок не произнесет его правильно, дальше не отправляемся. Постановка звуков в такой форме способствует быстрому овладению артикуляцией, ускоряя процесс автоматизации.

3 этапа коррекции звукопроизношения : • развитие речевой моторики;

отработка правильного произношения звуков;

• автоматизации и дифференциация звуков речи.

Часто третий этап является самым трудным и длительным. Все артикуляционные позиции, необходимые для правильного произнесения звука, оказываются сформированными, вследствие чего они смешиваются. Дети в одних словах могут употреблять звук правильно, а в других — по-прежнему заменять. В таких случаях нужно проводить работу по дифференциации звуков.

Логосказки на дифференциацию звуков содержат задания и игры на четкое проговаривайте смешиваемых звуков в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, скороговорках, в стихотворных текстах и связной речи.

Отработка речевого материала осуществляется с ускорением темпа: от неторопливого проговаривания слогов, слов стоит переходить к более быстрому, а затем и ускоренному произношению.

В связи с тем, что у детей с нарушением речи часто страдают различные психические процессы, все задания направлены и на развитие внимания, памяти, мышления.

Когда звук у ребенка автоматизирован в слогах, словах и предложениях, можно использовать такой вид работы, как сочинение сказок про звуки. Оно дает возможность детям самим сочинять сказки с использованием наглядного материала.

Для этого разработаны таблицы с рисунками на каждый звук: в левом углу изображена буква, соответствующая данному звуку, и нарисованы несколько предметных картинок, в названиях которых есть этот звук. При составлении сказки можно вспомнить, с каких слов обычно начинаются сказки, и предложить ребенку свою сказку начать так же.

Можно предложить готовый образец сказки. Вначале детям сложно составлять сказки, чаще всего они повторяют образец. Используя в работе предложенные варианты, дети начинают охотно сочинять сказки самостоятельно, пытаясь не повторять сюжеты.

1-й вариант. Ребенок (самостоятельно или с помощью взрослого) придумывает события, ситуации, в которые данный звук мог попасть. Если ребенок затрудняется в составлении сказки по картинкам, то можно предложить ему образец. Дать картинки, рассмотреть их вместе с ним. Затем предложить ребенку составить предложения по каждой картинке, связывая их с предлагаемыми событиями.

2-й вариант. Рассмотреть с ребенком картинки. Обратить внимание на то, что в названиях картинок имеется заданный звук. Рассказать сказку, составленную педагогом, а затем предложить придумать продолжение сказки. Желательно, чтобы в рассказе ребенка был использован заданный звук.

3-й вариант. «Сказочный салат». Рассмотреть картинки, определить заданный звук в словах. Педагог составляет по первой картинке начало сказки. Ребенок продолжает, описывая вторую картинку. Третью картинку снова описывает педагог. Ребенок придумывает окончание, используя четвертую картинку.

4-й вариант. Педагог закрывает первую картинку, а ребенок придумывает начало и связывает его с остальными тремя картинками.

5-й вариант. В ходе составления сказки ребенок может ввести по своему желанию любой персонаж. Все герои должны быть связаны одним сюжетом.

Примеры сказок, которые педагог может предложить ребенку как образец:

Звук [с]. Жил-был звук [с]. Он любил путешествовать на велосипеде. Звук [с] брал насос и накачивал колеса: «Сы-сы-сы.» С ним всегда были его друзья: собака и сова. Сова летела высоко, а собака неслась за велосипедом. Вместе им было весело.

Звук [з]. Жил-был звук [з]. Он дружил с двумя девочками — Зоей и Лизой. Звук [з] превращался в комара и долго звенел: «З-з-з.», а девочки прятались. Потом Зоя и Лиза искали звук [з] в разных словах. Девочки получили от него подарки: Зоя — зонтик, а Зина — корзину.

Использование Логосказки как средства коррекции и развития коммуникативной функции речи повышает речевую активность и коммуникативную направленность речи детей с ОНР, активизирует оперирование различными типами коммуникативных высказываний (обращение-побуждение, обращение-вопрос, обращение-сообщение) ; овладение «схемой беседы», усвоение способов невербального общения (смысловой аспект человеческой мимики, естественные и экспрессивные жесты, использование их в практике общения; развитие связной речи.

Посредством Логосказки мы корректируем и развиваем свойства личности, черты характера ребенка с нарушением речи (самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность, а также коммуникативную, обобщающую и регулирующую функцию речи.

Через коррекцию и развитие речевого общения детей с ОНР происходит становление ребенка как языковой личности, представляющей собой системность его качеств, объектированных в речи, связанных с развитием коммуникативной сферы и реализующихся в процессе совместной деятельности в межличностном общении.

Публикации по теме:

Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зренияИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речиИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Введение. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Для развития детей.

Консультация для родителей «Нарушение сна у ребёнка» Сон- физиологический процесс, необходимый как для взрослых, так и для детей. Во время сна организм восполняет энергию, потраченную в течение.

«Консультация для воспитателей «Арт-терапия в коррекционной работе с детьми с РАС»» Имеющиеся нарушения эмоционально-волевой сферы у детей имеющих расстройство аутистического спектра требуют комплексного использования различных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Логосказки в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение речи»
Опубликовано: 8 декабря 2023 в 19:45
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД